Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Комментаторы затрудняются разгадат загадку американского сфинкса - Барака Хусейна Обамы. Его поведение на фоне развития событий в Египте выглядит странным, но не будем впадать в ошибку. Он точно знает, чего он хочет, и его предательство Мубарака продумано изначально и хорошо взвешено. Верно, что его поведение противоречит жизненным интересам Америки, но для Обамы есть вещи важнее интересов США.

Обама - не просто демократ. Он верит в демократию, как религиозный человек верит в Бога. Ему "ясно", что воплощение демократических идей может принести только благо и что в любом случае - демократия превыше всего. Поскольку он продукт пост-модернистского поколения, а главное - пост-колониального, демократия для него - это освобождение угнетенных народов и исправление несправедливости, причиненной им белым человеком, несправедливости, которая еще проявляется в режимах, созданных в странах третьего мира после ухода оттуда западных империй. Пост-колониальную идеологию принимает Обама с абсолютной серьезностью. В отличие от остальных лидеров западного мира вообще и США, в частности, для Обамы демократические ценности - не только словесная дань. Он идет с ними до конца, готов разрушить горы, даже если эти горы - горы глобальных интересов США.

Точное определение политической идеологии Обамы - демократический фундаментализм. Источник понятия "фундаментализм" в латинском глаголе foundo, смысл которого - основывать, и отсюда существительное foundum (основы). Обычно этот термин относят к религиозной вере, подразумевая, что человек привязан к базовым догмам религии в буквальном их смысле. Но фундаменталистский подход не относится только к религии, любая попытка прилепиться к базовым догмам идеологии в буквальном их смысле - своего рода фундаментализм. В этом смысле есть и демократический фундаментализм. Обама, прилепившийся к догмам идеологии, в которой он вырос, принимает их буквально и выполняет "по книге". Он демократический фундаменталист.

Внешность и стиль Обамы, подходящие к роли молодого преуспевающего адвоката в любом американском телесериале, могут ввести в заблуждение. Обама - не менее решительный революционер, чем Ленин. Он не менее фанатичный, чем тот.

Он стремится буквально воплотить идеологию, в которую он верит. Он не поколеблется отрывать головы во время реализации, даже если это головы союзников Америки. В этом объяснение его неожиданной поддержки "египетского народа и его революции" - поддержки, разрушительность которой понимает всякий здравомыслящий человек, разрушительность не только по отношению к Америке, но и в отношении всего мира.

Обама не нуждается в комментаторах, чтобы понять, что есть значительный шанс, что Египет падет в руки радикального ислама, как это случилось в Газе. Но в отличие от своих предшественников на президентском посту, ошибшихся в своих оценках в отношении Газы, Обама не ошибается. С его точки зрения, стоит позволить народам третьего мира выбрать себе власть - какой бы она ни была. За это их право он готов, чтобы белый человек заплатил любую цену - так ему и надо.

Его решительность в реализации его идей должна послужить предупредительным сигналом для Израиля. Он попытается воплотить эти идеи и в "палестинском" вопросе, не считаясь с американскими интересами, устойчивостью на Ближнем Востоке или любой логикой.

Но еще более важный смысл, вытекающий из политики Обамы, заключается в том, что реализация системы пост-модернистских демократических ценностей вскрывает ее внутренние противоречия. Это этап заката любой человеческой идеологии, какое благо она не обещала бы человечеству.

В отличие от традиционной американской демократии, всегда включавшей словесную дань политкорректности (фикция, в отношении которой любой рациональный руководитель понимает, что невозможно руководствоваться ей - ни во внутренней политике, ни, тем более, во внешней), Обама идет с этими идеями до конца, до абсурда.

Обама покажет всему миру насколько система демократический идей вообще и ее пост-модернистская версия, в частности, - проблемны. Если эта система ценностей - если в самом деле верны ей - позволяет и поощряет приход к власти фундаменталистских исламских режимов - антидемократических, угнетающих и террористических - то в этой системе ценностей есть внутреннее противоречие. Если выясняется, что западная демократия не только не способна защититься от угрожающего уничтожить ее ислама, но и своими руками поднимает ислам против себя, то эта демократия самоубийственна.

Но, в сущности, нет необходимости идти к Обаме, чтобы увидеть демократический фундаментализм в действии. Возможно, не случайно, что параллельно с действиями Обамы у нас происходит похожий процесс: демократический фундаментализм (доведение до абсурда пуристских демократических принципов) произвел революцию и у нас. Революция - так определил сайт газеты "Гаарец" отстранение Йоава Галанта от назначения на фолжность нач.генштаба. Фундаменталистский демократический пуризм вскрылся тут во всей его наготе - он превратился в грубые анархистские устремления, которые могут (и в определенном смесле подразумевают) разрушить израильскую демократию изнутри. Видно, был прав древнегреческий философ Платон в своей известной оценке, что демократия - это последний политический этап перед анархией.

("Макор ришон" 11.02.2011)


Перевел Моше Борухович
МАОФ