Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Итак, длившийся девять месяцев процесс, уклончиво именуемый переговорным, наконец прервался. Пока не ясно, как надолго Израиль будет оставлен в покое. Но, по крайней мере, на некоторую передышку в Иерусалиме могут рассчитывать.

Подведем итог. Израиль почти на год затормозил развитие своих инфраструктур в Иудее и Самарии, выпустил на свободу около сотни убийц. Взамен ожидаемо получил всплеск террора, а вдобавок в первых числах апреля Махмуд Аббас, нарушив договоренности, декларировал присоединение к 15 международным конвенциям, что, по сути, означало денонсацию процесса.

В значительной степени, срыв произошел по вине самого главы госдепартамента Джона Керри. Судя по всему, в самом начале Керри опрометчиво пообещал Аббасу от имени Израиля, что среди освобожденных убийц будут и израильские арабы. Израильские официальные лица не уставали повторять, что не готовы рассматривать Аббаса в роли представителя израильских граждан арабского происхождения, однако Керри самоуверенно надеялся, что все само собой как-нибудь утрясется. Но, в конце концов, именно из-за этого забуксовало освобождение последней партии террористов. Вопрос об освобождении убийц с израильским гражданством стал серьёзной проблемой.

На фоне полного отсутствия каких бы то ни было уступок со стороны Аббаса, в правящей коалиции сформировалось жесткое ядро, противящееся последнему этапу амнистии. Израильская сторона потребовала взамен освобождения ощутимых ответных шагов со стороны Махмуда Аббаса.

Хлопотавший вокруг Керри, наконец, осознал масштабы своего личного фиаско и начал уже в открытую шантажировать Израиль освобождением Полларда, непонятно каким образом увязав с амнистией для арабских убийц помилование израильтянина, сидящего в тюрьме США за передачу данных.

Но в это время Аббас предпринял свой отчаянный демарш. Правда, сделал он это довольно осторожно, подписав присоединение к международным конвенциям, а не вступление в организации. К слову, приобщение лидера террористической организации, не прекращающего подстрекательство против Израиля и евреев и прославившегося запредельной коррупцией к "Международному пакту о гражданских и политических правах", "Конвенции против пыток", "Конвенции ООН против коррупции", "Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации" и другим подобным договорам кажется гротескным абсурдом. Хотя и не большим, чем регулярные антиизраильские резолюции ООН, принимаемые такими светочами прав человека, как Иран, Венесуэла и Сирия.

В то же время, в международные организации Аббас вступать не торопится, чтобы не нарваться на санкции Конгресса США. Последний, в отличие от нерешительного правительства Израиля, может срезать финансирование и этим серьезно ударить по бюджету автономии, давно уже неотделимому от кармана самого Аббаса. По информации издания "аль-Монитор", американские законодатели намерены затормозить передачу сотен миллионов долларов американской помощи автономии, в случае если Махмуд Аббас попытается изменить в ООН статус своей администрации.

Конгресса Аббас боится, поскольку тот в отличие от Белого дома, крайне скептически относится к группе лидеров террористической организации, живущих на деньги международных спонсоров. При этом Конгресс настроен очень произраильски. Только в начале марта Палата представителей США 410 голосами против одного повысила статус Израиля от "главного не входящего в НАТО союзника" до "главного стратегического партнера". Эта инициатива Конгресса значительно расширит американо-израильское стратегическое сотрудничество в областях противоракетной обороны, разведки, национальной безопасности, технологий, энергетики, кибер-безопасности, ирригации, космических спутников, оборонной промышленности и т.д. Ожидается, что и Сенат в подавляющем большинстве поддержит акт "Об американо-израильском стратегическом партнерстве от 2014 года".

Отношение Конгресса к Израилю, резко отличающееся от настроения президента США и его администрации, отражает широкую поддержку Израиля в США, пересекающую политические партии и пронизывающую самые разные слои общества. В то время как президента, чьё правление не превышает восьмилетний срок, избирает население всех пятидесяти штатов, каждому конгрессмену или сенатору важно получить поддержку лишь в одном штате. При этом количество их каденций, длящихся два года и шесть лет соответственно, не ограничено. Поэтому Конгресс, как правило, погружён в решение внутренних вопросов, имеющих первостепенное значение для жителей страны, оставляя вопросы внешней политики и безопасности в прерогативе президента, стремящегося своей деятельностью обеспечить заметный след в истории государства.

Однако особое отношение американцев к еврейской стране превращает вопросы, связанные с Израилем из внешнеполитических во внутренние. При этом Конгресс сильнее президента. Именно Конгресс принимает бюджет, создаёт и отменяет государственные структуры – агентства и министерства, разрешает или отвергает президентские назначения, может отправить в отставку и самого президента и наконец, объявляет или прекращает войны.

