"Зачем суетятся народы и... замышляют тщетное?"
(Теилим, 2:1)
У каждой эпохи свое прокрустово ложе. Хотя мир, по сути, неизменен: как был тюрьмой народов, так и остался. И сколько избирателя ни воспитывай на благородных примерах, он всё равно упустит свой шанс. В надежде на другие шансы, которые тоже будут упущены. Поэтому я сознательно ухожу от предвыборных дебатов: самая острая конкуренция всегда только на рынке продажных шкур. Не столь уж и важно сделать первый шаг. Главное - сделать его в правильную сторону. Исходя при этом из того, что государство проблем не решает, а лишь их финансирует. И выбранный президент (премьер-министр) обмену и возврату не подлежит. Если, конечно, это государство, а не просто территория.
В Соединенных Штатах до выборов вроде бы еще далеко. Но страсти бушуют похлеще израильских. Причем спровоцировала их одна из наиболее ключевых кандидатур - Хиллари Клинтон. Как явствует из публикации в "The Washington Post", потенциальный кандидат в президенты намеренно "сливала" в прессу секретную информацию, используя личную электронную почту. Грубо нарушив тем самым федеральный закон, согласно которому вся официальная переписка в обязательном порядке должна храниться в государственных архивах. Не говоря уже о невосполнимом ущербе, нанесенном интересам национальной безопасности. Удивительно, но за четыре года работы в госдепартаменте у Клинтон не было служебного почтового адреса. Вся переписка осуществлялась с домашнего e-mail. Без контроля, учета и необходимой в таких случаях защиты данных.
Парадокс нынешней политики в том, что наличие грязи совершенно не отражается на чистоте помыслов. Грязь не помеха, если она на своем месте. Что до выбора, то он прост как правда: либо будь хищником, либо - в клетку. Как отреагировал на разгорающийся скандал президент? Солгал, заявив в интервью телекомпании CBS, что узнал о "возникшей проблеме" из прессы. И заверил, что всегда выступал и выступает за "открытость и прозрачность" любых властных структур.
Конечно, Хиллари "грубо нарушила федеральный закон", но она "была замечательным госсекретарем". А как отреагировала сама Клинтон, собирающаяся бороться за президентский пост? Отвергла все обвинения. «Я решила, что будет проще использовать один электронный адрес», - объяснила она. Поэтому проблема вовсе не в ней, а в поднявших шум архивистах.
В каждой женщине должна быть своя безyминка. Если эта женщина без политических амбиций. Хиллари не из тех, кого можно заподозрить в безалаберности или халатности. Она ничего не делает просто так. «Ради заключения подковерной ядерной сделки с Ираном Барак Обама и Хиллари Клинтон пошли на сговор с целью "обезвредить" Беньямина Нетаниягу, - утверждает исполнительный директор неправительственой организации "Freedom Watch" Ларри Клейман, ссылаясь на попавшие в его руки документы. - В числе преданных огласке разведданных были, в частности, израильские планы упреждающего удара по иранским атомным объектам, а также методы и средства ведения кибервойны».
Это подтвердил и департамент юстиции, под давлением которого удалось вернуть 55 тысяч страниц незарегистрированной дипломатической переписки. А сколько документов и сообщений было частично "утеряно" или вообще уничтожено, узнать, наверное, не удастся никогда. «Мы постоянно натыкаемся на существенные пробелы в переписке бывшего госсекретаря, - заявил Трей Гоуди - председатель спецгруппы Конгресса, занимающейся расследованием нападения на американское консульство в Бенгази в 2012 году. - Например, о ее поездке в Ливию до сих нет почти никакой документации». Попытка замять неприглядную историю с гибелью посла Криса Стивенса и еще трех дипломатов обернулась неприятностями не только для Хиллари Клинтон, но и для постоянного представителя в ООН Сьюзен Райс.
Рядом с политической опеpационной всегда должен быть моpг. На всякий случай. Вдруг кому-то захочется торговать телом. Скандал в "благородном семействе" может иметь далеко идущие последствия, поскольку в его эпицентре все те же действующие лица - Барак Обама, Хиллари Клинтон, Сюзан "Бенгази" Райс, доросшая до советника президента по национальной безопасности. Почти ни у кого уже нет сомнений в том, что слив в "New York Times" секретной информации о готовящейся израильской атаке был согласован на самом высшем уровне. Он должен был стать своеобразной дымовой завесой. Чтобы скрыть, что Тегеран в курсе всех деталей и подробностей этого плана, который передала ему Валери Джарретт. В качестве доказательства серьезности американских намерений во время двусторонних переговоров.
