Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Однажды кот пожаловался обезьяне на волка, который его постоянно избивал. Обезьяна вызвалась помочь. Но как только увидела волка, запрыгнула на дерево.
- Почему же ты мне не помогла? - простонал, придя в себя, избитый до полусмерти кот.
- Ты так громко смеялся, что я не сомневалась в твоей победе, - ответила обезьяна.
(Повод для раздумий)


Всякому разумному решению обычно мешает волевое. Главная проблема современной дипломатии в том, что сначала создаются трудности, которые потом аврально, но не всегда успешно преодолеваются. Или просто забалтываются. Сразу после "пуримского" выступления Биньямина Нетаниягу в Конгрессе, The New York Times сообщила, что Белый дом склоняется к мысли о "признании палестинского государства в границах 1967 года". В связи с тем, что израильский премьер открыто саботирует саму идею "двух государств для двух народов". И вот то же самое, почти слово в слово, повторила заместитель госсекретаря Венди Шерман. И не где-нибудь, а на встрече с представительной еврейской делегацией в Религиозном центре реформистского иудаизма в Вашингтоне.

Психологи считают, что люди предпочитают лгать только в тех случаях, когда ложь либо приносит им явную выгоду, либо морально оправдана как в глазах окружающих, так и в своих собственных. И даже дают совет, как помочь лгунам избавиться от этой своей пагубной привычки. По их мнению, порой достаточно всего лишь создать условия, при которых нельзя списать ложь на элементарные ошибки. Для простых смертных этот незатейливый совет, возможно, и годится. А как быть с политиками, у которых патологическая ложь стала чуть ли не второй натурой? Ведь они кому хочешь докажут, что у любой проблемы всегда найдется решение - простое, удобное и, конечно же, откровенно ошибочное.

Венди Шерман не из тех, кто витает в облаках. Хотя и может ненароком свалиться на голову. Свою карьеру она начинала в качестве социального работника. Но всегда живо интересовалась политикой и старалась быть на виду у политиков. А поскольку в большую политику устремились и маленькие женщины, то это открывало широкие горизонты для служебного роста. Отработав три года помощником Уоррена Кристофера по законодательным вопросам, она возглавила фонд "Fannie Mae", откуда вернулась в госдепартамент, чтобы стать послом по особым поручениям при Мадлен Олбрайт. Довелось поработать ей и с Хиллари Клинтон, которой она активно помогала во время предвыборной президентской кампании 2008 года, а три года спустя была назначена ее заместителем по политическим вопросам.

Успехи на дипломатическом поприще, правда, оказались не столь впечатляющими, как бы того хотелось. Тайные контакты с Северной Кореей переросли в тайные переговоры, которые закончились тем, что Пхеньян объявил себя ядерной державой. Явно неудачной была и ипотечная стратегия Венди Шерман. Видимо, сказался ее пусть и не слишком убедительный, зато старый социальный опыт. Попытки в кратчайшие сроки превратить еле сводящих концы с концами американцев в процветающих домовладельцев обернулись крахом рынка недвижимости и мировым финансовым кризисом. В итоге ипотечные агентства "Fannie Mae" и "Freddie Mac" были национализированы. И на их спасение государство потратило 187,5 миллиарда долларов.

Но кратковременные цели тем и хороши, что преуменьшают величину и значение долговременных. Отсюда и первая заповедь политика: что бы ни произошло, делай вид, что именно к этому ты и стремился. Сейчас на финишной прямой переговоры с Ираном, которые с первой минуты курировала никто иная, как Венди Шерман. И результат их тоже вполне предсказуем. С тех самых пор, как правая рука Джона Керри была назначена куратором. Лучшей кандидатуры, похоже, действительно не было. С одной стороны, бесценный опыт по "умиротворению врага", как выразился Джон Болтон. А с другой - не менее уникальная способность убеждать соплеменников в том, что чем страшней опасность, тем она менее вероятна.

Всякая истина рождается из ошибок. И кто, казалось бы, ничем не рискует, рискует вдвойне. Ведь если постоянно идти на поводу, можно ненароком оказаться и на поводке. Нынешние отношения между Биньямином Нетаниягу и Венди Шерман более чем прохладные. А прозрачные намеки на то, что Белый дом весьма разочарован ходом ближневосточного урегулирования, начинает уже раздражать даже далеких от политики американских евреев. И это заметно отражается на их позиции. Впервые еврейский электорат двух ведущих партий страны почти сравнялся по численности. Причем вместе с дополнительными голосами республиканцы получают и кошельки, на которые с нескрываемым вожделением поглядывают имидж-мейкеры Хиллари Клинтон.

