Maof

Thursday
Apr 18th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
В парижском роддоме перепутали детей. Позвали матерей. Заходит арабка и кричит: "Аллах акбар!" Ребенок заулыбался, и мать унесла его кормить. Следом подошла еврейка и, ничего не говоря, взяла на руки своего. Но тут вмешалась француженка: "Откуда ты знаешь, что это твой малыш?" Теперь уже улыбнулась еврейка: "Все очень просто. Когда арабка закричала: "Аллах акбар!", твой сразу обделался, а мой сжал кулачки!"
(Анекдот, похожий на быль)


Голый оптимизм - это, если вдуматься, всего лишь недостаток информации. Независимо от того, на каком языке мы говорим - ироническом, саркастическом или ненормативном. И дело вовсе не в том, что самое нестабильное в жизни любого политика - кажущаяся стабильность. Совсем немногие из них живут сегодняшим днем. Большинство же готовится жить позднее. Посему и политический Эверест чем-то напоминает любительский хор: у кого есть голос - поют, остальные - подпевают. Видимо, не случайно говорят, что у каждого политика и свои достоинства, и свои "отстоинства". А если ты никому не нужен, то значит тебя вроде как и нет.

Лучше, конечно, всегда оставаться в эпицентре своей жизни, а не на обочине чужой. Но не все зависит от твоего хода, как, скажем, на шахматной доске. Жизненный балаган больше похож на шведский стол. Кто-то берет, сколько хочет, а кто-то - сколько может. Либо сколько позволяет совесть или... наглость. С общим при этом для всех правилом: с собой ничего не уносить. В этом вечном театре постоянно разыгрывается одна и та же трагедия, хотя и под различными названиями. А под каждой кепкой или шляпой - собственный театр, где разворачиваются такие драмы, которые не снились и лучшим театрам. Смотришься, казалось бы, в зеркало, а на самом деле оказываешься под увеличительным стеклом.

Один из таких показательных "спектаклей" проходил в Женеве. На заседании Совета ООН по правам человека, где обсуждался израильский отчет. Вообще-то отчеты обязаны регулярно предоставлять все без исключения государства, а вот кого заслушивать решается исключительно в узком кругу. А поскольку современная дипломатия - это сначала морщины и только потом извилины, то кого назначат "козлом отпущения", догадаться проще простого. Израильский отчет приняли к сведению. Вместе с привычными сетованиями о "пристрастии, необъективности и несправедливости". И дружелюбными жестами о безоговорочной готовности к "историческому примирению". После чего началась заранее отрепетированная публичная порка.

Всякий театр абсурда обязан быть максимально приближен к жизни. Обычно, порицая других, мы, тем самым, косвенно возвеличиваем себя. Но претензии к Израилю были совсем иного рода. Причем чем мельче и никчемней страна, тем больше у нее притязаний. Если, например, Оман требовал освободить палестинских заключенных, которые "умирают от голода в израильских тюрьмах", то Пакистан настаивал на "немедленном возвращении всех палестинских беженцев". В свою очередь "палестинский" представитель убеждал, что "израильский отчет бессмыслен хотя бы потому, что у Израиля нет границ". Сирия, наоборот, в упор не видела "Палестину", стеная о попранных правах алавитов и друзов на отдельно взятых Голанских высотах.

У кого что болит, тот о том и говорит. Саудовская Аравия настаивала на прекращении "расовой дискриминации", а Судан с Турцией - "оккупации". Португалию, как выяснилось, больше всего беспокоит "дискриминация израильских арабов", Польшу - "продолжающаяся практика пыток при допросах", а Южную Корею - "удручающее состояние прав арабов на оккупированных территориях". Словакия рекомендовала "бороться с иудейской религиозной ненавистью и вандализмом". Великобритания выразила надежду, что Израиль откажется от "насильственного переселения бедуинов Негева", а Соединенные Штаты озаботились "религиозным насилием в отношении евреев, особенно женщин".