Кувейтская газета "Аль-Джарида", ссылаясь на свои "хорошо информированные источники", дополняет картину новыми подробностями. По ее версии, Биньямин Нетаниягу принял решение о проведении операции сразу после того, как выяснилось, что США не просто ведут тайные переговоры с Ираном за спиной Израиля, но и даже готовы подписать секретные соглашения с ним. Когда Белый дом узнал об этом, то сначала воспринял израильские действия как попытку оказать на него давление. Между тем, вылетевшие с разведывательными целями летчики, сумели взломать иранскую противовоздушную оборону, ввергнув Тегеран в панику. И тогда Вашингтон открыто пригрозил сбивать израильские самолеты на подлете к иранским целям. Израиль вынужден был отступить. А отношения между Бараком Обамой и Биньямином Нетаниягу превратились чуть ли не во враждебные.
В межгосударственных отношениях важнее всего... обнимание. И чем чаще приходится о себе напоминать, тем очевидней, что ты лишний.
Поэтому неважно насколько точны сведения кувейтской газеты. Нынешние нетаниягу-обамовские отношения и в самом деле хуже некуда. Это ощущается на всех уровнях, включая самый болевой - военный. Поставки вооружений по уже заключенным контрактам осуществляются крайне медленно, то и дело натыкаясь на искусственно созданые "непредвиденные" обстоятельства. В Иерусалиме опасаются, что финансирование наиболее перспективных видов противоракетных систем будет заморожено, как минимум, до конца года. Не исключено, что США могут приостановить или вообще прекратить всякую военную помощь Израилю. Хотя это пока и маловероятно.
Лучший способ убеждения - принуждение. Этот старый проверенный метод всегда действовал безукоризненно. Но на этот раз дал осечку. Хотя, казалось бы, все было заранее досконально продумано. И крайний срок подписания окончательного соглашения с Ираном, подозрительно точно совпавший с израильской предвыборной кампанией. И титанические усилия по дискредитации Нетаниягу как внутри страны, так и за рубежом, на что были мобилизованы такие ресурсы, которых с лихвой бы хватило на то, чтобы вооружить пол-украинской армии. У каждого удара в спину своё лицо. Но если не уверен - не предавай.
Кому могло прийти в голову, что уже почти выведенный из игры Биньямин Нетаниягу нанесет вдруг ошеломляющий ответный удар? Да еще на чужом поле. Его выступление в Конгрессе вызвало не меньший резонанс, чем вызвали бы сброшенные на иранский Арак бомбы. И кто бы что сегодня ни говорил, защищаться пришлось не израильскому премьеру, а американскому президенту, от концепции которого осталось одни руины. «Если Иран хочет, чтобы к нему относились, как к нормальному государству, то должен и вести себя, как нормальное государство», - заявил Биньямин Нетаниягу. А что это значит? Во-первых, прекратить экспорт государственного терроризма, во-вторых, перестать третировать соседей и, в-третьих, постоянно угрожать уничтожить Израиль.
Взаимное понимание требует взаимной лжи. Не успел израильский премьер вернуться на родину, как в Эр-Рияд срочно вылетел Джон Керри. На встрече с министрами иностранных дел стран Персидского залива он предложил так называемый "ядерный зонтик", которым уже прикрыты Южная Корея и Япония. Смысл этого предложения в том, что ядерная атака против любого из этих государств будет расцениваться Вашингтоном, как нападение на Америку. И это дало Нетаниягу еще один повод усомниться в искренности намерений Белого дома. «Либо у Ирана уже есть атомное оружие, иначе от кого тогда защищать страны Персидского залива? - сказал он в эфире программы Face the Nation на телеканале CBS. - Либо, если даже этого оружия нет, Соединенные Штаты не собираются предпринимать никаких действий для предотвращения его появления».
Нет ничего глупей желания нравиться всем. За исключением разве что уверенности в собственной неуязвимости. Времена, когда великие державы вели себя скорее как бандиты, чем джентльмены, а малые - как проститутки, похоже, прошли. «Наибольшая опасность региону исходит непосредственно от Ирана, - отметил, выступая на слушаниях в комитете по вооруженным силам командующий американским армейским контингентом на Ближнем Востоке генерал Ллойд Остин. - Пользуясь нестабильностью в целом ряде стран, слабостью их правительств и страданием попавшего в отчаянное положение населения, Иран с каждым днем набирает вес, делая все возможное для подрыва нашего влияния. Политический курс этой страны однозначно угрожает как национальным, так и региональным интересам США».
