Maof

Thursday
Dec 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Волна исламских переворотов, захлестнувшая Ближний Восток, благодаря невмешательству 44-го президента США Барака Хусейна Обамы, смыла светских диктаторов Туниса, Ливии, Египта и Йемена. На очереди тиран Сирии, падение которого, вероятно, является вопросом нескольких месяцев. На фоне дестабилизации большинства режимов арабского мира, включая растерзанный на куски Ирак и почти бескровную, но неумолимую исламизацию Ливана, Иорданское королевство кажется островом спокойствия в бушующем море радикального ислама.

Однако кажущаяся стабильность Иордании сродни состоянию патрона, брошенного шаловливой рукой в пионерский костер. Демографическая ситуация в королевства напоминает толстый ломоть хлеба с тоненьким слоем намазанного на него масла. Около семидесяти процентов населения составляют оседлые палестинские арабы и лишь треть — бедуины и примкнувшие к ним потомки различных эмигрантских волн, в первую очередь удыги, более известные в наших краях как черкесы.

Эта треть и является оплотом королевской власти. Она занимает все ключевые позиции в аппарате управления и силовых структурах государства и в полном соответствии с нормами, принятыми на арабском Востоке, по мере возможности, успешно угнетает оставшиеся две трети населения.

Вытесненные в сферу частного бизнеса и свободных профессий, палестинские арабы и без того воспринимают «иорданскую» идентификацию без особого энтузиазма. Воодушевляемые успехом соседей и вялой беспомощностью администрации США, они все меньше готовы признавать власть династии Хашимитов и все больше склоняются к необходимости собственного независимого государства.

Нестабильность была изначально заложена в неестественном рождении государства. Иордания возникла в результате циничной колониальной политики Британии в 1922 году на трех четвертях Палестины, незадолго до того предназначенной, в соответствии с декларацией Бальфура, еврейскому народу. Королевство было задумано англичанами как марионеточное государство, обеспечивающее британский контроль всего региона и, по сути, денонсирующее прежние обещания о создании еврейского национального очага.

Королевская династия Хашимитов, присланная англичанами из Аравии, с самого начала не была воспринята оседлым населением как легитимная власть, и потому была вынуждена опереться на бедуинов, черкесов и другие меньшинства.

Первый хашимитский король Абдалла был убит своими палестинскими подданными в 1951 году. А в 1970-м Организация освобождения Палестины под руководством Арафата попыталась создать независимое государство на севере Иордании. Попытка была подавлена с большой жестокостью. Напоминающий Шона Коннери обаятельнейший король Хусейн, внук убитого Абдаллы, расстрелял около 20 тысяч своих подданных, надолго отбив у них желание проверять на прочность королевский трон. Дальновидный Хусейн противился и созданию арабского государства в Иудее и Самарии, понимая, что следующей целью палестинских арабов станет его собственное королевство.

Однако нынешний иорданский король, сын Хусейна Абдалла Второй, не обладает ни импозантностью, ни твердостью своего отца. Стремясь заработать очки среди палестинских арабов, он проводит последовательную антиизраильскую политику, привечает ХАМАС и лоббирует идею создания арабского государства к западу от Иордании. Однако заигрывания с палестинскими арабами лишь осложнили его отношения с бедуинскими кланами, традиционно поддерживавшими династию. Тяжелое экономическое положение и растущая в стране безработица усугубляют положение еще больше.

Падение «иорданского бутерброда» в пропасть народной исламской революции станет драматическим поворотом для Хашимитской династии. В лучшем случае Абдаллу ждет судьба Мубарака, в худшем — Каддафи.

Взрыв ситуации в соседней Иордании, безусловно, прибавит головной боли Израилю, чьи границы и так полыхают уже и с юга, и с севера. Но в долгосрочной перспективе свержение династии Хашимитов станет благом для евреев. Возникновение независимого государства палестинских арабов на трех четвертях Палестины раз и навсегда лишит легитимности циничные требования обеспечить национальные чаяния палестинских арабов за счет еврейского государства. Девиз о двух государствах для двух народов Палестины обретет смысл, превратившись из инструмента борьбы против еврейской страны в проект по достижению мира на Ближнем Востоке.

Статья впервые опубликована на сайте http://www.forumdaily.com/5884/