Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
«Герой нужен только между рабами,
чтобы сделать их свободными людьми»
Пьер Буаст,
французский лексикографXIXвека

«...Мы дожили до такого времени, когда героизм само стремление жить по совести»
Феликс Кузнецов,
критик и литературовед

«Несчастна та страна, которая нуждается в героях»
Бертольд Брехт, немецкий поэт, прозаик, драматург


Долгие годы службы в военно – морском флоте сделали для меня привычными длительные разлуки с семьей. Тем не менее, я всегда чувствовал себя виноватым перед единственной дочерью, которая была обделена моим вниманием, хотя отношения наши складывались наилучшим образом: мы очень тепло относились друг к другу и тяжело переносили разлуку. Дочь хорошо училась в школе, но мне всегда казалось, что я недостаточно влияю на её культурное и духовное развитие, полноценное и разностороннее восприятие жизни.

Именно это и послужило причиной моего решения весь свой очередной отпуск 1971 года, который совпадал с зимними каникулами в школе, посвятить дочери и провести его в Москве.Моим планам, как это редко бывало, суждено было осуществиться. Мы прекрасно провели время, слушали оперы в Большом театре и Дворце съездов, посмотрели несколько в то время нашумевших спектаклей, побывали в концертных залах и музеях. Но особенно нас потряс спектакль по Бертольду Брехту «Жизнь Галилея» в Театре «На Таганке». Сам спектакль и его необычная любимовская режиссура не могли оставить зрителя равнодушным. Квинтэссенцией спектакля была сцена, когда главный герой драмы, великий ученый – астроном Галилео Галилей, которого блистательно играл актер Борис Хмельницкий, возвращается домой после инквизиционного судилища, где его заставили отречься от своих идей устройства Вселенной. В ответ на упреки своего ученика и его искренние сожаления, что они потеряли свою надежду, а страна - своего героя, Галилей выходит на авансцену и патетически провозглашает: «Несчастна та страна, которая нуждается в героях!» Актер застыл с вытянутой в сторону зрителей рукой.

В зале наступила абсолютная тишина, которую через пару минут прервал гром аплодисментов и возгласы «Браво!» Я обратил внимание, что рядом с нами стояла известная в те годы эстрадная певица Гелена Великанова и, смущенно улыбаясь, вытирала слезы. Под впечатлением от спектакля мы с дочерью еще долго обсуждали философскую суть авторского лозунга о героизме, который по тем временам резко диссонировал с изобилием пропагандистских слоганов, которые тогда культивировал тоталитарный коммунистический режим. С тех пор осмысление изречения Брехта о месте героического начала в нашей жизни стало для меня четкой нравственной категорией, навсегда определившей героизм, как производную нравственной категории совести.

Впервые вопрос об исторической природе героизма был поставлен итальянским философом XVIII века Дж. Вико, считавшим героизм характерной чертой лишь определенного периода в развитии человечества, так называемого «века героев», предшествующего «веку людей». Связывая героизм с условиями жизни античного общества, Вико отрицал возможность героизма в последующий, «разумный» период истории. Эта концепция получила всестороннее развитие и у немецкого философа Гегеля, который отличительным признаком «героического века» считал его становление в период, предшествующий развитому государственно – правому строю. Однако история показала, что и установление такого государства в борьбе с феодализмом продолжало порождать своих героев.

По этому поводу ещё в XVII веке французский литератор и философ де Сент – Эвремон писал: «Государственная польза»...Таинственная фраза эта придумана ловкими политиканами для того, чтобы освятить и обтяпать свои неправые делишки». Как может на первый взгляд показаться странным, еще более откровенно по этому поводу писал пролетарский вождь В.Ленин: «Мы помним, как полвека тому назад великорусский демократ Чернышевский... сказал: «Жалкая нация, нация рабов, сверху донизу – все рабы». Откровенные и прикровенные рабы – великороссы... не любят вспоминать об этих словах. А, по – нашему, это были слова настоящей любви к родине, любви, тоскующей...»

Очень точно описал российское общество М.Ю. Лермонтов в предисловии к «Герою нашего времени». «Герой Нашего Времени, ...портрет (Печорина -М.М.), но не одного человека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии... Вы скажете, что нравственность от этого не выигрывает? Извините. Довольно людей кормили сластями; у них от этого испортился желудок: нужны горькие лекарства, едкие истины».

