Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Между морем и Иорданом будет одно государство не потому, что религиозные сионисты хотят так или потому что израильское правительство хочет территорию, а потому что Израиль будет единственным, кто устоит в регионе, единственной военной силой, способной защитить свои границы. Это произойдет в не таком отдаленном будущем при молчаливом согласии Египта, Иордании и Саудовской Аравии

Решение "одно государство" стоит у нас на пороге. Оно не придет посредством предложения Нафтали Беннета аннексировать район C или вследствие действий кемпейна по бойкоту Израиля (BDS) или "Еврейского голоса за мир" (JVP) по изменению еврейского государства. Но это случится - рано или поздно - когда граничащие с Израилем государства развалятся и другие региональные игроки аннексируют их территории по мере своих возможностей. Вследствие происходящего вокруг израильский суверенитет в Иудее и Самарии становится неизбежным.

Ракетные обстрелы из Газы на прошлой неделе не привели к многочисленным жертвам в Израиле, но нанесли убийственный удар по арабскому самоуправлению в Газе. Хамас запустил дальнобойные ракеты, когда после похищения и убийства хамасовцами 3 израильских подростков ЦАХАЛ арестовал членов хамасовских террористических ячеек в Иудее и Самарии. Будучи униженным и не имея возможности платить зарплаты своим 44 тысячам "служащих" в Газе, Хамас сделал отчаянную ставку на то, что ракетные обстрелы вызовут новую интифаду в Иудее и Самарии. Несмотря на то, что вооруженные формирования ФАТХа присоединились к ракетчикам в Газе, все палестинские организации находятся сегодня в худшей ситуации, чем когда-либо за последние 20 лет.

Уже два десятилетия поселенцы Иудеи и Самарии находятся в фокусе мишени западной дипломатии; два десятилетия, за которые выражение "поселенец" превратилось в международное ругательство. Но последнее десятилетие головокружительных конфликтов на Ближнем Востоке показало, что на самом деле важно. Вмешательство шиитского Ирана во внутренний сирийский конфликт привлекло суннитские силы в войну на истощение, которая уже изгнала из своих домов более 10 миллионов человек, в основном суннитов, и угрожает многим другим. Традиционный племенной образ жизни Леванта взорвался. За всю историю региона никогда не было так много молодых, лишенных надежды, так мало социальной опоры и так много причин вооружаться.

Вследствие этого основное базовое предположение западной дипломатии в регионе, что решение проблемы "палестинских беженцев" является ключом в долгосрочной устойчивости на Ближнем Востоке, перевернулось. Сейчас все окружение превратилось в один большой кризис беженцев. Кроме этого, якобы спонтанное появление больших иррегулярных армий типа "Исламского государства в Ираке и Сирии" (ДААШ), бушующей сейчас на севере Месопотамии, не должно восприниматься как сюрприз.

"Арабская весна" (как она ошибочно была названа) 2011-го года началась с продовольственным кризисом в Египте и водным кризисом в Сирии. Субсидии из арабских стран Персидского залива еще дают искусственное дыхание Египту. Но в Сирии и Ираке беженцы превратились в армии, в поискак продовольствия, грабящие все, что попадается под руку, особенно нефть, и направляющие "доходы" на вооружение, что позволит этим иррегулярным армиям добывать пищу.

По оценкам, ДААШ будет продавать Турции нефть на 800 миллионов долларов в год и электричество режиму Асада из захваченных нефтяных месторождений и электростанций. 11 июня эта организация захватила самый большой нефтеочистительный завод в Ираке.

Отчаяние

Ничего подобного не наблюдалось в регионе со времен монгольского нашествия в 13-м веке. Непрерывные войны превратились в смежный ком, захватывающий людей и ресурсы и оставляющий землю пустой. Оставшиеся дрожат в лагерях беженцев, молодые уходят на войну. Нет ничего нового в этом методе ведения войны - он был изобретен во время Тридцатилетней войны (1618-48) генералом Альбрехтом фон Валленштайном и привел к гибели почти половины населения Центральной Европы.

