Maof

Wednesday
Nov 20th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Правду следует подавать галантно, как пальто, а ложь швырять назад в лицо, как грязное белье.
Приписывают Франсуа Рабле


Не место красит. И не имя. И уж тем более не очередь, ведущая в никуда. Ну кто бы мог подумать, что наступит время, когда неглупые с виду люди станут принимать трупную вонь за свежий воздух единства. Людишки, они и на трибуне людишки. Посему и соглашаются лишь с тем, что их, по существу, меньше всего интересует. А если нет общности интересов, то не может быть и общих целей. Вы никогда не задумывались над тем, почему практически все сессии Генассамблеи ООН совпадают с еврейским Суккотом? Не потому ли, что любая сукка, даже если она и чисто семейная, предназначена для совместного пользования? В то время, как лулав - еще одно олицетворение праздника - "оружие" сугубо личное. Хотя и состоящее из четырех видов растений, которые отличаются друг от друга как по вкусу, так и по запаху. Они символизируют собой сложившееся разнообразие евреев, которые тоже обладают отличительными индивидуальными качествами.

Правило лулава

Говорят, у евреев не все, как у людей. Лулав и правда - чисто еврейский. Но не без скрытого смысла. Потому что это не просто некий собирательный образ. Это в какой-то степени поведенческая модель всего человечества. Генассамблея ООН в миниатюре, куда ежегодно съезжаются на "смотрины" делегации всех стран мира. Отсюда и столь горячий интерес к этому форуму. Со стороны... психологов. В отличие от прямолинейных политологов они безошибочно определяют, кому отведена роль "этрога", а кому - бесплатного суфлера. И никогда не спутают ветвь ивы с миртом, если даже ее назывут финиковой пальмой. Впрочем, чтобы понять who is who? в этом мире, не надо быть ни политологом, ни психологом. И уж тем более искать в ком спит гений, а в ком бодрствует идиот. Достаточно воспользоваться еврейским правилом лулава.

Именно так и сделал Дональд Трамп. В своем выступлении он четко и ясно дал понять, что Соединенные Штаты останутся верны своим национальным принципам и не намерены менять их в угоду самоназначенцев из так называемого "международного сообщества". Так же, как не собираются никому навязывать свои порядки. Оставляя за каждым государством право быть самим собой, сохраняя собственную индивидуальность. «Я уважаю право каждой представленной в этом зале нации следовать своим обычаям, ценностям и традициям, - сказал он. - Соединенные Штаты не будут указывать вам, как жить, работать и молиться. Но того же будут требовать и от других».

И это не просто слова. Это, если хотите, доктрина, которая заметно отличается от общепринятой. Как бы ни зубоскалили "независимые эксперты" из The New York Times или The Washington Post, увидевшие в ней всего лишь попытку разрушить десятилетиями выстраивавшуюся международную систему. Они ведь и сами, возможно, и не догадываясь об этом, из той же лулавной связки. Ибо не каждый, увы, пахнет миртом или сладок на вкус, как финик. Умные - это не только те, кто с нами во всем соглашаются. Но в жизни много несуразного. А в политической - тем более. Поэтому в любимой Хиллари Клинтон им почему-то нравятся даже ее недостатки, а в нелюбимом президенте раздражают и достоинства. Хотя в реальности совершенно иные приоритеты: нет плохих или хороших политиков, а есть те, кого не за что уважать.

Главный упрек трамповских критиков сводится к тому, что президент не шагает со всеми в ногу, подрывая, дескать, тем самым авторитет ООН. А заодно и себя выставляет на всеообщее посмешище. Но суть в том, что никакого авторитета у ООН давно уже нет. Даже дутого. Она совершенно не выполняет возложенных на нее функций. Самых элементарных. Причем мало того, что неспособна предотвращать какие-либо международные конфликты (ради чего, собственно, и была создана), так еще и любые ее миротворческие миссии раз за разом заканчиваются громкими скандалами. Что и вынуждает Америку как можно дальше дистанцироваться от многих ее насквозь коррумпированных и прогнивших структур. Начиная с Совета по правами человека (павильнее - по правам защиты террористов) и заканчивая Ближневосточным агентством для помощи (правнукам - заметим в скобках) палестинских беженцев.

