Во вторник 22 мая командующий ВВС ЦАХАЛа генерал-майор Амикам Норкин, выступая на состоявшейся в штаб-квартире ВВС встрече с командующими ВВС из 20-ти стран, раскрыл подробности событий двухнедельной давности. Речь шла о массированном ударе Израиля по объектам иранской военной инфраструктуры в Сирии, нанесенном в ответ на ракетный обстрел Ирана, осуществленный с территории Сирии.
Генерал Норкин рассказал, в частности, что иранцы выпустили по Израилю не 20, как сообщили первоначально армейские источники, а 32 ракеты. Включая новые модели иранских ракет “Фаджар” и российские ракеты системы залпового реактивного огня “Ураган”.
Четыре ракеты были перехвачены, остальные не долетели до территории Израиля.
Позднее, когда израильские ВВС осуществили ответную массированную бомбардировку иранских объектов, сирийские системы ПВО выпустили более 100 ракет. При этом ни одна из них не смогла поразить израильские самолеты.
м
Командующий ВВС ЦАХАЛа подчеркнул, что Израиль стал первой страной мира, дважды применившей для осуществления оперативных боевых задач новейшие американские истребители-бомбардировщики 5-го поколения, так называемые самолеты-“невидимки” F-35 “Адир”. Отметив, что самолеты, дважды подвергшиеся атаке сирийских сил ПВО, сумели защититься от вражеских ракет. О каких конкретно атаках с участием F-35 идет речь, Норкин не уточнил.
Рассказал он и о недавнем уничтожении израильскими ВВС туннеля ХАМАСа в Газе, вырытого на глубине 20м.
Комментарий
При всех несомненных и впечатляющих успехах израильских ВВС, которыми, без сомнения, можно гордиться — у военных, особенно, такого ранга, как правило, не принято публично делиться подробностями военных операций. Единственная причина, по которой командующий израильскими ВВС решил рассказать о деталях действий, осуществленных его подчиненными — это оперативная необходимость, потребовавшая довести данные сведения до ушей не только друзей, но и потенциального противника.
С друзьями полезно делиться такой информацией, прежде всего, потому, что израильские военные технологии и израильская военная тактика, в случае, если ими всерьез заинтересуются хотя бы те страны, командиры ВВС которых присутствовали на встрече в Герцлии — могут стать для Израиля могучим источником новых, крайне выгодных контрактов и укрепить военные связи, которые никогда не бывают лишними.
Как известно, не производя собственных самолетов (с времен закрытия под давлением администрации США израильской программы создания истребителя-бомбардировщика “Лави”), Израиль, тем не менее, стал признанным мировым лидером в сфере производства авионики — электронной “начинки” (в том числе и военных) самолетов, включая шлемы “дополненной реальности”, которыми снабжены сегодня израильские летчики.
Пресса не сообщает подробностей о том, в какой степени Израиль “дополняет” собственной электроникой полученные им от США новейшие боевые машины F-35. Известно лишь, что израильская модификация F-35 под названием “Адир” — существенно доработана с учетом использования израильской авиационной электроники.
Что же касается “послания” врагам — его смысл, как говорится, лежит на поверхности: “Рисковать — не советуем!”
Следует сказать, что в выступлении командующего израильскими ВВС есть и тревожные аспекты.
По словам Норкина, в настоящее время израильские системы противовоздушной обороны — эффективны в отражении вражеских ракетных ударов на 85%.
Сразу отметим, что подобная эффективность относительно высока. Но именно относительно.
Как нам уже неоднократно доводилась говорить, такой процент сбитых ракет от общего числа посланных на территорию Израиля реактивных снарядов — “ахиллесова пята” обороны Израиля. Это означает, что степень уязвимости Израиля при ракетных ударах противника в настоящее время составляет 15%. То есть цели может беспрепятственно достичь каждая шестая (!!!) ракета, выпущенная по Израилю.
Надо учесть, что ракеты, которыми сегодня располагает враг, представляют собой гораздо большую опасность, нежели те, которые были в распоряжении противника, например, во время Второй ливанской войны или операции “Литой свинец” (это касается и мощности боеголовки и точности попадания). И тогда ситуация, при которой по Израилю с разных плацдармов на нескольких границах одномоментно будут выпущены десятки, а возможно, и сотни тысяч ракет — представляется воистину катастрофической. Особенно если принять во внимание плотность на территории маленького Израиля стратегических объектов, включая химические хранилища.
15% от 100 000 ракет — серьезнейшая ударная сила в 15 тысяч ракет с боеголовками разной мощности. Если число запущенных ракет будет еще больше — общий эквивалент взрывчатки по своему разрушительному действию будет сравним с тактическим ядерным оружием.
Перспективы
В описанной выше ситуации единственным действенным инструментом стратегического сдерживания может стать, как и в случае с угрозой применения ядерного оружия, — гарантированное уничтожение страны (и ее руководства), атаковавшей Израиль.
Отметим в данной связи, что “послание” командующего ВВС Израиля содержит все необходимые компоненты для того, чтобы потенциальный противник воспринимал угрозу ответной атаки израильских ВВС как экзистенциальную. То есть угрозу самому своему существованию. Наличие у Израиля самолетов, способных преодолевать любую противовоздушную защиту и уничтожать объекты, даже находящееся глубоко под землей — способно охладить самые горячие головы во враждебных Израилю странах.
В дополнение к реализуемой сегодня ЦАХАЛом программе планомерного уничтожения ракетного потенциала Хизбаллы на границах Израиля — такая тактика в обозримом будущем позволит Израилю, думается, отдалить от себя серьезнейшую угрозу единовременной массированной ракетной атаки по всем границам. Угрозы, подчеркнем, которая достигла нынешних масштабов, во многом благодаря абсолютно беспечной, если не сказать сильнее, политике, когда на накопление гигантского ракетного потенциала Хизбаллой и другими злейшими врагами Израиля — “закрывают глаза”.
evrey.com