Опубликованные в последние дни, а ранее державшиеся в глубоком секрете, документы ЦРУ по делу Полларда, взорвали бомбу. Оказывается, приговор к пожизненному заключению был вынесен израильскому агенту не за «колоссальный ущерб», якобы нанесенный им национальной безопасности США, а за … интервью, данное им в тюрьме американскому журналисту Вольфу Блицеру и опубликованное вначале в израильской газете «Джерузалем пост», а затем и в американских газетах.
В докладе ЦРУ от 1987 г. о нанесенном Поллардом ущербе говорится, что в марте 1987 г. судья Обри Робинсон приговорил Полларда к пожизненному заключению, несмотря на имевшуюся внесудебную сделку. Доклад, ранее державшийся в секрете, был опубликован в пятницу 14 декабря Национальным архивом безопасности при Университете Дж. Вашингтона.
В рассекреченном документе говорится, что судья вынес израильскому агенту приговор к пожизненному заключению, несмотря на тот факт, что ранее между Поллардом и американским правительством была достигнута договоренность: в обмен на сотрудничество со стороны Полларда ему было обещано не выносить такого приговора. Почему же судья нарушил эту сделку?
Из опубликованного документа можно понять, что судья Робинсон вынес приговор к пожизненному заключению в связи с тем, что сделка была нарушена самим Поллардом.
«Готовность Полларда дать интервью журналисту Вольфу Блицеру для газеты «Джерузалем пост» без получения предварительного одобрения госдепартаментом написанного журналистом текста явилось нарушением условий внесудебной сделки», говорится в опубликованном документе. «В интервью Блицеру, которое было дано 20 ноября 1986 г. в Федеральной тюрьме в Петерсберге, Поллард дал обширную информацию относительно своих мотивов и целей в осуществлении шпионской операции в пользу Израиля. Он также дал Блицеру общую картину с важными примерами разведывательной информации, переданной им израильтянам, и подчеркнул, что правительство Израиля должно было знать и должно было одобрить эту деятельность».
Интервью с Поллардом вначале публиковалось в «Джерузалем пост», а затем было перепечатано в «Вашингтон пост» и «Нью-Йорк Таймз». В опубликованном докладе сказано, что первая жена Полларда, Энн, которая была арестована вместе с ним, также разозлила судью, дав без разрешения интервью принадлежавшему каналу теленовостей CBS журналу «60 минут». Это произошло 1 марта 1987 г. – за три дня до вынесения приговора Полларду.
В докладе о нанесенном ущербе ЦРУ рассуждало на тему о том, что, давая интервью, Полларды старались мобилизовать общественную поддержку среди американских евреев и со стороны израильского правительства, но это нанесло им больше вреда, чем пользы.
Нынешняя жена Полларда, Эстер, ответила на эти обвинения в докладе, что ни Робинсон, ни правительство не запрещали Полларду разговаривать с прессой. Она сказала корреспонденту «Джерузалем пост» Гилю Хоффману, что если Йонатан хотел встретиться с тем или иным журналистом, ему нужно было только получить письменное разрешение от Тюремного управления и соблюдать в интервью рамки, установленные для подобных случаев, что он и сделал в интервью с Блицером.
«Правительство сделало очень подозрительную вещь, забыв послать кого-нибудь для присутствия при даче этих интервью, - говорит Эстер. – Позднее, в момент вынесения приговора, прокурору удалось разжечь судью против Полларда, солгав, что интервью были устроены тайно за спиной прокуратуры и что Поллард разгласил Блицеру сверхсекретную информацию, чем скомпрометировал источники разведывательного сообщества и его методы (сбора информации)».
Эстер Поллард отметила, что много лет спустя Блицер сказал, что ему показалось, что разрешение на интервью было «частью такого замысла» прокуроров, рассчитанного на то, чтобы оправдать потом их план нарушить внесудебную сделку. Эстер рассказала, что государственный обвинитель Джозеф ди-Дженова позднее подтвердил это в своем интервью в The Village Voice, сказав, что он именно рассчитывал на то, что интервью (Полларда) станет той «веревкой», на которой Поллард сам себя и повесит.
Адвокаты Полларда, Элиот Лауэр и Жак Симмельман, ответили, что утверждения правительства, будто Поллард дал несанкционированное интервью, абсолютно лишены оснований.
«Правительство дало разрешение на заявку г-на Полларда, и оба интервью имели место внутри тюрьмы с разрешения правительства, - сказали адвокаты. – По условиям внесудебной сделки, любое интервью должно было получить одобрение директора разведки ВМФ. Г-ну Полларду дали понять, что на его письменный запрос на разрешение были получены все необходимые санкции со стороны правительства. В самом деле, как мог бы вообще г-н Блицер пройти в тюрьму, тем более с видео- и фотокамерами и звукозаписывающей аппаратурой, без санкции правительства?!»
Могу засвидетельствовать лично, на основании опыта моего собственного свидания с Поллардом в 2004 г. и на основании рассказов других людей, которые побывали у Йонатана с визитом в тюрьме, что даже теперь, 27 лет спустя, каждый, кому разрешено свидание с Поллардом, проходит строгий личный обыск, и не только фотокамеры или магнитофоны нельзя пронести в комнату свиданий, но даже карандаш или ручку. В тех редких случаях за все годы, когда отдельным журналистам разрешали взять интервью, от Полларда требовалось только дать согласие, а затем уже журналисты сами добивались от тюремных властей специального разрешения на пронос фото- и звукозаписывающей аппаратуры в тюрьму.
Более того, даже и теперь, когда вся имеющаяся у Йеонатана разведывательная информация безнадежно устарела, на всех свиданиях в обязательном порядке присутствует представитель разведки ВМФ, ответственный за то, чтобы их пленник не разгласил своим гостям страшные разведывательные секреты. Поэтому абсурдно само предположение, что тогда, сразу после ареста, Поллард мог «тайно» организовать интервью с Блицером за спиной у тюремного начальства, которое, в свою очередь, не могло дать такого разрешения без санкции вышестоящего начальства. Если ему было дано разрешение на проведение интервью с Блицером без присутствия монитора от ВМФ, то это могло быть только ради того, чтобы потом обвинить его в разглашении запрещенной к разглашению информации.
Лоуренс Корб, бывший в период ареста Полларда помощником министра обороны Каспара Вайнбергера (лично подавшего судье наполненный ложью меморандум о якобы нанесенном Поллардом ущербе), сказал, что публикация доклада ЦРУ о нанесенном Поллардом ущербе, где указано, что Поллард передавал Израилю только информацию о его арабских врагах, а не об американской обороне, - это «благоприятное развитие событий», «усиливающее аргументы в пользу немедленного освобождения Полларда». Корб призвал израильское руководство воспользоваться этим развитием событий и потребовать безотлагательного освобождения своего агента.
«Мы знали с самого начала, что информация, которую передавал Поллард, касалась арабских стран, а не Америки, но публикация этого официального документа, подтверждающего факты, значительно облегчает задачу скорейшего завершения этой трагедии, - сказал Корб. – После 28 лет пора освободить Полларда и отпустить его домой».
17 декабря 2012 г.
http://justiceforpollard.com/Urgent_Justice_for_Jonathan_Pollard/Pollard_polucil_poziznennoe_za_intervu.html