И только самое молодое государство - Южный Судан - пожелало арабам и прочим туркам "жить так, как живут их израильские соплеменники". У каждого бывает минута, когда стоит хорошенько подумать и определиться, на чьей ты стороне. И всякий раз подавляющее большинство упускает эту минуту. Наверное, надо иногда давать возможность как своим недругам, так и доброжелателям жить в мире своих иллюзий. И им лучше, и нам спокойней. Главное достоинство ООН в том, что она не лечит болезни, а просто переводит острую боль в хроническую. А если это не помогает, то тогда вообще излечивает от желания лечиться.

Чувство юмора все-таки сильнее чувства такта. Для того, чтобы встать на ноги, совсем не обязательно становиться на колени. Испытание чуждого терпения заканчивается, как правило, тогда, когда оно лопается. Поэтому и столь популярен сейчас метод северокорейской защиты: пропускай мимо ушей все, что не соответствует среднестатистическим размерам национального черепа. Это правило сугубо для внутреннего пользования. Оно для всех одинаково, несмотря на разные исключения. Из этих исключений вытекает новое правило - чисто дипломатическое: "Плюй на весь мир, и тобой будут восхищаться". Как только эти правила перестают работать, на смену им приходит "закон табуретки": если табуретка должна упасть на чью-то голову, она непременно упадет.

У Израиля нет претензий к этому миру. Поэтому обязательно должны быть хотя бы примечания. Исключения ведь тоже живут по своим правилам. В Пакистане, к примеру, 64 процента населения настаивает на смертной казни для тех, кто готов поменять ислам на другую веру. И в то же время свыше 95 процентов пакистанцев выступают за... свободу вероисповедания. Проводившая исследования американская некоммерческая организация "Pew Research Center" в недоумении: как вообще такое может быть? Оказывается, может. Какой спрос с забитых и полуграмотных "рабов Востока"? Достаточно вспомнить незабываемую фразу известного советского "членкора": «После коммунистов я больше всего ненавижу антикоммунистов».

Когда кто-либо вдруг захочет скрестить корову с вороной в надежде, что авось получится, скрестите пальцы - авось обойдется. Недавно журнал "Proceedings of the National Academy of Sciences" опубликовал статью специалистов из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре, в которой они научно доказали, что территория Сирии в сто раз меньше российской. Но сирийская земля не просто грязная, а в последние годы еще и на зубах скрипит. Причина в глобальном потеплении, которое и привело в конечном счете к гражданской войне. Виной всему трехлетняя засуха, ставшая самой разрушительной в истории страны, которая вынудила миллионы разорившихся крестьян бежать в города, пополняя и без того непропорционально большую армию безработных.

Не можешь въехать умом, попробуй объехать логикой. Начнем с того, что ученые здравым смыслом не обладают, поэтому вынуждены не констатировать, а доказывать. Хотя если проблема неразрешима, то это не проблема, а закономерность. Аномальная засуха в Калифорнии началась раньше, чем в Сирии, доведя запасы питьевой воды до грани полного истощения. Но гражданскую войну, тем не менее, не вызвала. И не вызовет. Восточное Средиземноморье с древних времен страдает от жажды, вызванной самыми разнообразными, в том числе и катастрофическими, климатическими явлениями. Девять из десяти наиболее засушливых стран мира расположены на Ближнем Востоке. Сирии, кстати, в этом списке нет. Зато есть Израиль, занимающий восьмую строчку от конца. Несколько лет назад он замыкал первую "пятерку". А через два-три года не только полностью обеспечит себя водой, но и будет ее экспортировать.

Научные теории учат заглядывать за горизонт, а жизнь - смотреть под ноги. Пока Израиль изобретал и осваивал новые виды водосбережения и ирригации, доведя коэффициент эффективности использования сточных вод до заоблачных 87 процентов, Дамаск, напрягая все силы, готовился к войне. Израильский опыт охотно перенимают на всех континентах - от латиноамериканских крестьян-монтуно до индийских земледельцев-далитов. Даже бедуины-скотоводы Синайского полуострова, возвращенного Египту 30 лет назад, давно уже используют водные know how. А сирийские феллахи по-прежнему орошают землю собственным потом. В режиме вечных чрезвычайных полумер. Зачем же мешать чужому счастью? Пусть и дальше желаемое совпадает с неизбежным.

