Несколько недель назад собралась в Вене конференция ООН по борьбе с наркотиками. Глава Федеральной службы России по борьбе с наркотиками Виктор Иванов сказал в ходе конференции, что за последние 10 лет умерли миллион человек от наркотиков, произведенных в Афганистане. Большая часть жертв были в Европе и на Ближнем Востоке. Только в России афганские наркотики ежегодно отбирают жизни 30 тысяч человек.
Наркокартель Талибана
Индустрия наркотиков в Афганистане продолжает оставаться существенной частью местной экономики даже спустя 10 лет после вторжения США в страну. Хоть Афганистан всегда был "благословен" производством опиума и канабиса, но расцвет этой индустрии начался с окончанием советской интервенции и приходом к власти Талибана. Противники советских оккупантов и коллаборационистских властей не нуждались в доходах от наркотиков, поэтому те достигали самое большее 20 млн долл в год, в то время как помощь от США, Китая и Пакистана превышала 300 млн долл. После отступления советских войск и ослабления центральной власти выращивающие наркотики смогли действовать беспрепятственно. Никто не хотел отказываться от астрономических доходов: один дунам (1000 кв. м) поля опиумного мака дает доход, равный 40 дунамам хлопка. Мак не нуждается в системах поливки, которые большей частью были разрушены во время и после советской оккупации и гражданской войны, нет необходимости ухаживать за растениями, мак устойчив к погодным условиям.
В середине 90-х Талибан установил свою власть над большей частью территории Афганистана и наркоиндустрия, в сущности, стала легальной. Треть доходов от продажи наркотиков шли Талибану. Деньги не вкладывались в образование, здравоохранение или социальные службы. В тот период было построено множество тренировочных лагерей и закуплено много оружия.
Талибан пользовался помощью Осамы Бин-Ладена, который сумел превратить сотни исламских организаций в мире в хорошо организованную террористическую сеть. Похожим образом был создан наркокартель, в рамках которого Талибан был ответственным за выращивание мака и производство героина, а аль-Каида руководила транспортировкой и сбытом конечной продукции в Европе, Азии и Америке. В дополнение к этому представители Бин-Ладена занимались отбеливанием капиталов в Йемене, Судане и Пакистане.
Помимо делового интереса, Талибану был важен и идеологический аспект. Лидеры движения провозгласили в 1998г. в Кандагаре, что их производство наркотиков легитимно, потому что потребляют их "неверные". В самом Афганистане Талибан объявил войну потреблению наркотиков, которая включала показательные церемонии смертной казни.
ООН, страны Запада и Россия пытались вынудить Талибан запретить выращивание сортов мака, из которого производится опиум, но лидеры движения требовали в обмен признания их власти и финансовой помощи, которая компенсирует потери доходов из-за отказа от этой "отрасли экономики". В Европе склонялись согласиться, но США потребовали вдобавок выдать главарей аль-Каиды, которые были ответственны за теракты в американских посольствах в Кении и Танзании. Американское упрямство сорвало контакты.
Таиланд - OUT, Афганистан - IN
Как уже было сказано, падение власти Талибана в 2001г. не привело к ликвидации наркокартеля. 70% плантаций опийного мака в мире в 2002г. были в Афганистане.С тех пор объемы постоянно росли вплоть до 2009г. В тот период, в сущности, была уничтожена опиумная отрасть на Дальнем Востоке. Тамошние наркобароны не выдержали конкуренции с их коллегами в Афганистане. Стоимость производства героина в Бангкоке составляла 10000 долларов, а в афганских городах и селах то же количество героина производилось за 300-450 долларов.
Дополнительным фактором, способствовавшим наркокартелю в Афганистане была коррупция в государстве. Среди замешанных можно глав племен и кланов, представителей местной власти, генералов, правительственных чиновников и даже дипломатов. Некоторые утверждают, что даже брат главы правительства Карзаи замешан в сделках с наркотиками.
И соседний Пакистан является частью наркосистемы. Племенное и идеологическое родство способствуют этому. Оттуда поступают препараты, с помощью которых в афганских лабораториях мак превращается в опиум и героин. Часть этих лабораторий действуют в самом Пакистане. В дополнение к этому, Пакистан служит каналом для переправки наркотиков в Европу.
До 2009г. наркобизнес действовал в Афганистане почти открыто. Местный героин производился, среди прочего, в фармацевтических компаниях в Пешаваре и Джелалабаде. И огромные лаборатории, производившие ежедневно десятки тонн опиума-сырца действовали открыто. Производители наркотиков не стыдились даже указывать свои имена и телефоны на упаковках. Они пользовались креативными решениями для сбыта продукции: впечатляющий графический дизайн, романтические названия вроде "Слезы аллаха", "Верность", "Красная площадь".
В 2008г произошло резкое увеличение плантаций канабиса (конопли), из которого производится гашиш. И в этой области афганцы превратились в одного из монополистов, занимая 2-е место после Марокко.
