Maof

Sunday
Sep 08th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Джихад упоминается в Коране много раз - мусульман призывают выйти на джихад во имя Аллаха «всем своим достоянием и всей своей душой», то есть – отказаться от самого дорогого, чтобы продвигать цели ислама в захвате им власти над неверными – «чтобы дело аллаха победило, а дело неверных проиграло».

Джихад предназначен защищать ислам от чужаков, злоумышляющих козни против него, но он является также атакующим действием для распространения ислама и его насильственного насаждения с помощью меча среди тех, кто не переходит в ислам добровольно. Вот цитата из Мохамада: «Я получил приказ воевать против людей, пока они не скажут, что нет бога кроме аллаха, а Мохамад – его посланник, чтобы молились…. И если сделают так, то спасут от меня их кровь и имущество».

С течением времени и утверждения империи ислама на захваченных территориях – от Индонезии на Дальнем Востоке до Марокко на западе - основной упор перешел с захвата на управление государством, от насаждения ислама к управлению экономикой. Мусульмане нуждались в знаниях и талантах представителей прочих религий – персов, евреев, христиан, - и поэтому умерили значение заповеди джихада и начали привыкать к наличию «неверных» в среде мусульман.

Современный джихад

Исламская революция 1979 года в шиитском Иране стряхнула пыль с идеи борьбы против «ереси», пробудив волны также в суннитском мире. В 1980 году египтянин по имени Мохамад Абед эль-Салам Фардж опубликовал книгу «Аль-фрида аль-аауба (скрытая заповедь)», от выполнения которой все уклоняются. Он подразумевал заповедь джихада. В краткой, но монументальной книге автор, исходя из исламских источников, доказывал, что на каждом мусульманине лежит личная заповедь постоянно пребывать в состоянии джихада против неверных. Но не только против них – также и против мусульман, которые своими действиями служат неверным. Спустя год после публикации книги был убит президент Египта Ануар аль-Садат, и обвинение возложило на Фарджа значительную часть подстрекательства к убийству президента. В 1982 году он предстал перед судом за подстрекательство к убийству Садата и приговорён к смертной казни.

Хотя египетские власти ликвидировали Фарджа, но им не удалось ликвидировать идею постоянного джихада. Лидер джихадистской египетской организации, возникшей для реализации этой идеи, Айман аль-Завахири, со временем стал заместителем и преемником Бин-Ладена.

Не безграмотные и не бедняки

Палестинская организация Исламский джихад была создана в 1980 году д-ром Фатхи Шкаки, вдохновлённым египетской джихадистской организацией и хомейнистской революцией в Иране. Начиналось всё в Египте в университете города Заказик, являющемся центром радикальной исламской деятельности. Основатель, д-р Шкаки и его друг, со временем сменивший его, д-р Рамадан Абдалла Шелах, тогда были студентами-медиками. Тут важно подчеркнуть, что основание организации и преданность идее джихада не имеет никакого отношения к бедности, невежеству, безработице. Наоборот: бросается в глаза наличие представителей образованной интеллигенции, особенно обладателей медицинского диплома, в руководстве исламских террористических организаций – Айман аль-Завахири из египетской организации, Абед аль-Азиз Рантиси и Махмуд аль-Захар из ХАМАСа – все они врачи, образованные люди, не какие-то невежды и отнюдь не бедняки.

По окончании учёбы Шкаки вернулся в Газу и занялся созданием организации, чтобы воплотить идею джихада. Важно отметить, что в начале 80-х годов ХАМАС ещё не был боевым движением. Тогда в Газе он организовал благотворительные исламские учреждения «аль-Маджма аль-ислами», работавшие с населением в духе «мусульманских братьев», выстраивая мусульманское общество «снизу доверху». В джихадистском восприятии речь шла о потере времени и ресурсов, ведь все силы должны быть брошены и направлены на одну-единственную цель – непрерывную и бескомпромиссную борьбу с Израилем. Любая другая цель – какой бы важной ни казалась – не что иное, как отвлечение усилий и ресурсов в неправильном направлении.

