Теплые слова, озвученные высокопоставленными пасторами на церемонии перевода посольства, противоречат 2 тысячам лет преследований и погромов. Слыша новые христианские мотивы, можно надеяться на дополнительные долгосрочные изменения в действительности
Торжественная церемония перевода американского посольства из Тель-Авива в Иерусалим открылась и завершилась надеждой на мир. Настоящей надеждой, опирающейся на страницы истории, а не случайную речь или политическую манипуляцию между врагами; надеждой, которой есть на что опираться, даже если детали процесса хранятся сейчас у Отца нашего Небесного. Даже в тот час, когда Хамас грубо подталкивал жителей Газы к конфликту с Израилем, другой горизонт – опция взаимного уважения между сторонами – витала в воздухе для тех, кто хотел видеть ее.
Эта надежда не обязательно касается теплых вступительных слов посла США в Израиле Дэвида Фридмана и не чудесного пения Хагит Ясу, закончившей мероприятие пением "Еще наступит мир для нас". Надежда также не связана с глубоким объяснением связи между признанием государства Израиль и мирным договором – объяснением, к которому я еще вернусь. Надежда связана в высоким статусом двух пасторов, участвовавших в церемонии – Роберта Джеферса и Джона Хейги. Оба посвятили свои слова благословению еврейского народа и его праву на Эрец Исраэль. Эти слова, требовавшие международного признания права евреев укрепиться на Земле Обетованной, - это важная путевая отметка в ближневосточном примирении с нашим существованием тут, но прежде всего, это поразительная картина изменяющейся религиозной действительности.
Лишь пару сотен лет назад христианство, именем которого говорили 2 пастора, преследовало евреев по обвинению в убийстве сына божьего из Назарета. Средние века полны погромами и изгнаниями сотен тысяч евреев, вынужденных скитаться, если не согласятся сменить веру. Руководители еврейских общин принуждались участвовать в диспутах с попами, победитель которых был известен заранее. Независимо от того, убеждал ли еврей своего христианского оппонента или нет, его судьба и судьба общины была предрешена: смерть или изгнание. И вот несколько сотен лет спустя, когда казалось, что религиозная война не закончится никогда, римский папа снимает с евреев огульное обвинение в убийстве "того человека". А на земле Иерусалима стоят 2 высокопоставленных пастора и говорят об избранности еврейского народа, первенца человечества.
Выступление Джефферса было его личным диалогом благодарности Богу. С прикрытыми глазами он говорил о еврейском народе, "принесшем благословение всему миру своим новаторством, технологией и энергией, но в первую очередь признанием Бога, дорогой Торы и дорогой Машиаха". Так свободно, как будто нет угрозы "религиозного засилья и опасности мессианства". Обращаясь к Сидящему на Небесах, он называл евреев "Твой народ" и "зеница Твоего Ока", поворачиваясь спиной к базовой идеологии христианства, утверждавшей, что Бог оставил Израиль физический ради Израиля духовного, генетических евреев ради тех, кто приняли христианское мировоззрение. Затем Джефферс повторил и подчеркнул право евреев на Иерусалим – город, который Бог установил столицей Израиля. Он поблагодарил президента Трампа за то, что встал на правильную сторону истории – на сторону государства Израиль.
Веками евреи зализывали раны, кочуя из одной страны с враждебной религией в другую, из христианских стран в мусульманские и обратно, и не было покоя еврейским ступням. И христиане, и мусульмане преследовали, грабили и убивали евреев. Поколения евреев прошли 70 тысяч кругов ада из-за христианской религии. И вот стоит пастор и говорит комплименты верующим евреям. Как будто не было крестовых походов и законов Омара. Министр истории протирает глаза и не верит.
И именно тут заложена надежда. Каждый, кто думает, что не о чем разговаривать, что ислам никогда не признает наши права, пусть еще раз прослушает слова Джефферса и поверить, что есть надежда. Также можно послушать, что говорят саудовцы, потерявшие терпение по отношению к провокациям мусульман, никогда не упускающих возможность упустить шанс получить независимость. Можно также выслушать египтян, призвавших на этой неделе к порядку Хамас, явно обвиняя правителей Газы в ответственности за происходящее у забора и за цену террористических демонстраций именем "права на возвращение". Если враждебное христианство дошло до нынешней точки, то и ислам может удивить. Возможно, это займет 5 лет или 50, но если захотят – это не будет сказкой.
("Макор ришон" 18.05.2018)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/47395/
Перевод: Лея Халфин