"Озабочивающие признаки" перед войной 1973г. включали подготовительные действия, подобные предпринимаемым сегодня Египтом. Тогда мы проигнорировали и были застигнуты врасплох. Может, и дружественный президент а-Сиси готовит на сюрприз?
Мир с Египтом "стоит его цены", - заявил журналист Шалом Ерушалми, и никто оспорил это в специальном выпуске газеты, посвященном южному соседу. "Два поколения не видели войну с Египтом, это фантастический холодный мир", - заявил бывший высокопоставленный офицер Мосада Давид Медан, он же утверждал, что не будет выбора, кроме как заключить подобное соглашение с Газой. "Но и с Сирией два поколения не видели войны – и при этом мы не уступили Голаны", - сказал я ему, но он не ответил.
Война Судного дня была не менее болезненной и для второй стороны, и с тех пор арабы не осмеливаются начинать фронтальную войну, а перешли к тактике террора и мирных договоров, урезающих нашу территорию политическими путями. Соглашение с Египтом перевело ему Синайский полуостров, и президент Садат сказал после подписания договора, что "без Синая Израиль – государство 2-3 разряда", и добавил: "Бедный Менахем (Бегин), а возвращаюсь домой с Синаем, а он с клочком бумаги".
Синайский полуостров предоставлял Израилю статус региональной державы. Отказ включал поселения, оборонительные пространства, аэродромы, нефтяные поля, урановые залежи и туристические объекты. Хоть бОльшая часть полуострова не считается частью Эрец Исраэль, но и не была частью Египта до 1906г. 3 египетские попытки уничтожить нас, используя Синайский плацдарм, дали нам хорошую причину оставить полуостров в наших руках. Маленький Израиль, без Синая, воспринимается как страна, для которой достаточно одной ядерной бомбы.
Подписанное Бегином соглашение сломало две скрижали сионизма – поселенчество и безопасность. Прецедент разрушения поселений и отказа от всей глубины Синайского полуострова был действием, не приходившим в голову левым до того. Бегин согласился с антисемитским требованием получить Синайскую пустыню "юденрейн" (очищенную от евреев), как выразился Садат, который, кстати, был нацистским агентом во время Второй мировой войны. Соглашение включало еще одну беду в виде слов "легитимные права палестинского народа". Менахем Бегин был первым израильским руководителем, признавшим ложь о "палестинском народе", и все, что оставалось Рабину заявить в Осло – что "он продолжает дело Бегина".
Египетские верхушки – в профсоюзах, университетах, искусстве – никогда не переставали бойкотировать Израиль, и враждебное подстрекательство продолжается в системе образования и в СМИ. На выборах 2012г. фанатичный ислам получил 70% голосов в стране, заполненной антисемитской клеветой. Самым острым осуждением в устах демонстрантов на площади Тахрир в отношении президента Мубарака было то, что он "израильский агент", хоть он игнорировал поставки оружия Хамасу, а часть тоннелей в Рафиахе вели прямиком в египетские военные базы. Нет туризма из Египта, и возможно, это предпочтительнее, потому что тысячи туристов, прибывших из Иордании, забыли вернуться.
Дружественные связи с арабскими странами следуют из интересов, и все сотрудничество проходит только в областях, удобных для арабов. Сегодня есть своего рода тайный союз между Израилем и Иорданией, Египтом и Саудией против общих врагов:иранцев и джихадистов. Эти связи секретны, потому что контакты с Израилем нечисты в глазах арабского общества, поэтому проще всего именно саудовцам – потому что у Саудии нет дипломатических отношений с Израилем, в то время как правители Египта и Иордании должны "обелять" себя посредством подстрекательства и враждебных инициатив в международных органах, а от Израиля требуется платить цену за ослабление давления на арабских лидеров. Кроме того, наша свобода действий сузилась из опасения реакции израильских левых по поводу "угрозы миру". Отсюда следует, что официальные дипломатические отношения – не ценность, а ловушка, обуза настоящему сотрудничеству. Общие интересы действуют и без уступок.
Можно ли в отсутствие мира утешиться отсутствием военных действий? Исследование д-ра Игаля Хенкина и масса информации на сайте nziv.net поставляют озабочивающую картину египетского военного усиления, особенно ускорившегося в период а-Сиси – нашего друга. Египет с трудом поставляет продовольствие своим жителям, но является одним из самых больших импортеров оружия в мире. Его военный флот – на 6 месте в мире, включая последнюю закупку 2 вертолетоносцев и подводных лодок. Его ВВС удвоились в последнее десятилетие, танковые части значительны, строится огромная военная инфраструктура. На Синае создается развитая база для наступления.
На Синайском полуострове строятся дороги, ведущие к Израилю, а существующие шоссе превращаются в автострады, не оправдывающие нынешнее небольшое движение. Египет утраивает подземные склады горючего на Синае и возле Суэцкого канала, а под каналом проектируются 7 тоннелей. 20 понтонных мостов расположены возле канала и готовы к установке. С 2011г. удвоилось количество тягачей танков, а на Синайском полуострове располагаются военные базы и склады на 3-4 дивизии, вопреки договору, разрешающему всего одну дивизию и то возле канала и инфраструктуру только для этой дивизии. Военные аэропорты на Синае и возле канала проходят дорогостоящую модернизацию, а египетская армия проводит интенсивные учения, готовясь к войне. Израильское разрешение ввести дополнительные части для войны против ДАЕШ служит еще одной уловкой для укрепления на Синае. Кроме Израиля, на Ближнем Востоке нет никакой армии, оправдывающей такое количество войск.
"Озабочивающие признаки" в 1973г., свидетельствовавшие о подготовке к войне, включали подобные действия. Мы проигнорировали их и были застигнуты врасплох, но мы уцелели благодаря стратегической глубине Синая. Строящаяся сейчас инфраструктура позволит египтянам перебросить значительные силы в Негев за короткое время. Любая израильская реакция на эту подготовку вызовет бешенство левых по поводу "угрозы миру", т.е. "святость" мирного договора нейтрализует любую израильскую попытку защитить себя от нарушения этого договора.
Президент Садат обхитрил Израиль во время войны Судного дня. Может, и дружественный президент а-Сиси готовит нам сюрприз? Способен ли он за одну ночь превратиться из друга во врага? Можно попробовать спросить предыдущего президента – Мурси – назначившего а-Сиси министром обороны, а потом обнаружившего себя под арестом.
("Макор ришон" 18.04.2018)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/40309/
Перевел Моше Борухович