Матерые политики мечтают о таких деньгах, при которых деньги вообще не нужны. Но как только кончаются средства, заканчивается и оптимизм. Поэтому легче отказаться от великих целей, чем от мелких финансовых привычек. У Вашингтона не так уж много рычагов давления на Израиль. Он не нуждается в ядерном зонтике. Выживет в крайнем случае и без американской военной помощи. Единственное, без чего ему никак не обойтись- это дипломатическая поддержка в откровенно враждебной ООН. И на этой его слабости и пытается сыграть администрация Барака Обамы, держа в рукаве последний козырь - инициативу Франции о так называемых "параметрах". Суть ее в том, что Совет безопасности волевым решением навязывает Израилю срок провозглашения независимого палестинского государства в "границах 1967 года", отводя два-три года на устранение всех формальностей. Причем, простите за каламбур, безо всяких формальностей.

С этой идеей-фикс французский министр иностранных дел Лоран Фабиус носится с конца прошлого года. Как и всякий потерявший свои корни еврей, он ищет панацею в тех лекарствах, которые опасней самой болезни. Но для того, чтобы отстаивать свои принципы, нужно хотя бы их иметь. Впрочем, угол зрения чаще всего зависит не от индивидуальных способностей, а от занимаемого места. Франция не раз предлагала свои "мирные" посреднические услуги. В 2002 году была инициатива Жака Ширака. Четыре года спустя - "мадридская", с которой Париж выступил совместно с Испанией и Италией. Затем широко разрекламированное детище Николя Саркози под громким названием "Средиземноморский союз". Наконец, "рамочные" предложения Алена Жюппе. И кто о них сейчас помнит?

Сколько политиков, столько и самомнений. Но всякое промедление опасно. Прежде всего, для самих политиков. А Ближний Восток суеты не терпит. Французам во что бы то ни стало нужно быть на виду, чтобы спасать свою вечно подмоченную репутацию. Поэтому они и торопятся. У американцев же на первом плане сделка с Ираном, вполне законно вызывающая праведный гнев Израиля. И если одновременно открыть еще и второй антиизраильский "фронт", то можно вообще потерять всякое доверие Иерусалима. На что Вашингтон открыто идти не хочет. Тем более, что откровенная несправедливость по отношению к одному, как правило, представляет угрозу для всех. Вот почему Джон Керри настоятельно просил Лорана Фабиуса не форсировать событий до конца июня, когда, во-первых, должно быть подписано окончательное соглашение с Тегераном и, во-вторых, сформировано новое израильское правительство, которому можно будет начать выкручивать руки.

В жизни всегда есть место творчеству. Политические фантазии тем и хороши, что сначала евреев просто не любят, а уж потом подыскивают аргументы - почему? Джон Керри, наверняка, знаком с шиитской доктриной "такийя", которая не просто допускает, но и поощряет обман неверного. Во имя личной корысти и для блага ислама. Признается она и суннитами. На Востоке свое понимание "правды". И принцип: все, что построено на лжи, недолговечно, тут не работает. Трудно не испачкаться, попав в грязь. Но еще страшней, если эта грязь внутренняя, а тебя убеждают, что она лечебная. Кому нужна ложь о лженароде? Наверное, тем, кто не может купить друзей, но зато умеет их выгодно продать.

А кто, интересно, придумал, что единственным законным представителем арабов Иудеи и Самарии может выступать только организация освобождения Палестины? ХАМАС, к примеру, не согласен. И никому не рекомендует переходить улицу на тот свет. Даже если от волос осталась одна расческа. Поэтому искренне жаль швейцарского консула в Израиле Поля Гренье, которому поручено уговорить Исмаила Ханийю войти в состав очередного палестинского правительства "национального единства". В обмен на снятие израильской блокады Газы. И прочие уступки, о которых Израиль пока даже и не подозревает. ХАМАС в принципе не прочь поторговаться с Израилем, но предложить ему нечего, кроме разве что еще одного "долговременного перемирия".