И вот, спустя более 150 лет один из самых известных современных русских писателей В. Маканин в своем романе «Андеграунд, или Герой нашего времени», продолжил традицию героев эпохи, созданных Пушкиным, Лермонтовым, Толстым, Достоевским. Андеграунд – это мир неохватной «общаги» под названием Россия, в ней не выживают пламенные пассионарии – идеалисты, но способны существовать такие борцы, как Петрович – главный герой романа. Стихийный философ, почти бомж, он, несмотря ни на что, живет легко, ни о ком не заботясь, плывет по течению жизни, веря в удачу. Но, избегая печалей, невольно лишает себя и радостей.

Становится очевидным, что бесспорным мировым авангардистом в создании «страны героев» был, почивший в бозе Советский Союз – тоталитарное государство, детище коммунистов – ленинцев, от пороков которого его преемница Россия не может избавиться по сей день. Государство беспросветной нищеты, погрязшее в коррупции, лицемерии и лжи, пытается создать видимость иллюзорного благополучия на фоне, узаконенного правового беспредела, продолжающего с «совковых» времен культивировать в обществе чувство непреодолимого страха. По Брехту, именно такая страна нуждается в героях, а следовательно она неблагополучна, поскольку для нормальной жизни от людей требуются героические усилия, а не обычный, налаженный социально – государственный порядок, в рамках которого и находят свое разрешение возникающие в стране проблемы.

Нет ничего удивительного, что еще задолго до войны Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля 1934 года была учреждена самая высокая и самая почетная государственная награда советского периода, хотя и далеко не самая редкая, - звание Героя Советского Союза. За все годы советской власти их насчитывалось куда больше (12 772 чел.), чем кавалеров всех степеней любого «полководческого» ордена времен Второй мировой войны, и больше, чем кавалеров последнего по порядку учреждения советского ордена «За личное мужество». Звание Героя Советского Союза – первая в мире награда такого рода. После окончания войны в ряде социалистических стран – сателлитов СССР - по аналогии со званием Героя Советского Союза были учреждены национальные высшие степени отличия: «Герой МНР», «Герой ЧССР», «Герой НРБ»,«Герой КНДР». Уже после развала СССР было учреждено звание «Герой Украины», а совсем недавно в прессе прошла информация об учреждении подобного звания в Казахстане, и президент Назарбаев должен стать первым его обладателем.

Однако звание Героя Советского Союза никогда не становилось оберегом его обладателя в эпоху сталинской тирании. В самом начале войны один из первых Героев Советского Союза генерал армии Д.Г. Павлов, командующий Западным (Белорусским) военным округом, был расстрелян по приказу Сталина. По его инциативе такая же участь постигла легендарного комкора, дважды Героя Советского Союза Я.В. Смушкевича, героев Г.М. Штерна и П.В. Рычагова. Даже без видимого суда и следствия осенью 1941 года был расстрелян командарм второго ранга Г.М. Штерн. Уже после войны, в начале 50 – х годов, в сталинских застенках погибли Герой Советского Союза генерал – полковник В.Н. Гордов и лишенный в первые годы войны геройского звания и звания маршала Советского Союза Г.И. Кулик. Дважды Герой Советского Союза Главный маршал авиации А.И. Новиков был несправедливо разжалован и провел 7 лет в тюрьме, вплоть до смерти «любимого вождя».

Первым Героем Советского Союза в сухопутных войсках стал командир 1 – й Московской мотострелковой дивизии полковник Я.Г. Крейзер (Указ от 15.7.41 г.) за организацию обороны по реке Березине. Яков Григорьевич Крейзер, дослужившись до генерала армии был одним из первых евреев, удостоенных звания Героя Советского Союза.

Сразу по окончании войны, в середине 1945 года, Мирра Железнова (литературный псевдоним Мирьям Айзенштадт), обозреватель единственной в военное время еврейской газеты «Эйникайт» («Единение»), получила по запросу С. Михоэлса в седьмом наградном отделе Главпура Советской Армии данные о количестве евреев - Героев Советского Союза. Эти данные о 135 евреях - Героях Советского Союза она опубликовала в своей газете. Ни Сталин, ни его юдофобское окружение не смогли этого простить журналистке и в апреле 1950 года она была арестована. Эта публикация была одним из главных предъявленных ей обвинений.