Но в том-то и дело, что для бездумного большинства быть гнидой - не преступление. Поэтому его, это большинство, устраивает сушествующая патовая ситуация. Ведь чем больше в мире хаоса, тем яростнее склоки. А любую надуманную причину или обиду можно, как пластырь, приклеить где угодно. Кто сомневается, вправе сравнить выступление Трампа с речами остальных участников дискуссии, если ее вообще можно так назвать. Поскольку подходившие к микрофону "ораторы"меньше всего думали о конструктивных предложениях, а в первую очередь стремились очернить и побольней лягнуть своих врагов и оппонентов (чаще всего мнимых), обильно выливая на них ушаты лжи и грязи. Несмотря на то, что 73-я сессия Генеральной ассамблеи проходит под лозунгом "Сделать ООН действенной для всех народов". Этим духом, собственно, и была пронизана вся речь Дональда Трампа (единственная, пожалуй, из всех), который завершил ее так же ярко, как и начал: «Пусть Господь благословит все нации мира».

Потомственные... казнокрады

За Творцом дело не станет. Ибо Он благ (Тегилим, 136:1). Главное препятствие - люди. Они в большинстве своем не думают, а если и думают, то уже после того, когда надо было думать. Не потому ли в недоразвитых странах если что и обсуждается, то только проблемы развитых стран? Одни от зависти, другие - от ненависти, но в основном от собственной никчемности. С этим багажом они и прибывают из года в год в Нью-Йорк. Чтобы выпустить пар, критикуя Соединенные Штаты и Израиль. И нынешняя сессия - не исключение. Только Трамп не пожелал прислушиваться к тем, кто пытался объяснить ему, что бы он сделал на его месте, если б умел. Ведь какой прок от красивой тарелки, если она пуста?

Наверное, это тот редкий случай, когда один честный политик мешает всем остальным чувствовать себя порядочными людьми. Дипломатический канон прост, как телескоп индейца: лепи горбатого. В любых обстоятельствах и при любых условиях. Источник забудется, а смысл останется. Когда все до тошноты предсказуемо, то тут уж явно не до истины. Поэтому и выступления сводятся, как правило, к облыжным адресным или безадресным обвинениям. С одновременным обелением собственных действий и поступков. Что вполне убедительно и продемонстрировали Хасан Рухани и Махмуд Аббас. Либо превращаются в нудные попытки реанимировать старые, давно впавшие в кому идеи. Как это пытались, к примеру, сделать Сергей Лавров и Эмманюэль Макрон. Лгать лучше одному, а вот нести чушь легче все-таки вдвоем.

Впрочем, ложь, как и зависть, тоже серьезный стимул для фантазий. Приятно, конечно, когда мечты сбываются. Хотя и обидно, что не у тебя. Но совесть мучает не тех, кого должна мучить, а тех, у кого она есть. У арабов нет правил. Для них гораздо важней настроение. Какое настроение, такие и правила. И это настроение сейчас, надо признать, панихидное. На палестинской улице траур. Но не потому, что Аббас теряет память (арафаты ведь тоже не вечны). Абу-Мазен перестал узнавать даже Николая Младенова. Правда, местные лизуны утверждают, что дело вовсе не в обострившейся сенильной деменции альцгеймеровского типа. "Раис" обижен на ООН. Так обижен, что даже заявил о прекращении каких-либо контактов с ее посланниками. Что бы это значило? Если еще пока не конец, то уж точно начало агонии. И Аббас не может этого не понимать. Поскольку не хуже ООН поднаторел в ритуальных услугах.

Бездарные люди бездарны во всем, даже в неблагодарности. Несколько месяцев назад Рамалла заморозила все отношения с Белым домом. В знак протеста против перевода американского посольства в Иерусалим. Эта тактика психологического давления, опирающаяся на безоговорочную поддержку "международного сообщества", никогда прежде не давала осечек. Аббас привык к тому, что почти все его капризы не только строго выполняются, но и к тому же щедро оплачиваются. В этом, кстати, ключ к пониманию того, почему "палестинская мечта" из благородной, казалось бы, идеи превратилась в заурядный источник обогащения. Но Трамп умеет лечить от ностальгии по будущему. Он нанес удар там, где его меньше всего ожидали. Прекратив сначала частично, а затем и полностью финансирование UNRWA. И закрыв офис ООП в Вашингтоне. «Тот, кто вредит Америке, не получит от нас ни доллара», - заявила посол США в ООН Никки Хейли. Дав тем самым понять, что даже Арафат знал: голый зад и куфия не прикроет.