Демократия в палестинской автономии называется бунтом. А всякий арабский бунт - к крысам. Посему любая закулисная сделка считается выгодной, если обе стороны убеждены, что обманули друг друга. Отсюда и вечное недопонимание. Тех, кто не хочет понимать. На саммите Лиги арабских государств в Шарм аш-Шейхе Махмуд Аббас потребовал "железной рукой задушить незаконное образование в Газе". В ответ Махмуд аз-Захар призвал к "народной революции" против "диктаторского режима Абу-Мазена". Обменявшись болезненными уколами, обе "юмористические" организации пришли к мнению, что "ради защиты палестинского народа" пора начать тесней работать с международным уголовным судом в Гааге. В чем разница двух махмудов? Один считает, что жить весело, а другой - что смешно.

Говорят, нехватку своего ума можно компенсировал чужой глупостью. А что делать, коль ум - коллективный? Умного стада не бывает, даже если оно зовется "международным сообществом". Хотя и бывают смышленые бараны. Чего-чего, а информации сегодня сколько угодно. Не хватает только правды. Поэтому вруны в законе настолько изолгались, что даже не замечают этого. И когда говорят о "границах 1968 года", подразумевая линию прекращения огня в 1949 году. И когда вспоминают Ословские соглашения, подменяя их содержание оставшимся названием. Несмотря на то, что у Израиля ректифицированные, а стало быть и вполне законные, границы с Египтом и Иоданией. Вполне соответствующие, кстати, общепринятым международным нормам. В то время, как о палестинской государственности в Норвежских договоренностях не сказано ни слова. Как, впрочем, и о границах с еще двумя искусственными образованиями - Сирией и Ливаном.

Удивительное все-таки нынче время: куда ни посмотришь, всем трудно. Одним лгать. Другим верить. И каждый при этом норовит исправить прошлое. Вместо того, чтобы не испортить будущее. Кто ответит за последствия нынешнего ближневосточного хаоса? ООН? Евросоюз? Лига арабских государств? Иран? А, может, Соединенные Штаты? Никто. А хаос, между тем, был заложен, как мина замедленного действия, еще 16 мая 1916 года. В тайном соглашении Сайкса - Пико о разделе Османской империи. Потому что англо-французских колонизаторов меньше всего интересовали этно-религиозные особенности региона. Зато очень интересовали природные богатства, за которые они держутся зубами до сих пор.

Поэтому мы имеем двадцать три арабские страны с общей площадью порядка 13 миллионов квадратных километров, где сунниты ненавидят шиитов и наоборот, а вместе они дружно ненавидят евреев и христиан. Но еще больше ненавидят друг друга, поскольку одним Аллах дал воду и нефть, а другим только население. В этом арабском Вавилоне новые "турки" не нашли места не только евреям, но и курдам, которые по численности приближаются к пуштунам, а те в свою очередь наступают на пятки персам. Понятно, что у любого правила может быть исключение, но у исключений нет правил. Даже если французский проект резолюции с минимальными американскими поправками и пройдет, это ни на йоту не приблизит мира. А попытка заменить одно курдское государство на два "палестинских" так же бесперспективна, как игра в шахматы с голубем, который кого угодно уделает. Потому что всегда на высоте.

Не хочу никого расстраивать, но пока действительно все хорошо. Даже несмотря на то, что врут вроде бы тебе, а чувство неловкости почему-то испытываешь ты сам. Словно уже оккупировал западный берег Евфрата. У каждого свой потолок. У одного выше звезд, у другого - ниже плинтуса. Об этом нам напоминает Б-г. Или, на худой конец, анекдот. Итак, Б-гу надоели земные глупости и Он отправил e-mail Пан Ги Муну: если не наведете в течение сорока дней порядок, все будут уничтожены. Перепуганный генсек срочно собирает Совет безопасности ООН и сообщает, что у него две плохие новости. Во-первых, есть Б-г. И во-вторых, ничего хорошего от Него ждать не приходится. Тут слово берет Барак Обама и говорит, что у него как плохая, так и хорошая новости. С одной стороны, есть Б-г, а с другой - скоро может ничего не быть. И тогда встает Биньямин Нетаниягу и объявляет, что у него две замечательные новости. Первая - что есть Б-г. И вторая - это значит, что никогда не будет палестинского государства.

Лучший способ пошутить - сказать правду.