Госдепартамент и администрация Обамы уже не раз намекали Израилю, что США не будут вечно тормозить вступление Аббаса в международные организации. Но пока Аббас понимает, что последнее слово остаётся за Конгрессом и не спешит нарываться на неприятности.

Для Израиля подписание Аббасом конвенций - неприятный шаг дальнейшей международной легитимации автономии в качестве независимого государства, но с другой стороны реального ущерба от них не много. Территорию автономии это не увеличивает. Армия Израиля по- прежнему контролирует ситуацию в Иудее и Самарии.

Демарш Аббаса мог бы стать достаточным поводом для проведения ряда решительных ответных мер, направленных на укрепление израильской позиции – форсированного строительства в Иудее и Самарии, распространения суверенитета на зону "С" или хотя бы на еврейские поселения и официального заявления о прекращении опасного для страны процесса. Но, вероятно, у нынешнего правительства на это решимости не хватит. Объявленные правительством санкции носят обратимый характер и являются в большей степени декларативными и рассчитанными на внутренний рынок.

В то же время, притормаживание израильских уступок, к которому сводятся ответные шаги правительства, особенно задержка передачи 14.000 дунамов земли в Иорданской долине террористам, – лучше, чем ничего. В конце концов, Аббас может вступить во все без исключения международные организации. Количества земли это ему не прибавит.

Тем временем, требования Аббаса, озвученные в четверг Саибом Арикатом на встрече с Ливни, похоже, надолго торпедируют любимое детище Джона Керри. По информации арабского вифлеемского издания "Маан", Аббас ожидает официального израильского согласия на отступление к границам 1948 года, предоставления части Иерусалима в качестве столицы арабского государства, освобождения ещё 1200 террористов, в том числе Маруана Баргути и Ахмада Саадата, и прекращения еврейского строительства в Иудее и Самарии, а также и в самом Иерусалиме. Кроме того, Аббас требует предоставления израильского гражданства 15.000 арабов в рамках программы воссоединения семей, прекращения контроля на ввоз оружия в Газу, прекращения операций АОИ в зоне "А" (районов под полным контролем Аббаса) и передачи дополнительных территорий из зоны "С".

Выдвигая свои требования, Аббас прекрасно понимает, что они неприемлемы для Израиля. Но его вполне устраивает нынешняя ситуация, поскольку перспектива остаться один на один с ХАМАСом и салафитами после ухода израильской армии из Иудеи и Самарии, а также возможность лишиться западного финансирования после обретения независимости, его совершенно не радуют.

Кроме того, пока кровожадное арабское общество верит, что благодаря международной поддержке, в первую очередь со стороны администрации нынешнего американского президента, оно может добиться полной независимости и суверенитета без неудобства примирения с Израилем, вряд ли на переговорах будет возможен успех.

Для Израиля нынешняя ситуация гораздо лучше медленного и неуклонного дрейфа в сторону возникновения враждебного террористического анклава в Иудее и Самарии, сопровождающегося необходимостью разрушения поселений и депортацией еврейских жителей.

Опасности, вытекающие из дальнейших шагов Аббаса, существуют. Но они не кажутся столь драматическими, как их представляют сторонники отступления. После того, как блеф о демографической опасности был развеян статистическими исследованиями, и оказалось, что этот фактор как раз работает на Израиль, в ход пошли новые угрозы. В первую очередь о неминуемой международной делигитимации еврейского государства, включающей наступление арабов в различных международных форумах.
Однако, похоже, эти опасности тоже сильно преувеличены. Бойкот и делигитимация Израиля фактически сводятся на нет целым рядом факторов – от влияния сторонников еврейского государства в мире до успехов израильского научно-технического потенциала.

То же касается и использования всех подворачивающихся под руку международных форумов в качестве антиизраильской трибуны. По словам Алана Бейкера, бывшего посла Израиля в Канаде, приведенных изданием Times of Israel, международное сообщество все больше чувствует раздражение от арабских попыток использовать организации ООН в своих политических целях, отвлекая эти органы от их реальной работы. По словам Бейкера, и шансы на использование Международного суда в Гааге против Израиля, даже если Аббас будет туда принят, также крайне сомнительны.

Существует угроза очередного витка вооруженного насилия со стороны Аббаса. Однако с одной стороны, израильская армия уже доказала в прошлом способность эффективно подавить арабское насилие, с другой – подобный сценарий крайне нежелателен для самого Аббаса, чья политическая карьера на этом будет окончательно уничтожена.
Таким образом, хотя до окончания Мерлезонского балета, поставленного Бараком Обамой и Джоном Керри, ещё далеко, наступивший антракт, похоже, не будет кратким.

9tv.co.il