ООН никогда не повторяет старые глупости. Она придумывает новые. Типичный пример - Ближневосточное агентство для помощи палестинским беженцам и организации работ. Его учредили на основании резолюции 302 (IV), принятой Генеральной ассамблеи 8 декабря 1949 года. Вопреки какой-либо целесообразности. Потому что управление Верховного комиссара по делам беженцев (UNHCR) было создано еще Лигой наций и даже удостоилось Нобелевской премии мира в 1938 году. И вполне успешно справлялось со своими функциями, абсорбировав сто миллионов послевоенных беженцев. В отличие от UNRWA с ее более чем миллиардным бюджетом и раздутым штатом в 26 тысяч человек.

Кого обслуживает эта армия бездельников? По официальным данным БАПОРа, всего "палестинских беженцев" порядка 5,4 миллиона человек. Аббас в своем выступлении назвал цифру в 6 миллионов. Откуда они взялись, если бежали из Израиля по призыву Лиги арабских государств только 300 тысяч арабов? Плодились и размножались, поскольку, как выразился министр иностранных дел Швейцарии Игнацио Кассисс, UNRWA передает статус беженца по наследству. Несколько лет назад Госдепартамент насчитал только двадцать тысяч настоящих, а не липовых беженцев. После чего по указанию Барака Обамы доклад был засекречен. Тем не менее, генсек UNRWA француз Пьер Крэхенбюль настаивает на пяти миллионах. И рыщет по всему свету в поисках 450 миллионов долларов, необходимых, чтобы закрыть образовавшуюся брешь. Но на "профессиональных" беженцев скидываются все реже и неохотней.

До последнего времени основное бремя расходов несли Соединенные Штаты и Евросоюз - 350 миллионов и 238 миллионов долларов соответственно. Еще 120 миллионов покрывают сообща Англия, Норвегия и Швеция. Остальные средста добавляют Кувейт и Саудовская Аравия - примерно двадцатую часть от общей суммы. Потолок взносов постоянно растет, а отдача, по сути, нулевая. «Мы подарили палестинцам свыше десяти миллиардов, но эта помощь ни йоту не приблизила регион к миру или хотя бы стабильности», - с горечью заметил американский посол в Израиле Дэвид Фридман. Благодарность - понятие относительное. Особенно на арабском Востоке, где чем чаще получаешь, тем больше хочется.

И только евреи знают, что с деньгами не так хорошо, как без них плохо. Им вообще ничего не дали. Когда в сентябре 1945 года Хаим Вейцман, возглавлявший тогда WZO, обратился к странам-победительницам с просьбой вернуть конфискованную нацистами собственность, ему ответили отказом. Ни США, ни Великобритания, ни Франция не пожелали делиться военной контрибуцией. А Советский Союз и вовсе проигнорировал его обращение. Никто не возместил Израилю и расходы по приему 500 тысяч европейских беженцев. Еще хуже с евреями из арабских стран. ООН даже не предоставила им официального статуса беженцев. Хотя та же небезызвестная резолюция Совета безопасности ООН №242, на которую когда надо и не надо ссылаются явные и скрытые враги Израиля, призывает учитывать интересы не только арабских беженцев. Кстати, и в мирных соглашениях с Египтом и Иорданией также наряду с арабскими упоминаются и еврейских беженцы. Но хотя их разграбленное имущество оценивается в несколько раз дороже того, на что претендуют арабы, они не получили ни цента. И никому до этого дела нет.

Справедливым быть гораздо трудней, чем милосердным. Поэтому беспристрастность всегда отходит на задний план. Дональд Трамп не хочет оставаться заложником несовершенной системы. И предлагает ее кардинально изменить. Передав полномочия UNRWA в ведение Агенства ООН по делам беженцев. Это позволит, во-первых, избавиться не столько от потомственных беженцев, сколько от потомственных казнокрадов. И во-вторых, лишит незаслуженного статуса тех, кто проживает в сопредельных странах. А это свыше двух миллионов в Иордании, более 500 тысяч в Ливане и столько же в Сирии. Газа, где ютится еще помиллиона арабов, ни при каких условиях самостоятельно не выживет. Поэтому после того, как она будет очищена от террористических формирований, большая часть ее населения эмигрирует. Схожая картина возникнет и в Иудее с Самарией. Таким образом, на территории палестинской автономии останется не более полумиллиона человек, которые либо адаптирутся к израильскому образу жизни, либо тоже уедут. И это нормально. Потому что беженцев надо принимать не с распростертыми объятиями, а с землей.

