* Несмотря на саудовскую философско-палестинскую риторику, палестинский вопрос у Эр-Рияда обладает низким приоритетом. Он значительно ниже, чем явная и нынешняя смертельная угроза, которую представляют аятоллы Ирана; потенциальное тектоническое извержение в Ираке; смертельная угроза со стороны вулканического Йемена; и пороховая бочка в богатых нефтью и шиитами районах Катифа и Аль-Хасы. «Палестинская» проблема намного ниже, чем надвигающиеся угрозы ИГИЛа и «Братьев-мусульман»; потенциальная угроза турецкого Эрдогана; региональные последствия внутренних потрясений в Сирии и Ливане; уязвимость всех проамериканских арабских режимов (например, Бахрейна, Иордании и Египта) и т. д.
* Королевский дом Саудовской Аравии не забывает и не прощает палестинский послужной список внутриарабского терроризма и коварства, особенно палестинского сотрудничества с вторжением Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году, - Кувейт, который был самым щедрым арабским покровителем палестинцев.
* Эр-Рияд убеждён, что палестинская репутация приведёт к созданию государства, которое станет ещё одним мошенническим анти-саудовским режимом. Они считают палестинцев (Палестинскую администрацию и ХАМАС) образцом предательства, а также активными и потенциальными союзниками президента Турции Эрдогана, иранских аятолл, «Хизбаллы» и «Мусульманского братства», а также мошеннических элементов в Сирии, Ираке, Алжире, Ливии и Йемене, целью которых является свержение династии Саудов.
В то же время, отношения Саудовской Аравии с Израилем (как и в случае всех проамериканских арабских стран) существенно расширились – в военном, торговом, технологическом, медицинском и сельскохозяйственном аспектах – несмотря на отсутствие прогресса в решении «палестинской проблемы», и перед лицом взаимных угроз и вызовов.
* Независимо от тёплой пропалестинской саудовской адженды, которая приветствует каждого западного сановника, посещающего Саудовскую Аравию, на деле саудовское отношение к палестинцам всегда было прохладным.
* Саудовская Аравия никогда не напрягала свои вооружённые силы ради палестинцев (как и любой другой арабской страны), в то же время предпринимая очень ограниченные дипломатические усилия.
* В отличие от демонстрации саудовцами палестинцам щедрых посулов помощи, финансовая помощь саудовцев палестинцам всегда была скудной и в основном не выполнена. При выделении помощи Египту ($15 млрд.), Иордании ($3 млрд. с Кувейтом и ОАЭ) и Йемену ($8 млрд.), пик саудовской внешней помощи ООП и Палестинской администрации составлял $100-150 млн. Для сравнения: ведущие саудовские принцы приобрели картину Да Винчи за $450 млн, роскошный французский дворец за $300 млн и королевскую яхту за $500 млн.
* Недавно Саудовская Аравия изменила свою риторику по палестинской проблеме:
Абдул Хамед аль-Габин, политический активист, разделяющий настроение наследного принца Мухаммеда бин-Салмана, заявил пропалестинской лондонской арабской радиостанции Би-би-си: «Существует лавина мнений против палестинской проблемы. Наша общественность настроена против палестинцев в целом ... Если бы вы приехали в Саудовскую Аравию и провели опрос – даже среди учащихся средних и старших классов – они скажут вам, что они равнодушны к палестинской теме... В течение последних двух лет в Саудовской Аравии такие мнения были высказаны очень громко. Сначала это говорилось тихо, но теперь этот голос звучит громогласно. Люди открыто заявляют, что им нет дела до палестинской проблемы ... и что мы должны строить наши отношения в соответствии с нашими интересами. В наших стратегических интересах и в соответствии с нашими будущими экономическими интересами – поддержание реальных отношений с Израилем. Израиль –развитая страна, и мы можем извлечь из этого выгоду. Турция установила отношения с Израилем и добилась больших успехов ... Мы должны иметь дело с реальностью. Отношения с Израилем стали тёплыми. Это уже не просто нормализация».
Кроме того, два саудовских телесериала по случаю священного месяца Рамадан – «Ум-Харун» и «Выход 7», транслируемых саудовской кампанией MBC, базирующейся в Дубае, – способствуют нормализации отношений с еврейским народом и Израилем, одновременно критикуя палестинцев. Согласно агентству «Morocco World News», саудовские сериалы играют на руку Израилю и рассматриваются палестинцами как удар по поддержке палестинской проблемы. Марокканская электронная газета из Нью-Йорка утверждает, что эти сериалы отражают политику наследного принца Мухаммеда бин Салмана. Согласно сериалу «Выход 7», палестинцы являются врагами Саудовской Аравии.
* Саудиты не разделяют философию Израиля; –у них это философия Саудовской Аравии, в интересах своей страны, несмотря на свою приверженность основам ислама.
В то время как Дом Саудов ассоциирует палестинцев с региональными угрозами, он считает, что позиция Израиля по сдерживанию является важным, надёжным и эффективным союзником перед лицом этих угроз. Хотя США, безусловно, являются более значимым союзником Саудовской Аравии, надёжность этого союза была серьёзно подорвана в Эр-Рияде во время «медового месяца США-Иран в 2009-2016 годах».
Позиция Израиля по сдерживанию основана – в значительной степени – на топографических возвышенностях (на Голанских высотах и горных хребтах Иудеи и Самарии), которые превратили Израиль в ключевой региональный мультипликатор сил, укрепляющий национальную безопасность Иордании, Саудовской Аравии и других проамериканских арабских режимов. Отступление с этих высот разрушило бы позицию Израиля по сдерживанию, лишив Саудовскую Аравию и все другие проамериканские арабские режимы необходимой линии обороны.
http://theettingerreport.com/saudi-opposition-to-a-palestinian-state/
Перевод с английского Игоря Файвушовича