Вследствие нынешней головокружительной войны 4 арабских государства - Ливия, Ливан, Сирия и Ирак - практически перестали существовать. Ливан, где когда-то преобладало христианское население, за последние два десятилетия превратился в щитскую страну под властью Хизбаллы.

Как указывает комментатор Пинхас Инбари, почти 2 миллиона суннитов из Сирии нашли убежище в Ливане и сейчас они составляют почти половину населения страны. Они склонили демографию в пользу суннитов в то время, как в самой Сирии массовое бегство суннитов работает на пользу алавитов и других религиозных меньшинств, в большинстве союзных с Ираном.

Одновременно Иордания приняла миллион суннитов из Сирии и впервые за последнее поколение превратила "палестинцев" в меньшинство в Иордании. Регион, затруднявшийся предоставить пропитание своим жителям, сейчас наводнен миллионами беженцев, лишенных всего. Они существуют, в основном, благодаря щедрости стран Персидского залива, их молодежь является будущим пушечным мясом.

Остальные страны региона: Турция, Саудовская Аравия и Иран - будут по очереди поддерживать или подавлять новые иррегулярные армии - в соответствии со своими интересами.

Каковы источники поддержки ДААШ, помимо похищения и продажи нефти и грабежа банков в Мосуле? Есть утверждения, что ДААШ удостаивается поддержки Турции, суннитских стран Персидского залива и Ирана. Пинхас Инбари утверждает, что шиитский Иран финансирует суннитских фанатиков, "чтобы быть уверенным, что новое объединенное иракское государство не возникнет у западных границ Ирана".

Есть также сообщения, в соответствии с которыми каждая из этих стран заинтересована остановить ДААШ. Саудовская Аравия опасается, что суннитские экстремисты свалят саудовский монархический режим; Турция опасается, что убийства и мародерства, творимые боевиками ДААШ, приведут к созданию независимого курдского государства, чему Турция энергично противилась десятки лет; Иран видит в ДААШ суннитского конкурента в регионе.

В определенной степени я полагаю, что все эти сообщения верны. Балаган на Ближнем Востоке напоминают интриги шведского вмешательства в 30-летнюю войну между 1627 и 1635 годами, когда французский кардинал Ришелье платил шведскому королю Густаву Адольфу, чтобы тот вмешался на стороне протестантов для ослабления врага католической Франции - католической Австрии. В различные периоды протестантская Саксония и католическая Бавария были союзницами Франции и Австрии и между собой. Франция и Швеция вначале были союзниками, затем противниками, а потом опять союзниками.

Над этой змеиной норой межрелигиозных, междинастических и международных распрей веет образ Альбрехта фон Валлерштейна - австрийского генерала, дважды спасавшего империю от поражения от протестантов. Валлерштейн, командовавший разноязыкой армией наемников, играл за обе стороны и Австрия позаботилась, чтобы он был убит в 1634г.

Похоже, есть много неслучайных параллелей между современным Ближним Востоком и Европой 17-го века. Вмешательство Ирана во внутренний конфликт в Сирии создало новую разновидность войны в регионе - вроде той, что Ришелье вел в 20-е годы 17-го века. Военные цели Ирана - не национальные и не территориальные в обычном смысле, цель - сама война, т.е. изгнание и уничтожение потенциально враждебного населения.

Треть населения Сирии согнана со своих мест, несколько миллионов изгнаны за границу, режим Асада хочет изменить демографический баланс в Сирии и сделать ее более дружественной шиитскому режиму. В ответ возникла саудовская реакция от отчаяния, воюющая не только за выживание этой жесткой и коррумпированной монархии, но и за продолжение существования суннитов в регионе.

Сегодня сунниты в Ираке сотрудничают с ДААШ, включая часть бывших солдат армии Саддама Хусейна и 100 тысяч "крепких иракцев", нанятых во время волнений 2007-8 годов командующим американскими войсками в Ираке генералом Петреусом. Возможно, завтра они будут стрелять друг в друга. Предположение, что волны межсекторального и межплеменного насилия, разрушевшего государственные границы на Ближнем Востоке, стихнут в течение 30 лет - это предположение является дико оптимистическим.

