Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
2 апреля в швейцарском городе Лозанне, после длительных переговоров, представители Ирана заключили т.н. “рамочное соглашение” с представителями шести ведущих держав мира (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция и Германия) об ограничениях иранской ядерной программы в обмен на снятие международных санкций.

В результате детальной доработки “технических деталей”, которую стороны обязались завершить до конца июня сего года, соглашение сменится окончательной договоренностью.

Президент США Барак Обама оценил “рамочное соглашение” с Ираном по ядерной программе как “хорошее”. По его словам, это стало возможным, благодаря «жесткой, принципиальной дипломатии» США. Такой шанс, как считает Обама — выпадает раз в жизни, и его надо было использовать.

“В рамках достигнутых договоренностей, — подчеркнул президент США в своем еженедельном субботнем обращении к нации, — Иран согласился “не накапливать” материалы, необходимые для создания атомного оружия”.

Кроме того, Обама отметил, что “международные инспекторы получат беспрецедентный доступ к ядерной программе Ирана, поскольку Иран будет инспектироваться чаще, чем любая другая страна мира... Если Иран будет обманывать, мир узнает об этом. Эта сделка основана не на доверии, она основана на беспрецедентных проверках”.

Президент Ирана Хассан Рухани, со своей стороны, характеризуя рамочное соглашение с Западом, подчеркнул, что оно “способно защитить право Ирана на ядерные технологии и освободить Тегеран от международных санкций”.

Выступая по телевидению в пятницу 3 апреля, Рухани заявил, что договор подразумевает “признание права Ирана на обогащение урана на собственной территории”. По словам иранского лидера, Тегеран преследует “исключительно мирные цели”, а центрифуги “должны вращаться... пока люди и экономика идут дальше”.

Рухани заверил, что развитие ядерной программы Ирана “не направлено против какой-либо страны”. Иранский лидер пообещал, что “Иран будет выполнять все обещания в рамках соглашения до тех пор, пока другая сторона выполняет свои”.

Как сообщается в СМИ, на улицах Тегерана после объявления о заключении “рамочного соглашения“ началось стихийное народное ликование, сопровождавшееся фейерверками и раздачей сладостей.

Комментарий

В отличие от Обамы, в Израиле восприняли заключенную сделку иначе, отмечая, что она имеет “катастрофические последствия”. Наиболее четко претензии к “рамочному соглашению” выразил глава правительства Биньямин Нетаниягу, который 5 апреля дал интервью сразу нескольким крупнейшим американским телекомпаниям США: CNN, ABC, NBC.

В интервью программе “State of the Union” на телеканале CNN глава израильского правительства в частности заявил, что “Иран сохранит в рамках этой сделки всю инфраструктуру и может в дальнейшем создать не одну, а множество ядерных бомб... Однако время еще не ушло, можно с помощью давления добиться лучших условий и вынудить Иран свернуть ядерные разработки”.

Нетаниягу напомнил о том, как несколько лет назад весь мир праздновал заключение с Северной Кореей договора, построенного по тому же принципу, что и соглашение, заключенное с Ираном.

“Эту сделку, — сказал израильский премьер-министр, — призванную остановить ядерную программу Северной Кореи, считали большим прорывом. Она подразумевала проведение инспекций. Все это приветствовали, а в итоге эта сделка оказалась худшей из худших”.

Мы же отметим, что, по мнению всех экспертов, да и судя по бахвальству самого северокорейского руководства, в руках Северной Кореи имеются уже несколько атомных бомб.

Следует особо подчеркнуть, что количество центрифуг (более 6000), которые разрешено иметь Ирану, по единодушному мнению специалистов, отнюдь не требуется для проведения медицинских и прочих научных исследований. Они могут понадобиться лишь в том случае, если Иран намерен активно накапливать сырье для производства атомных бомб.

То же самое касается и активно разрабатываемых Ираном межконтинентальных баллистических ракет (МБР), которые и вовсе остались вне рамок обсуждения и договоренностей. МБР не применяются с конвенциональными боеголовками. Чем же собираются начинять эти ракеты в Иране, если, по словам иранских лидеров, у них нет намерений создавать ядерное оружие, а химическое и биологическое оружие Ирану, в соответствии с его международными обязательствами, иметь запрещено?

И самое серьезное опасение, пожалуй, связано с богатой историей, как иранские власти обманывали (что подкреплено неопровержимыми доказательствами) международные инспекции и нарушали собственные обязательства, касающиеся своей ядерной программы.

Можно в этой связи лишь согласиться со словами известного политика, депутата Кнессета, Эйтана Кабеля, представляющего, кстати сказать, оппозиционную партию “Авода”:

“Я не собираюсь, — сказал он, — присоединяться к тем, кто аплодирует соглашению с Ираном, потому что лично я не могу из-за всего происходящего спать по ночам. Обама обещает, что о нарушении условий соглашения Ираном узнает весь мир. Однако те же слова он произносил после соглашения с Северной Кореей... Когда государство с определенной репутацией, сложившейся не за один десяток лет, получает зеленый свет на изготовление ядерной бомбы, стоит начать волноваться, и слова Обамы меня никак не успокаивают”...

Перспективы

Истинное положение дел, весьма далекое от декларируемого главным участником “шестерки”, Обамой, как ни странно, было исчерпывающе описано... самим Обамой в его “словах утешения”, адресованных крайне встревоженному подписанным соглашением Израилю. В интервью “приближенному” журналисту Томасу Фридману из "Нью Йорк Таймс" президент США, в частности, заявил: “Израиль может не сомневаться в поддержке США. В случае иранского нападения на Израиль — США выступят на его стороне. Каждый, кто нападет на Израиль, будет иметь дело с Америкой”.

Фактически эти слова, учитывая характер иранской ядерной угрозы, можно свести к простой формуле: “Мы отомстим Ирану за Израиль”.

Проблема, однако, заключается в том, что Израиль отнюдь не заинтересован в том, чтобы история с иранским военным атомом закончилось красивой голливудской концовкой, когда совершивший злодеяние и уничтоживший Израиль Иран будет примерно наказан хорошими парнями из Америки.

Возможно, потаенным ожиданиям нынешнего хозяина Белого дома вполне отвечает ядерное кладбище на месте этих двух государств. Но Израиль не устроит роль “посмертной причины” для испепеляющего удара Америки по Ирану всеми имеющимися у нее военными средствами.

Цель Израиля — гораздо скромнее и прозаичнее: выжить — пусть и не при столь красивых и драматичных обстоятельствах.

После этих “успокоительных” речей Обамы в Израиле будут просто вынуждены сделать один единственный вывод: надеяться Израилю более не на кого и не на что. Чудовищные обещания Обамы “наказать Иран” (уже после того, как в течение буквально нескольких минут будет решена судьба либо Ирана, либо Израиля: в зависимости от того какая из этих стран нанесет смертельный удар первой) — способны встревожить лидеров Израиля, пожалуй, еще больше, нежели результаты “рамочного соглашения”.

evrey.com