Наркотики из Афганистана распространяются по миру по трем основным маршрутам. Южный, или пакистанский, маршрут проходит через порт Карачи и оттуда в Европу. Балканский маршрут также идет в Европу через Иран, Турцию, Боснию и Албанию. Северный маршрут проходит через среднеазиатские республики СНГ, там используются сотни пешеходных тропинок и конных перевалов, за которыми невозможно уследить. Затем это идет в Россию, Вост.Европу и западнее.
Со временем США были поражены, обнаружив, что наркотики в Афганистане – это не только внутренняя или региональная проблема. Проблема стала глобальной и ее влияние стало ощущаться в американских городах. Начиная с 2003г., власти США начали перехватывать грузы героина, источником которого был Афганистан, при этом распространение шло с помощью афганцев, проживающих в других странах. Также были случаи использования инфраструктуры наркокартелей Боливии и Колумбии.
Но основная проблема в том, что наркоиндустрия Афганистана финансирует механизм террора аль-Каиды и Талибана. Американские источники утверждали в свое время, что Мохаммед Атта, возглавлявший террористов, захвативших и направивших самолеты в Башни-близнецы ВТЦ, финансировал их с помощью доходов от продажи афганских наркотиков, переправленных по каналам "хавала". Сенатская комиссия, проверявшая счета Бин-Ладена, нашла на одном из них 28 млн долларов, источником которых были доходы от продажи героина.
Чересчур мало, но, возможно, не чересчур поздно
Американские силы в Афганистане, возможно, смогли свалить режим Талибана, но во всем, что касается наркоиндустрии в этой стране, успех был лишь частичным. Между 2001 и 2007 годами производство опиума в Афганистане возросло в более, чем 100 раз. На протяжении длительного времени США игнорировали афганскую империю наркотиков. Занятие этим вопросом было бы связано с трениями с афганским населением, для большой части которого это была единственная возможность жить и зарабатывать. Кроме того, в США полагали, что рынок наркотиков там находится под влиянием, в основном, южноамериканских картелей. Но тем временем афганские наркотики стали доходить до американских городов. И информация о связи между наркотиками и террором стала просачиваться.
Еще в 2004г. американская администрация оказывала давление на правительство Карзая бороться с наркоиндустрией. В итоге предложило афганское правительство выращивающим мак и коноплю 125 долларов за каждый дунам опийного мака, который будет уничтожен или будет переведен на выращивание другой продукции. У этого предложения было нулевое влияние, ведь производители наркотиков платили в тот период 1600 долларов за урожай каждого дунама.
В 2008г. правительство Карзаи создало комиссию по отслеживанию химических препаратов. Был запрещен импорт препаратов без разрешения этой комиссии. Кроме того, были полностью запрещены составляющие, с помощью которых производится опиум из мака. Но эффективность этих шагов была низкой, при этом основной помехой вновь была коррупция.
В 2009г. началось изменение в оперативной плоскости. Пришел конец абсурдной ситуации, когда Кандагар был одним из центров финансирования и производства наркотиков, несмотря на то, что в том районе находятся самые отборные подразделения армий США и Британии, записавшие на свой счет многие оперативные удачи. С тех пор площади плантаций опиумного мака сократились на четверть. Доходы от продажи наркотиков только в 2010г. уменьшились на половину. Так, например, несколько недель назад вертолеты НАТО уничтожили транспортные средства, перевозившие 1,3 тонны морфия и опиума.
Но шаги, предпринятые до сих пор, недостаточны. Разрушение западного общества (с помощью афганских наркотиков) продолжается и финансирование террора путем продажи наркотиков еще не прекратилось. Оборот наркоторговли, которым ворочают главари террора, оценивается в десятки миллиардов долларов. Поэтому есть немало, что надо сделать. Можно, например, постановить, что любой грузовик в Афганистане и, тем более, автоцистерны, перевозящие кислоты и которые можно использовать для переправки препаратов для изготовления опиума и героина, перейдут под контроль войск НАТО.
Требования России уничтожить плантации мака и конопли в Афганистане наталкиваются на американский отказ. Проблема не является технической. В 2004г. министерство с/х США финансировало разработку препаратов для уничтожения посевов коки в Южной Америке. Уже тогда были специалисты, разработавшие препараты, способные уничтожать и растения коки, и опийного мака. США воздерживаются от уничтожения плантаций дурмана в Афганистане, чтобы не вызвать возмущение афганского населения, зарабатывающего на этом. Но с течением времени, видно, не будет выбора, кроме предпринятия этого решительного шага. В эти дни Россия пытается провести резолюцию ООН, накладывающую санкции на выращивающих опиумный мак.
Мировой кризис в выращивании пшеницы – это отличная возможность поощрить афганских крестьян начать выращивать злаковые вместо мака. В конце концов, и в Афганистане хотят есть.
("Макор ришон" 15.04.11)
Перевел Моше Борухович
МАОФ