Тем не менее, не обходилось и без курьезов. Я хорошо помню, как осенью 1941 года вся страна на фоне побед под Москвой восхищалась подвигом 28 героев легендарной дивизии Панфилова. Как писала тогда «Красная звезда», эта горстка бойцов на подступах к Москве вступила в бой с 54 немецкими танками и ценой своих жизней не пропустили врага к столице. Руководил ими политрук Клочков, которому будто бы принадлежал, впоследствии растиражированный призыв к своим бойцам: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва». К сожалению, уже после войны эта история, как выяснилось, сочиненная корреспондентом « Красной звезды» А. Кривицким и комиссаром панфиловской дивизии Егоровым оказалась привычным пропагадистским трюком. Из 28 погибших героев пятеро оказались живыми и здоровыми, а один из них, тоже получивший Звезду Героя Советского Союза оказался дезертиром и состоял на службе у фашистов.

Указом от 8 июня 1960 года звание Героя Советского Союза было присвоено испанцу Рамону Меркадеру, только что прибывшему в СССР из мексиканской тюрьмы после отбытия 20 – летнего срока заключения за совершенное в 1940 году по приказу Сталина убийство Льва Троцкого. Убили бывшего Верховного Главнокомандующего Вооруженными СиламиРСФСР и члена Политбюро ЦК ВКП(б) не за борьбу против коммунизма, а за то, что он был соперником Сталина в битве за власть. Р. Меркадеру звание Героя присвоили секретым Указом, заменив его фамилиюна чужую. Лишь спустя 20 лет он смог получить свою «Золотую Звезду», чтобы вскоре умереть в СССР и быть под псевдонимом похороненным в Москве.

В начале 60 – х Н. Хрущев удивил всю страну и весь мир, сделав Героями Советского Союза кубинского лидера Фиделя Кастро и президента Египта Гамаля Абдель Насера, воевавшего на стороне фашистской Германии в армии генерала - фельдмаршала Роммеля. Именно по этому поводу тогда пел Владимир Высоцкий: «Отберите орден у Насера, не подходит к ордену Насер». Несколько позже Героем становится глава правительства Алжира Ахмед Бин Белла, через год свергнутый своим же народом и лидер коммунистов ГДР Вальтер Ульбрихт.

За все 52 года относительно мирной жизни советской страны звания Героя СССР получали, в среднем, 33 человека в год. А вот за постсоветские годы существования мирной демократической России только по данным открытых источников было выдано около 1000 звезд Героев России. То есть приблизительно 66 раз в год в России совершался очередной беспримерный подвиг, причем, как правило, страна не знала ни героев,ни их свершений. Большинство Героев России ныне строго засекречены. Вот что по этому вопросу ответили корреспонденту журнала «Огонек» в Управлении Президента РФ по государственным наградам: «Понимаете, сейчас звание Героя присваивается в большинстве случаев за Чечню, и документы на предсталение к наградам проходят по спискам военных, ФСБ или МВД. Конечно, есть и всем известные герои, но их немного».

Создавшаяся ситуация способствовала тому, что культурная и бизнес-элита нынешней России создала свою собственную, платную систему награждений с использованием исторического опыта России XIX века, когда любой желающий мог внести в казну 20 – 30 тысяч рублей и купить себе орден Святой Анны, или «Анну на шее». Сегодня этот процесс поставлен на поток: Клуб лучших менеджеров России имени Петра Великого за 20 тысяч долларов продает орден «Почетный знак Петра Великого» и награждает золотой медалью Петра Великого «За трудовую доблесть».

Международная лига стратегического управления, учета и планирования вручает своим лауреатам сразу два ордена – «Гордость России» и «Слава России», а Международный благотворительный фонд «Меценаты столетия» одаривает орденом «Меценат» и премией «Добрый ангел мира». Фонд «Национальная слава» награждает «Рубиновым крестом Славы» и орденским крестом «Священная Держава». И это далеко не полный перечень наградного «ассортимента». На каждую из наград имеется прейскурант, который легко найти на сайте Совета по общественным наградам Российской геральдической палаты.

