Maof

Monday
Nov 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Не может быть, чтобы не было в западном мире достойных людей для руководства, и все же мы являемся свидетелями кризиса руководства в историческом масштабе. Кто виноват в этом? Я, Вы, он

Округ Maidenhead к западу от Лондона является одним из 650 избирательных округов в британский парламент. Нет ничего особенно важного или исключительно интересного в этом округе, на протяжение многих лет управляемого Консервативной партией, за исключением того факта, что одна из жительниц округа - Тереза Мэй, премьер-министр Британии. Она же является представительницей округа в палате общин с 1997г.

Британский закон, позволяющий любому желающему британцу выставлять свою кандидатуру, в том числе под вымышленным именем, обязывает всех кандидатов стоять на одной сцене во время объявления результатов голосования и победителя. Естественно, что объявление результатов голосования в округе, где баллотируется премьер-министр, транслируетстся по всем английским СМИ в прямом эфире.

И так, на прошлой неделе возглавляющая одну из важнейших партий в мире стояла на одной сцене с еще 11 кандидатами, соревновавшимися за то, кто будет представлять округ в палате общин. Это вроде бы логично, но один из них был одет как гигантская кукла Alamo, другой - как пьяный моряк с тонущего корабля и представлялся как "кипящее чудовище из партии сумашедших", а третий был одет в черное и его голову покрывало большое ведро. Он так и назывался "лорд ведерная голова".

Вся Британия на протяжение нескольких минут смотрела на этих трех шутов, пока председатель избирательной комиссии на пике британской корректности, без тени усмешки зачитывал результаты. Кстати, лорд "ведерная голова" урвал 249 голосов.

Это была комическая передышка в конце бурного дня выборов. Но в той сцене был дополнительный признак развала западного руководства. Демократия еще жива, и есть немало людей, готовых возглавить ее в различных странах, но количество достойных среди кандидатов все время уменьшается. Слишком много ведерных голов захватывают руководство благодаря огромному расширяющемуся вакууму лидерства.

Если останемся еще на мгновение в Британии, то оба кандидата, которых выставили крупные партии на пост премьера, не дошли бы до финишной линии, если бы политическое руководство являлось бы чем-то, к чему стремятся достойные люди.

Джереми Корбин был презираемым в своей партии. Он крайний и провокативный разжигатель раздоров, которого никто не воспринимал всерьез на протяжение его политической карьеры. И Тереза Мэй, серая министерша внутренних дел, унаследовала пост премьер-министра после того, как ни один из министров от ее партии не захотел выставить свою кандидатуру. Речь идет о двух людях, которые должны были бы быть в пятой десятке своей партии, а не возглавлять ее.

В США уже сломано много перьев об Дональда Трампа, в отношение которого еще полтора года назад никто не верил, что он выиграет праймериз в Республиканской партии, не говоря уже о том, что станет президентом. Трамп использовал острый кризис руководства, в котором находится Республиканская партия со времен Джорджа Буша, и с легкостью захватил одну из двух важнейших партий мира, не имея никакого политического опыта.

С другой стороны, Хиллари Клинтон - еще один пример того же кризиса руководства. Если самое лучшее, что Демократическая партия может выставить, - это одну из самых ненавистных личностей в США, с большой котомкой с гадами-грешками за спиной, то что-то в системе сильно прогнило.

А у нас? Спасибо, что спросили. В точности то же самое. Можно любить Биньямина Нетаниягу, а можно - нет, но, похоже, что и его противники признают, что он относится к типу достойных руководителей. Возможно, не всякое его действие успешное и, разумеется, есть несогласные с его решениями и поведением, но все же речь идет о лидере на высоком интеллектуальном и общественном уровне. День после него выглядит как - неприятно сказать это - сцена, на которой стоят кукла Alamo, кипящее чудовище и лорд "ведерная голова".

По крайней мере, во всем, что касается ситуации среди израильских правых, первый и немедленный подозреваемый - тот же Нетаниягу, который заботился отрывать голову любому достойному лидеру, начинавшему цвести на ликудовской грядке или правее. Допустим, что мы приняли этот тезис, но что с левыми? Там Нетаниягу не замешивает ни в одном котле и все же мы все видели позорный диспут между кандидатами от Аводы на внутрипартийных праймериз. Группка людей в костюмах, ведущих себя как в детском саду, с нулевой идеологией и массой взаимных личных нападок выше и ниже пояса. Неужели среди левых нет никого культурного, преуспевающего, вежкивого, воспитанного, достойного для руководства государством, планирующего заявить, что когда-нибудь он намеревается попросить мандат у народа?

Ответ: мы виноваты. Есть немало людей, которые после ухода Нетаниягу - произойдет это через 10, 20 или 30 лет - смогут возглавить страну. Они находятся в хай-теке, на университетских дорожках, возможно, это народный лидер, умный и харизматичный, который сейчас стоит у заводского станка, потому что надо приносить зарплату домой.

Все они смотрят на политику и на ее взаимоотношения с СМИ и обществом - в Англии, США и в Израиле - и говорят себе: "Надо быть идиотом, чтобы влезть в это". Они правы. В самом деле: предоставляем ли мы политикам настоящий шанс? Ведь в тот момент, когда кто-то из них открывает рот, все мы набрасываемся на него в Фейсбуке, Твиттере, по телеканалам и в прессе, размазываем его в саже с перьями и волочим по улицам. Очень быстро возникает замкнутый круг, из которого не видно выхода: достойные люди не идут в политику, вакуум заполняется пустышками, стремящимися к власти, с одной стороны, и ведерными головами, с другой, и тогда мы вновь размазываем их в саже с перьями, и так по кругу.

Пока что-то не изменится сущностно в нашем отношении к тем, кто пытается руководить нами - не важно, с какой стороны - остается лишь желать успеха израильской демократии.

("Макор ришон" 16.06.2017)


Перевел Яков Халфин
МАОФ