Чем больше нового, тем оригинальнее старое. Что общего между политиками и подгузниками? И тех, и других надо регулярно менять. Причем по одинаковой причине. Желающие любой ценой спасти протухший режим Башара Асада могут особо не напрягаться. Для этого достаточно поставлять ему вместо оружия памперсы. Чтобы их обильно смачивали в Ефрате и затем выжимали на пораженную засухой землю. А еще лучше - побыстрей избавиться от шатких ходуль заблуждений. Ничто так не озадачивает и не отрезвляет, как дипломат с канистрой, отважно бросающийся тушить пылающий ярким пламенем "новый Ближний Восток".

За радующим глаз фасадом нередко одни руины. Когда директор ЦРУ Джон Бреннан сразу после утверждения на эту должность заговорил о необходимости пересмотреть отношение к Асаду, слухи о его тайном переходе в ислам уже не казались столь фантастическими. Теперь об этом открыто заявляет в интервью телеканалу CBS Джон Керри, который "готов лично вести переговоры" с дамасским деспотом ради, якобы, окончания гражданской войны. Хотя еще всего месяц назад он утверждал, что Асада необходимо как можно скорей отстранить от власти. Даже если для этого потребуется военная операция. Пресс-секретарь госдепартамента Джен Псаки, не дожидаясь неминуемых вопросов, поспешила выгородить шефа, сообщив, что " время для серьезных переговоров с Дамаском пока не созрело". Сам Асад сделал вид, что это его не касается: «Сирийский народ не прислушивается к пустым зарубежным декларациям».

Шаги делаются навстречу, а не вдогонку. Головокружительные зигзаги американской внешней политики уже не удивляют и не шокируют. Не каждому дано так талантливо создавать себе чужие проблемы. Но поскольку реформы начинаются с госдепартамента, то и дипломатия переходит из рук в руки, а не от головы к голове. В свежем годовом отчете Office of the Director of National Intelligence "Хизбалла" больше не числится среди террористических организаций. Из "черного списка" убран и Иран. Объясняется это "изменением формата", под которым подразумевается стремительное сближение Вашингтона с Тегераном. Только "вычеркнуть" и "избавиться" - совсем не одно и то же. В распространенном Советом безопасности ООН заявлении говорится об "опасной эскалации напряженности на ливано-израильской границе", что может спровоцировать новую войну.

Табуретная дипломатия приносит и табуретные результаты. Египет и Саудовская Аравия приступили к формированию собственной ядерной программы. Турки аль-Фейсал, бывший саудовский посол в Вашингтоне и многолетний начальник национальной разведки, заявил в интервью новостной службе BBC: «Мы вступаем в совершенно непредсказуемый мир - без каких-либо ограничений и тормозов, который, встав на ядерный путь, уже никогда не свернет с него». Выходящая в Лондоне газета "Аш-Шарк аль-Аусат" предупреждает, что бездарная политика Белого дома "грозит ввергнуть в катастрофу весь ближневосточный регион". А саудовская "Аль-Джазира" уповает на Биньямина Нетаниягу, который защитит арабские интересы гораздо лучше, чем "глупая политика одного из худших президентов Америки".

Абсурд теряет смысл, когда с ним не соглашаются. Трудно возлюбить ближнего своего, если он сопротивляется. Но ирония в том, что от разочарования до очарования всего один шаг. Те же страны, которые везде и всюду игнорирует, а при любой первой же возможности и всячески поносят "этот несносный Израиль", тем не менее, не прочь в трудную минуту опереться на его мощь. Еще раз подтверждая тем самым, что, уступая дорогу танку, мы делаем это вовсе не из вежливости. Закон табуретки никто не отменял. Она падает именно на ту голову, на которую должна упасть. И не страшно, если весь мир настроен против тебя: самолет взлетает против ветра.