Все началось с того, что член парламента Египта Тауфик Окаша пригласил посла Израиля отобедать с ним, а заодно обсудить ряд актуальных проблем ближневосточного региона и египетско-израильских отношений, значительно потеплевших в последнее время. Во многом благодаря позиции, занятой президентом Египта генералом А-Сиси, который в расширении связей с Израилем видит прямую пользу для укрепления своего режима.
Следствием этого обеда стали события, которые развивались, обрастая новыми инцидентами, как снежный ком.
Для начала 100 из 596 членов египетского парламента подписали петицию, призывающую лишить Тауфика Окашу депутатского мандата.
Затем на заседании парламента египетский парламентарий Камаль Ахмед будучи, видимо, не в силах спокойно ожидать решения парламента об исключении Окаши из числа своих членов, запустил в Окашу ботинком.
Тут, отметим, спикер египетского парламента проявил “объективность” и удалил с заседания обоих (!) парламентариев. Хотя, мог, наверное, ограничиться удалением одного Тауфика Окаши — ведь это он спровоцировал коллегу на столь неожиданный (с нашей точки зрения) поступок.
Но и на этом реакция представителей египетской общественности на совместный обед египетского депутата и израильского посла не была исчерпана полностью.
Через некоторое время Тауфика Окаша ожидал еще торт, запущенный ему в лицо возмущенными соотечественниками.
Комментарий
Возможно, многие наши читатели об этом не знают, но снять с себя ботинок и запустить им в противника на арабском Ближнем Востоке — жест, выражающий крайнюю степень презрения и горячее желание опозорить свою жертву. Этот жест в восточной культуре равнозначен звонкой “европейской” пощечине. Хуже него, пожалуй, когда собеседнику демонстративно протягивают левую руку, которую на арабском Ближнем Востоке издавна используют, скажем так, для нужд личной гигиены.
Но даже если не знать эти важные детали в поведении египтян, отношение к поступку, точнее, “преступлению” депутата Тауфика Окаши предстает вполне понятным и однозначным. В свете произошедшего столь же понятно и отношение египтян к Израилю, которое определяется словами “жгучая ненависть”.
Отметим также, что на “преступной” встрече Окаши с израильским дипломатом, уже приравненной в египетском народе к предательству родины, обсуждалась тема... израильской помощи. Израильский посол хотел уточнить у депутата, какими путями и каким еще образом Израиль может дополнительно помочь Египту — что еще нужно сделать, чтобы облегчить египетскому правительству решение стоящих перед ним насущных задач и вывести страну из затяжного экономического кризиса.
Сама тема встречи, весьма важная для благополучия, в том числе, и простых граждан Египта, могла, казалось бы, хотя бы на время, примирить египтян с фактом, что обсуждалась она за дружеским обедом, устроенным в честь израильского посла.
Добавим также, что горячие чувства к Израилю и даже тем египтянам, которые осмеливаются проводить официальную египетскую позицию по отношению к еврейскому государству, изливаются совершенно свободно и открыто. И это в стране, где лояльность властям и поддержка политического курса правительства — издавна значимый фактор, способный существенно повлиять на судьбу любого гражданина.
Но нет! В данном конкретном случае египтяне ведут себя как бунтующие западноевропейские студенты. Им явно наплевать на политику собственного правительства и президента, которого по этому поводу они, если бы только могли, за те же “преступления”, вполне возможно, тоже закидали бы тапками и тортами.
Ну, не удивительно ли все это?
Перспективы
Между тем, неумолимо приближается знаменательная дата — 40-летие подписания в Кэмп-Дэвиде при посредничестве президента Джимми Картера, так называемого “Мирного договора” между Израилем и Египтом.
Отметим, что это, без преувеличения, флагманский документ ближневосточной политики, положивший начало целой эпохе, закономерным итогом и пиком которой стало подписание Израилем и главарями ООП соглашения в Осло.
Мирный договор с Египтом всегда служил в устах израильских левых политиков примером того, какие большие выгоды, якобы, сулит путь “мира в обмен на территории”, впервые записанный в формуле данного соглашения.
И действительно — в результате Израиль передал Египту территорию, в несколько раз превосходящую его нынешние размеры, полностью, “вплоть до последнего сантиметра”, территорию Синайского полуострова, как того требовала египетская сторона. Вместе с богатейшими залежами газа и нефти. Сопровождая это действие насильственной эвакуацией и демонтажем одного израильского города и нескольких поселений на Синае.
40 лет — серьезный итог, позволяющий увидеть плоды грандиозного эксперимента. То, что в настоящее время Египет возглавляет, быть может, самый лояльный Израилю египетский лидер за всю новейшую историю региона, лишь придает результатам “эксперимента” дополнительную четкость.
Итак, спустя 40 лет мира с Египтом, в сухом остатке — пронизывающая египетское общество снизу доверху, жгучая ненависть к Израилю.
Причем, во главе антиизраильского египетского “народного фронта” традиционно стоят самые уважаемые в Египте люди: интеллигенция — ученые, писатели, люди других творческих профессий. Так же, как в еще одной “дружеской” Израилю стране - Иордании — во главе антиизраильских акций стоят объединенные профсоюзы, влиятельная сила, объединяющая всех иорданских трудящихся.
Возникает закономерный вопрос: если таково отношение к Израилю в наиболее “дружественных“ арабских странах — каково же оно в “менее дружественных”? И чего стоят все усилия, потраченные на “нормализацию отношений с Египтом” за эти 40 лет? Ради чего Израиль терпел все эти унижения с демонстративными отзывами египетских послов после каждой операции ЦАХАЛа против палестинских террористов? Ради чего Израиль закрывал глаза на годами ведущуюся оголтелую антиизраильскую и антисемитскую пропаганду в Египте? Ради чего все это, если единственный значимый фактор “израильско-египетской дружбы” до сих пор (как, впрочем, и до подписания договора) — бесспорное военное преимущество Израиля и гарантированное поражение, если не полное уничтожение Египта, в случае внезапного нападения с его стороны?
Все эти вопросы, а еще больше честные ответы на них не оставляют камня на камне от мифа о “египетском примере”, которому Израилю, якобы стоит следовать. И, пожалуй, наиболее ярким этот пример выглядит в свете все еще продолжающих медленно тлеть “усилий по палестино-израильскому окончательному урегулированию”. В случае с палестинцами, думаем, лишь ботинками и тортами, запущенными в собственных парламентариев, дело не обойдется.
evrey.com