Когда разразилась первая интифада в декабре 1987 года активисты джихада встали в первых рядах событий. Люди «аль-Маджмы» присоединились к ним через пару дней и создали «Движение исламского сопротивления - ХАМАС». По сей день деятели джихада обвиняют хамасников в том, что они оппортунистическая организация, поймавшая тремп на интифаде, начатой джихадистами, и завладшая ею.

В 1988 году Шкаки был изгнан в Ливан, где принялся налаживать связи с арабским и исламским окружением в Сирии и Иране при помощи Хизбаллы, укрепившейся в те годы в Ливане, занимаясь борьбой с израильскими силами, рассредоточенными в то время Южном Ливане.

Джихад воспроизвёл модель действий самоубийц, разработанную Хизбаллой, воплотив её в Газе, Иудее и Самарии. Самой заметной акцией был двойной теракт на перекрёстке а-Шарон в январе 1995 года, где погибли 21 солдат и один гражданин. Д-р Шкаки был ликвидирован на Мальте через 9 месяцев после теракта мотоциклистом, который, "согласно зарубежным источникам", был боевиком Мосада. Сменивший Шкаки д-р Рамадан Абдалла Шелах сократил разъезды по миру, предпочитая отсиживаться в убежище в Дамаске.

В ходе второй интифады организация провела свыше 400 террористических операций, жертвами которых пало более 140 израильтян, несколько сотен было ранено. Главным оплотом организации был Дженин, и он безнаказанно действовал там вплоть до операции «Защитная стена» в апреле 2002 года. Главными активистами в Шомроне были Айяд Хардаз и Иль Асаф, Асад Даха, Махмад Тальба, Табат Мардауи и Али аль-Цафури. Самым крупным терактом инфраструктуры джихада в Шомроне был осуществлённый Ханади Джардадом в ресторане «Максим» на въезде в Хайфу, там погибли 21 человек, среди них женщины и дети.

Организация действовала также и в районе Хеврона под руководством Мохамада Сидра и Дейба Шауаки, посылающих террористов-самоубийц главным образом в район Иерусалима. Теракт на тропе молящихся в Хевроне, где погиб командир бригады полковник Дрор Вайнберг (ноябрь 2002 года), - это инициатива Мохамада Сидра.

Вызов ХАМАСу

Организация «Палестинский исламский джихад» привлекает внимание экстремистов, люто ненавидящих Израиль, в первую очередь – иранцев. Они использовали факт отсутствия общественной повестки дня у организации или целей захвата власти. Они используют её для расшатывания порядка, который ФАТХ пытался навести на территориях ПА, чтобы укрепить там власть автономии. Сегодня Иран занимается тем же, но уже против ХАМАСа. Сирии и Иран отчаянно ищут возможности отвлечь внимание мирового сообщества от обостряющейся резни в Сирии. Для этой цели нет ничего лучше, чем знакомый и привычный фронт в Газе. Но ХАМАС не готов сотрудничать в подогревании ситуации в Газе, поэтому он в их глазах выступает противником их интересов в нынешний момент.

Вообще в последние месяцы воцарился недобрый дух в отношениях между Ираном и ХАМАСом из-за отказа ХАМАСа публично поддержать сирийский режим, борющийся за выживание против своих граждан. Вмешательство Египта в сделку Шалита, что вытеснило на обочину факторы районного значения, помешивавшие кипящий котёл - Иран и Турцию – только подлила масла в огонь напряжённости между Ираном и ХАМАСом.

Деньги, оружие и ракеты, накопленные «Исламским джихадом», позволяют ему бросить серьёзный вызов ХАМАСу. Он может привести к расшатыванию всего жизненного распорядка в Газе путём бесконтрольных обстрелов Израиля. Власть ХАМАСа может, если только пожелает, разбить энергичной военной операцией «Исламский джихад», но тогда власть ХАМАСа будет восприниматься арабами как "служба безопасности Израиля" и он попадёт под атаку СМИ, подобно ФАТХу, подписавшему с Израилем соглашения о соблюдении безопасности. Поэтому лидеры ХАМАСа пытаются прийти к соглашениям с главарями «Джихада» - чтобы с одной стороны у ХАМАСа была возможность править, а с другой стороны сохранилась свобода действий и чтобы при этом его не обвиняли в подавлении "сопротивления".

(«Макор ришон» 04.11.11)


Перевела Фаня Шифман
МАОФ