Но и победа здравого смысла - это еще не триумф истины. Ломать стереотипы под силу не каждому. Во главе реформ всегда стоит безумец, как говаривал не самый худший американский президент Теодор Рузвельт. Трампа тоже за спиной называют сумасшедшим. Но он знает, чего хочет. У него собственный подход, которому не мешало бы поучиться: никогда никому ничего не объяснять, потому что все равно каждый будет трактовать так, как ему выгодно. Знает он и цену дружбы. Ибо давно понял, что разница между друзьями и врагами чисто внешняя: одни в трудную минуту подставляют плечо, другие - ногу. Поэтому и не стесняется в выражениях, меньше всего думая о политкорректности. Так, в недавнем интервью телеканалу CBS он заявил, что "нет никого, кто относился бы к США хуже, чем Евросоюз". И с этим трудно не согласиться.

Плохая наследственность

Генеральная ассамблея ООН - главный совещательный форум современного мира. Она вправе решить любой вопрос. Почему же тогда столько нерешенных проблем? Потому что для их решения одного голосования мало. Нужны действия, а не словесный понос, сопровождаемый запором мысли. Но на действия способны немногие. Отсюда и полный ступор. Вот и на 73-ей сессии в число выступающих записались представители 110 стран. И хотя они в массе своей почти незаметны ни в зале, ни за трибуной, решающее слово все-таки остается за ними. Поскольку для решения самых судьбоносных вопросов достаточно большинства в две трети голосов. А чаще всего и просто минимального большинства.

В итоге Соединенные Штаты, как правило, остаются в гордом одиночестве. Не находя взаимопонимания не только со своими извечными оппонентами, но и с теми, кто причисляет себя к "союзникам". Странный народ - политики. Рождаются с криком, умирают со стоном. Так хотя бы жили со смехом. И не давали лишний раз повода для насмешек. А то ведь не знаешь - то ли смеяться, то ли плакать, слушая, скажем, откровения французского президента Эмманюэля Макрона, который призвал мировое сообщество "немедленно начать борьбу с терроризмом, голодом, бедностью и неравенством..."? Как кому, а мне это очень напоминает старый каламбур: церковь посещаем, но только в свободное от грехов время. И с чего он намерен начать в своей все еще не начавшейся борьбе? «Мы отстаиваем международное гуманитарное право. И именно поэтому поддерживаем организации, которые работают на благо мира и человечества - ЮНЕСКО, Совет по правам человека, Международный уголовный суд, Агентство для оказания помощи палестинским беженцам... Все то, что можно назвать совестью ООН...», - дальше цитировать не хочется, дабы не забивать голову напрасными ожиданиями и надеждами. Теперь вы понимаете, почему Трамп назвал эту "совесть" не только бесполезной, но и вредоносной. Да еще лишил и финансирования.

К счастью, Макроны ничего не решают. Хотя и создают атмосферу. А на первый план выдвигаются статисты, за спиной которых прячется опытный дирижер. Политическая борьба в стенах ООН давно уже превратилась в подковерную. И пока один что-то созидают, другие тут же разрушают. Поэтому у Трампа практически никаких шансов что-либо изменить. Все его начинания будут так или иначе стремиться обойти или торпедировать. Он пытается утопить UNRWA, а Генассамблея в ответ подавляющим большинством в 146 голосов избирает Аббаса лидером блока G77, объединяющего две трети государств-членов ООН, в которых проживает 80 процентов населения мира. Что это дает? Дополнительные полномочия. А чем чревато? "Палестинские" представители смогут предлагать резолюции, вносить поправки в любые документы ООН и выступать с заявлениями от имени развивающихся стран. Что, естественно, осложнит и без того непростую жизнь как американским, так и израильским дипломатам. Но погоды, тем не менее, не сделает.

Исключения не отвергают старых правил. Зато могут быть предвестниками новых. Америка ушла из ЮНЕСКО и Совета по правам человека. На очереди - Международный уголовный суд и прочие нежизнеспособные структуры. Если ее уход не произвел должного впечатления, значит она ушла не зря. Трампу, по существу, не оставили выбора. И одновременно заметно облегчили задачу. Потому что у США появляется реальная возможность снять с себя еще одно дополнительное финансовое бремя. Зачем тратить деньги на тех, кто этого все равно не ценит? Слабую память лечат плохой наследственностью. То бишь не только лишают гуманитарной помощи, а вообще вычеркивают из списков. И при необходимости добавляют "горчичники" в виде санкций. Когда же и это не срабатывает, то остается последнее средство - могилотерапия. Она в конце концов отрезвляет всех. Даже негорбатых.