Попытки нынешнего поколения прийти к постоянному соглашению с ПА проваливались раз за разом, согласно правилу, которое сформулировал министр ин.дел в прошлом Аба Эвен, арабы никогда не упускали возможность упустить возможность. Их фанатичные условия, вытекающие из их стремления уничтожить государство Израиль, препятствовали им проявить минимальную идеологическую гибкость и пойти на соглашение даже с изначальным намерением нарушить его.
Но это не всегда срабатывало. Ясер Арафат пошел на ословские соглашения от безвыходности. После неудачной ставки в 1991г. на Саддама Хусейна, захватившего Кувейт, вспыхнула война в Персидском заливе, США разгромили Ирак и ООП была отлучена от арабских денежных источников. Стареющее руководство террористов обнаружило себя без оффисов, без денежных поступлений, отрезанное и презираемое всеми, в первую очередь арабами. Ведение переговоров с Израилем было для них единственным путем уцелеть. Поэтому Арафат пошел на переговоры в Осло и подписал соглашение и впервые упустил возможность упустить возможность. Арафат был достаточно сильным лидером, чтобы выдержать давление арабского общественного мнения, противящегося контактам с Израилем, и так ословские соглашения стали для нас плачем на поколения.
Абу-Мазен далек от того, чтобы быть сильным лидером, и поэтому много раз отказывался согласиться на щедрые израильские предложения, которые левое руководство по своей глупости не переставало предлагать ему. Если так, то что изменилось на этот раз, что он согласится на план Дональда Трампа? Потому что экономическая нужда, душившая Арафата после 1991г. и вынудившая того пойти на подписание соглашения, душит и Абу-Мазена. Тогда арабы душили Арафата за предательство принявшего их Кувейта, на этот раз душат американцы, сократившие денежную помощь Абу-Мазену вплоть до паралича, и тому ясно, что если согласится на план Трампа, то деньги пойдут опять.
Но что будет с давлением со стороны арабского мира – идеологическим и теологическим давлением не сотрудничать с "еретиками"? И об этом позаботятся посланники Трампа, работающие во всем суннитском мире, чтобы подготовить поддержку "сделке века", потому что у тех своя проблема по имени Иран, против которого они отчаянно нуждаются в помощи Трампа и Биньямина Нетаниягу.
Правые дремлют, думают, что все, как и прежде, не понимают, что у Абу-Мазена не остается выбора и на этот раз он может сказать "да". Согласно этому дремлющему подходу правых, Нетаниягу, сумевший увильнуть от давления Обамы, преуспеет справиться с давлением посредством уловок "да, но".
Нетаниягу удивил, заявив после выборов в США, что он "надеется, что Трамп поможет продвинуть решение двух государств". Его карта замораживания строительства в поселениях доказывает, что он оставляет опцию для отступления в том числе из некоторых частей Иерусалима в сочетании с примирением с подрывом нашей власти в районе С. На конференции, посвященной 50-летию поселенчества в Гуш-Эционе, Нетаниягу пообещал, что хоть он не разрушит ни одно поселение, но в отношении жителей Гуш-Эциона сформулировал иначе: "При любом будущем соглашении Гуш останется в руках Израиля". Что это говорит о других поселениях?
В прошлом Нетаниягу уступил Хеврон, а потом в соглашении Уай - 13% территории Иудеи и Самарии. Затем воздержался от торпедирования "размежевания": он 5 раз проголосовал "за" и уволился из правительства за неделю до начала "размежевания", когда уже было ясно, что невозможно предотвратить его. В Бар-Иланской речи он заявил о поддержке создания палестинского государства и повторил это после избрания Трампа, и не упустил возможность упустить любую возможность широкомасштабного строительства в Иудее, Самарии и Иерусалиме, что могло бы окончательно ликвидировать возможность отступлений. Перевод американского посольства в Иерусалим был сделан против желания Нетаниягу, так как это затормозило и поставило под вопрос "сделку века".
Нетаниягу преуспел "продать" Трампу, пришедшему в Белый дом без каких-либо знаний по Ближнему Востоку, свой ближневосточный подход. Его влияние на Трампа решающее во всем, что касается изменения американского отношения к Ирану, отмены ядерного соглашения и возврата санкций. Поэтому сомнительно, что Нетаниягу вообще заинтересован отвергнуть "сделку века", возможно, он вообще участвовал в ее планировании. Его указание кандидатам от Ликуда не высказываться по этому вопросу – т.е. не говорить против палестинского государства – укрепляет сомнение.
Поэтому правые должны проснуться и понять, что действительность изменилась. В самом деле возможно, что ответ со стороны ООП на этот раз будет не таким, как обычно, и очень скоро мы окажемся защищающими Бей-Шемеш.
("Макор ришон" 1.03.2019)
https://www.makorrishon.co.il/opinion/119589/
Перевел Моше Борухович