Самый резкий спад в истории демографии

Резкие демографические изменения влияют на игроков на всей арене. Речь идет о снижении мусульманской рождаемости и росте еврейской рождаемости.

Самое резкое снижение рождаемости наблюдается в Иране и Турции. Когда в 1979г. аятолла Хомейни захватил власть средняя иранская женщина рожала 7 детей, на сейчас рождаемость упала до 1,6 - самое резкое падение за всю историю демографии.

В Иране еще есть молодое население, но мало детей, которые сменят его. К середине 21-го века процент пожилых в Иране будет выше, чем в Европе сегодня. Это будет невероятным и беспрецедентным бременем для бедного государства. Резкое старение населения произойдет также в Турции, Алжире и Тунисе.

В определенном смысле снижающаяся рождаемость в Иране - месть шаха. Иран - самое образованное мусульманское государство, в значительной степени благодаря амбициозной программе ликвидации безграмотности 70-х годов прошлого века. Как я показал в своей книге "Угасающая цивилизация", мусульманки, окончившие среднюю школу или обучающиеся в университете, выходят замуж позже или вообще не выходят и рожают гораздо меньше детей. У этого есть стратегические последствия и руководители Ирана открыто обсуждают это.

Между 2005 и 2020 годами количество иранской молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (основной армейский контингент) уменьшится почти вдвое. Для сравнения: количество пакистанцев в этом возрасте удвоится. В 2000г. число иранских мужчин призывного возраста было вдвое меньше, чем в соседнем суннитском Пакистане. До 2020г. число иранских призывников будет в несколько раз меньше, чем в Пакистане. Иранцы, родившиеся в 80-е годы, видно, будут последним крупным поколением, и иранское окно возможностей по установлению шиитской гегемонии в регионе закроется в течение десятилетия.

Администрация президента Обамы хочет объять иранскую агрессивность путем принятия стремления Ирана стать региональной державой, как сказал Обама в интервью Джеффри Гольдбергу из новостного агентства "Бломберг": "Если посмотреть на поведение Ирана, то увидите, что они не импульсивны. У них есть мировоззрение, они видят свои интересы и действуют, если есть шанс выиграть. Это не значит, что они не являются теократией, придерживающейся презренных в моих глазах идей, но они не Сев.Корея. Они большое и сильное государство, рассматривающее себя как важного игрока на мировой арене, и я не думаю, что они мечтают о смерти".

Поэтому, согласно Обаме, любая сделка с Ираном, положительная. Но это явная ошибка: хоть Иран не мечтает о смерти, но он знает, что он агонизирует, и ему нечего терять в сегодняшней игре в "шеш-беш".

Песок в часах заканчивается

Сунниты воспринимают отчаянные попытки Ирана распространить свое влияние также, как это воспринимают израильтяне. Саудовцы озабочены стремлением Ирана к шиитскому Ближнему Востоку.

Тем временем Турция видит, как песок заканчивается в часах. После десятков лет гражданской войны против курдского меньшинства, стоившей 40 тысяч убитых, Турция постепенно становится курдской.

У средней курдской женщины в Турции 3,3 ребенка по сравнению с 1,8 у этнической турчанки. То есть через поколение половина призывников турецкой армии прибудут из курдских семей. Турция сделала все возможное, чтобы предотвратить возникновение курдского государства в Сев.Ираке, но не преуспела. Развал Ирака позволил де-факто создание курдского государства - хоть и не де-юре. Но это лишь вопрос времени, когда в самой Турции появятся территориальные трещины.

От Сев.Африки до Ирана Израиль является исключением во всем, что касается рождаемости. Сейчас еврейское большинство между Иорданом и морем (даже считая арабов Иудеи, Самарии и Газы) - свершившийся факт.

ЦРУ оценивает, что рождаемость арабов Иудеи, Самарии и Газы в 2014г. составляет 2,83 ребенка на женщину по сравнению с 3,05 в 2011г. Еврейская рождаемость в Израиле превышает 3 детей на женщину. Яков Файтельсон в "Ближневосточном ежеквартальнике" сообщает: "С начала 21 века рождаемость у мусульманских граждан Израиля снизилась с 4,7 до 3,5 детей на женщину в 2011г. У евреев - 3,09. В ноябре израильское ЦСУ опубликовало новый прогноз и признало, что в прошлом преувеличивало свои прогнозы увеличения количества арабов и приуменьшало оценки еврейской рождаемости".