Есть даже «Клуб Православных Меценатов», награждающий желающих орденом «За Благодеяние». Видимо, неспроста девицы группы PussyRiot посчитали возможным использовать амвон церкви Христа Спасителя для панк – молебна «Богородица, Путина прогони!» Идеологически ангажированный российской властью журналист Аркадий Мамонтов, ведущий ток - шоу на канале «Россия», настоятельно взывал к участникам дискуссии осудить поступок членов группы PussyRiot, уже несколько месяцев содержащихся за тюремной решеткой, и был несказанно обрадован, когда виновниками этой«антиклерикальной» акции предложили признать привычных для России «козлов отпущения» Марата Гельмана и Бориса Березовского. После того, как общественности стала известна степень греховности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в миру Владимира Михайловича Гундяева, никакие предпринятые им многолюдные молитвенные состояния вряд ли помогут: тут явный дефицит совести православного Патриарха.

И нет ничего удивительного, что, пользуясь определениями Бертольда Брехта и его единомышленников Пьера Бауста и Феликса Кузнецова, вынесенными в эпиграфы к этой публикации, можно было предсказать развал страны, которая называлась Советским Союзом, и тяжелейшую хворь, которой поражена современная Россия.

Уж так было начертано судьбой, что эта земля предоставила последний приют моим родителям, в ней покоятся останки 68 моих близких родственников, погибших в боях с фашизмом и уничтоженных в годы Холокоста. И когда речь заходит о героизме, я невольно вспоминаю свою двоюродную сестру Машеньку, которая бежала из Минского гетто вместе со своим маленьким братиком Исааком. В поисках еды они напоролись на местного полицая, который повторно сдал их в гетто, где они были прилюдно, в назидание другим узникам, казнены. Никто точно не знает, сколько в страшные годы Холокоста было подобных судеб, о которых, наверное, мы уже никогда и не узнаем.

И тем не менее, мир продолжает узнавать правду о настоящих героях, спасавших евреев в годы Холокоста. В 90 –е годы мир узнал о подвиге англичанина Николаса Уинтона, который в годы войны спас от неминуемой гибели 669 еврейских детей из Чехии. Последовал торжественный приезд сэра Уинтона в Прагу, где президент страны Вацлав Гавел наградил его высшей чешской государственной наградой – орденом Белого Льва. В 2003 году Елизавета II пожаловала сэру Николасу Уинтону рыцарский титул. Правительство Великобритании присвоило ему звание Героя Холокоста. А на пражском вокзале «Prahahlavninadrazi» открыт памятник – прообразом девочки, стоящей рядом со своим спасителем, стала внучка реально спасенного Уинтоном ребенка. Всевышний бережет этого человека - сэру Николасу Уинтону исполнилось 102 года.

Мы хорошо осведомлены о восстании в Варшавском гетто, а совсем недавно в печати впервые появилась подробная информация о восстании осенью 1943 года узников фашистского концлагеря Собибор, которое вошло в историю как одна из героических страниц Сопротивления в годы Второй мировой войны. Очень важно заметить, что это был единственный случай, когда восстание в фашистских застенках завершилось победой. На Западе об этом событии издано немало книг и создано несколько фильмов. Но в России об этом восстании мало кому известно, хотя руководил им советский офицер, лейтенант Александр Аронович Печерский.

И нет в этом ничего удивительного: в стране, на оккупированной территории которой в годы Холокоста гитлеровцы с помощью местных коллаборационистов успешно решали «еврейский вопрос», где были уничтожены миллионы евреев, нынешняя молодежь не знает даже значения этого слова. Да откуда им это знать, если в всем мире 27 января официально отмечается Международый день памяти жертв Холокоста, а Россия остается одной из немногих стран, где этот памятный день до сих пор официально не признан. Но, похоже, это мало волнует кремлевского раввина «итальянского разлива» Берла Лазара и его многочисленную свиту «профессиональных евреев».

Сто раз прав российский музыкальный критик Артемий Троицкий, которому принадлежит праведная мысль: «Если главным героем страны является садист, тиран и изверг рода человеческого Иосиф Сталин, как такая страна может быть счастливой? Она запрограммирована на несчастье». И по сей день Россия находится под пагубным влиянием этого «героя», который продолжает растлевать неокрепшие души.