Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Переводы статей Дэниэла Пайпса часто появляются на страницах нашего сайта и, как большинство могло убедиться, они вполне этого заслуживают. На этот раз мы решили познакомить наших читателей с любопытной ситуацией, сложившейся вокруг этого талантливого ученого-специалиста в области ислама, писателя и журналиста; ситуация эта отражает весьма непростое и, на наш взгляд, странное положение, все еще процветающее в США, несмотря на 11 сентября и все остальное. Впрочем, судите сами…Прим. редакции

http://www.danielpipes.org/article/1129
http://www.boston.com/dailyglobe2/173/oped/Pipes_s_effective_route_to_peace+.shtml

Девяносто девять американцев из ста, скорее всего, никогда не слышали о существовании Института мира (ИМ) США, но это не помешало разгореться генеральному сражению в связи с назначением президентом Бушем Дэниэля Пайпса членом Совета директоров института.

ИМ США был создан в 1984 году в соответствии с резолюцией конгресса для того, чтобы «способствовать достижению и сохранению мира и разрешению конфликтов между народами и странами мира». Его Совет, состоящий из представителей двух основных партий, отражает множественность идеологий и мнений, но каждый член Совета должен, в соответствии с законом, «иметь достаточный практический и академический опыт в проблемах мира и разрешения конфликтов».

Пайпс приносит в Институт глубокие знания в области ислама и проблем Ближнего Востока, а также убеждение, что противостояние исламизму – радикальной, фундаменталистской и часто насильственной идеологии, ярким примером носителей которой являются Осама бин Ладен и аятолла Хомейни – есть ключ к решению некоторых из самых серьезных мировых конфликтов.

Если послушать его критиков, Пайпс является «исламофобом» и анти-мусульманским расистом, чье невежество в области ислама эквивалентно только его враждебности по отношению к нему. Грязь, которой они обливают его, больше походит на яд. «У Дэниэля Пайпса есть проблема – его навязчивая ненависть ко всему, что имеет отношение к мусульманству», - пишет Джеймс Зогби из Арабско-американского института. - «Пайпс для мусульман – то же самое, что Дэвид Дьюк (Дэвид Дьюк – известный крайне-правый политический деятель из штата Луизиана, в 1970-х был Верховным Магистром Ку-клукс-клана. – Прим. перев.)  для афро-американцев».

Но все это – громадная и злостная клевета, в чем может быстро убедиться каждый, кто даст себе труд прочесть то, что Пайпс пишет, и послушать то, что он говорит.

Он отнюдь не скрывает своих взглядов. Сотни его эссе о терроризме, исламе и Ближнем Востоке появляются в десятках изданий, от «Атлантик Мансли» до «Джерузалем Пост» и «Международных отношений». Он написал бесчисленное количество книжных обзоров, главным образом, для журнала «Миддл Ист Куотерли», который он основал в 1994 году. Он является автором или редактором 13 книг, он читает лекции по всей стране и бывает частым гостем новостных и аналитических телепрограмм. Короче говоря, существует обширная и общедоступная коллекция того, что он написал и высказал (с большей частью которой можно познакомиться на сайте http://www.danielpipes.org). Если он действительно такой ненавистник мусульман, как говорят о нем его враги, это было бы очень трудно скрыть.

Правда, однако, очень далека от того, что он якобы лелеет «ненависть ко всему, что имеет отношение к мусульманству». Пайпс посвятил большую часть своей жизни тому, чтобы оценить и понять исламскую культуру. Он защитил две ученых степени по средневековой истории ислама в Гарварде, много путешествовал по мусульманскому миру и три года прожил в Египте. Он даже написал учебник по грамматике арабского языка.

«Я был полон планов посвятить себя науке», - сказал мне как-то Пайпс, - «но в 1978 году, как раз тогда, когда я получил степень доктора, на сцене появился аятолла Хомейни, и поэтому возникла необходимость понять политическую роль ислама. И я решил ответить на эту необходимость».

За прошедшую с того момента четверть века его «ответ» охватил большое число самых разных тем. Но среди них доминировала одна – угроза исламизма. «Воинствующий ислам – это проблема», - говорит Пайпс. – «И решение этой проблемы – умеренный ислам».

Он был однозначен в своем отрицании исламского экстремизма и неустанно привлекал внимание всех к угрозе, которую представляли собой фанатики вроде бин Ладена и его сторонников на Западе. Если бы к предупреждениям Пайпса прислушались, 11 сентября могло бы не состояться.

Вот что писал Пайпс в 1995 году: «Хотя большинство жителей западного мира не заметили этого, Европе и Соединенным Штатам была односторонне объявлена война». Иногда его предсказания звучали просто зловеще. За четыре месяца до атаки на башни-близнецы он и Стивен Эмерсон писали в «Уолл Стрит Джорнел», что Аль Каеда «планирует новые нападения на США», и что иранские агенты «помогают наладить самое продвинутое обучение членов Аль Каеды в Ливане, где их учат, среди прочего, тому, как разрушать большие здания».

Но точно так же, как нет противоречия между решимостью президента Буша уничтожить международный терроризм и часто высказываемыми им словами солидарности с американскими мусульманами, так нет и конфликта между жестким отношением Пайпса к радикальным исламским фанатикам и его поддержкой традиционных, умеренных мусульман, которые часто становятся первыми жертвами своих же радикалов. И некоторые из этих умеренных являются его самыми преданными сторонниками.

«Назначение Пайпса превратилось в проверку силы исламистов, которые стремятся изобразить войну против терроризма как войну против ислама», - написал недавно Хусай Хаккани, ученый в Фонде международного мира Карнеги. – «Пайпс не всегда прав в своей аргументации. Как мусульманин, я не согласен с некоторыми из его политических рекомендаций. Но его точка зрения не является ни расистской, ни экстремистской; она вполне укладывается в рамки легитимных научных дискуссий».

Ташбих Сайед, мусульманский редактор пакистанского журнала «Тудей», соглашается с этим. Пайпс «не атакует мусульман», - подчеркивает он. «То, против чего он ополчился – это фашистская интерпретация ислама. Для меня Дэниэл Пайпс – это голос разума».

Наиболее эффективно действующие сторонники мира часто отличаются своим реализмом и отказом присягнуть на верность политической корректности. И именно эти особенности являются характерными признаками карьеры Дэниэла Пайпса. Институт мира США только выиграет от того, что он будет одним из его директоров.

Опубликовано в газете «Бостон Глоуб» 22 июня 2003 года.

Перевод с английского Эдуарда Маркова.
Июнь 2003 г.