Сам собой напрашивается вопрос: неужели в Белом доме не видят очевидного? Конечно, видят. Почему же лгут сами себе? В 2008 году в Париже вышла книга опального иранского полтитолога Амира Тахери "Персидская ночь: Иран под игом хомейнистской революции". В ней он пишет о том, что Исламской республикой управляют не прагматики, а фанатичные мистики. Во всех теологических школах зубрят трактат "Бахар-аль-Анвар", написанный в XVII веке муллой Маджлиси. В нем со ссылкой на первого шиитского имама Али ибн Абу Талиба говорится, что в конце времен, перед самым приходом мусульманского мессии по имени Махди, "страну с сильнейшей в мире армией возглавит высокий черный человек", который поможет ему завоевать весь мир.
Пока безликие толпы заученно кричали "Смерть Америке!", богословы с интересом следили за внезапным возвышением невесть откуда взявшегося Барака Хусейна, означающего как на арабском языке, так и на фарси "благословение Хусейна". Не могли не обратить они внимания и на его фамилию. Дословный перевод О Ба Ма - "он с нами". Другое удивительное совпадение - дочь Обамы с очень редким сегодня именем Малия. Точь в точь, как у дочери весьма почитаемого шиитами халифа Османа. Но особенно воодушевил выбор вице-президента. Мало кто знает, что Джозеф Байден был тем исключением, кто одобрительно встретил "революцию" Хомейни. Он ярый сторонник сильного Ирана. И столь же ярый противник антииранских санкций.
В Тегеране во всем этом увидели явный знак Небес. Там анализировали каждое его слово. И с удовлетворением отмечали, что ни до выборов, ни после них Барак Обама ни разу не назвал Иран государством, поддерживающим терроризм. Да и "Хизбалла" с ХАМАСом для него были всего лишь "склонные к насилию группировки". Он и сейчас принципиально не использует в своей лексике такие слова, как "радикальный ислам", "джихадизм", "исламизм". На это уже обращают внимание даже ближайшие союзники Соединенных Штатов. «Ни для кого не секрет, что американский президент не называет вещи своими именами, - пишет французское сетевое издание Slate.fr. - Особенно если речь идет об исламском терроре».
Показательно, что арабы тоже не доверяют Бараку Обаме, не без оснований подозревая его в тайном сговоре с заклятым шиитским врагом. Поэтому и речь Нетаниягу в Конгрессе они восприняли не просто благожелательно, а с нескрываемым одобрением. Но это ни о чем не говорит. Мы видим то, что лежит на поверхности. А проблема гораздо глубже. Все попытки "облагородить" Ближний Восток завершились его полной дестабилизацией. Причем во всех случаях единственным победителем непременно становился Иран. Почти не прикладывая к этому особых усилий. Что не могло, естественно, восприниматься как нечто мистическое.
Именно эта "несправедливость" и породила ISIS. Идеологи "халифата" денно и нощно готовят свою паству к Мэлэхиму - исламскому аналогу христианского Армагеддона. Решающая битва, по их утверждению, развернется в долине Дабика - небольшого городка на сирийско-турецкой границе. Тут разобьют свой лагерь войска "крестоносцев". И тут они найдут свою могилу. В прошлом году боевики ISIS ценой немалых потерь захватили дабикские пастбища, не имеющих никакого стратегического значения, но представляющих непреходящую пропагандистскую ценность. И теперь ждут американцев и прочих "римлян", чтобы устроить им второе Ватерлоо.
Фанатизм начинается там, где кончаются сомнения. Нет большей глупости, чем надежда на то, что иранский ворон выклюет глаз арабскому. Ислам неделим, как Иерусалим. И его главная задача - подчинить весь мир. Смертельно больной верховный аятолла Али Хаменеи уверен, что решающая роль в этом отведена Ирану. ISIS, в свою очередь, не сомневается в собственной великой миссии. И готов ради этого к любым лишениям. А это значит, что Ближний Восток ожидают новые потрясения. Независимо от того, на чьей стороне окажется "высокий черный человек" из "страны с самой сильной армией в мире".