Еврейская репатриация постоянно превышает эмиграцию, в то время как у палестинцев миграция отрицательная - десятки тысяч в год, начиная с 1967г.

Данные ПА преувеличивали количество арабов в Иудее и Самарии на 30% (на 648 тысяч по состоянию на 1997г.). Как утверждает Кэролин Глик в своей новой книге "Израильское решение", евреи будут составлять не менее % между Иорданом и морем, а внутри "зеленой черты" - 80%.

Поэтому, с точки зрения демографии, Израилю нечего опасаться аннексии. Еврейская репатриция в сочетании с арабской эмиграцией, а также высокая еврейская рождаемость установят значительное еврейское большинство.

Арабское население Иудеи и Самарии меняется - оно становится более образованным.

Без шума

Не будучи израильтянином, я не могу говорить правительству Израиля, в каком направлении ему идти. Но ясно, что идеи, согласно которым "палестинцы" не будут подвержены влиянию процессов, охватывающих соседние страны, были фантастичными изначально, а сейчас эти идеи разрушаются действительностью.

За два десятилетия после подписания соглашений Осло ПА продемонстрировала минимальные способности править чем-либо. После того, как военные власти в Египте подавили там движение "братьев-мусульман", египтяне направили свою энергию против союзника "братьев-мусульман" - Хамаса и закрыли границу с Газой.

Если бы ПА была способна править в Туль-Кареме и Хевроне, то заключила бы союз с Египтом и Саудовской Аравией, чтобы еще больше изолировать Хамас. Вместо этого Абу-Мазен создал правительство единства с Хамасом. Реальность показывает, что ПА не может править без Хамаса и не может править с ним; ПА не может поддерживать террор или подавить его.

Отсутствие потенциала ПА править и невозможность Хамаса отдалиться от Тегеранских хозяев, а также развал соседних государств потребуют в итоге от Израиля взять под свою власть Западный берег (Иудею и Самарию). На этот раз израильтяне останутся там.

Израиль не может полагаться на ПА, что та будет бороться против хамасовского террора - своего партнера по правительству единства. Граница Израиля с Иорданией становится стратегической осью.

ДААШ со всей мощью действует в Сирии и Ираке по соседству с Иорданией и безопасность Иордании требует присутствия ЦАХАЛя на ее границах.

Когда (не если, а когда) Израиль возьмет под свою власть Иудею и Самарию, Запад будет размахивать пальцами, а страны Персидского залива вздохнут с облегчением.

Израиль распространит свой суверенитет на все земли исторической Родины еврейского народа не потому, что религиозные сионисты хотят этого или потому что правительство Израиля мечтает о территориальном расширении, а потому что Израиль будет единственным, кто устоит в регионе, - единственное государство, способное править в Иудее и Самарии, единственная военная сила, способная защитить свои границы. Это произойдет без шума и треска, скорее де-факто, чем де-юре, в определенный момент в не таком отдаленном будущем, когда МИДы Запада будут заняты кризисом в Ираке или Сирии. Это произойдет с молчаливого согласия Египта, Иордании и Саудовской Аравии.

Израильский суверенитет сменит неудачную администрацию ПА, чтобы поддержать общественный порядок и гарантировать, что электричество поступает, дороги безопасны и что батальоны джихадистских грабителей или шиитских террористов не вырезают целые арабские деревни. Распространение суверенитета вызовет рефлексивное осуждение скучающих и бездушных западных дипломатов. Воплощение сионистской идеи произойдет без шума; крики в это время будут в других местах.

(Дэйвид Гольдман - автор книги "Угасающая цивилизация", переведенной на иврит издательством Сэла-Меир. Статья опубликована на английском языкена еврейском Интернет-журнале "Таблет", перевод на иврит - Рахель Шлосс)

("Макор ришон" 18.07.2014)


Перевел с иврита Моше Борухович
МАОФ