Maof

Tuesday
Nov 05th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Хоть Саудовская Аравия все еще входит в руководство арабского мира, но она ослабла в военном и экономическом плане, а в последние годы проходит встряску, которая угрожает ее устойчивости

В прошлом году ряд арабских государств: ОАЭ, Бахрейн, Судан и Марокко – начали движение в сторону нормализации отношений с Израилем. Ясно, что Саудовская Аравия дала этому зеленый свет, и разумеется возник вопрос: когда она присоединится к списку? Нетаниягу даже встречался с наследником престола саудовского королевства, фактически руководящим страной, Мохаммедом Бин-Салманом в последнем ноябре в кратком визите в Саудию, и надо полагать, что вопрос взаимного признания был поднят на встрече. Но, к сожалению и разочарованию Нетаниягу, не последовало установление дипломатических отношений.

Основная причина такого саудовского поведения заключается в страхе. Это настоящий страх, основывающийся на горьком опыте. Страх Ирана. В Саудовской Аравии хорошо помнят 14 сентября 2019г., когда Иран атаковал огромные нефтяные месторождения компании Арамко и парализовал половину саудовского нефтяного экспорта на протяжение месяцев. Экономический ущерб был огромен, но Саудия не отреагировала. С тех пор были еще нападения на саудовские нефтяные установки, включая месяц назад в Рас-Танура. Саудовцы смертельно боятся Ирана, и поэтому не реагируют.

Саудовские опасения Ирана вытекают из баланса сил между этими странами. Саудовская армия ослаблена провальной войной, которую она уже 6 (!) лет ведет против "Хизбаллы Йемена" – милиции хуситов. Хуситские формирования непрерывно наносят удары по саудовским стратегическим целям, в основном, по аэродромам и нефтяным установкам. По мере продолжения войны военный потенциал хуситов усиливается, а саудовский – ослабевает. Также ослабевает международное положение Саудии: США, которые при администрации Трампа поддерживали войну против хуситов, недавно вычеркнули эту проиранскую организацию из списка террористических организаций, а с другой стороны, поставили вопрос прав человека в Саудовской Аравии в центр соображений, определяющих политику США в отношении этой страны. Это вскрылось в отчете, обвинившем саудовские власти в ликвидации журналиста Джамаля Хашокджи в октябре 2018г. в Стамбуле. Эта публикация иссушила остатки доброй воли администрации Трампа в отношении Саудовского королевства.

Экономическое положение Саудии не ахти, несмотря на нефть – из-за относительно низких цен на нее, из-за энергетической независимости США, из-а соперничества между экспортерами нефти и газа и перехода стран к энергии, добываемой экологически чистых источников, вроде солнца, ветра и воды. Кризис Короны углубил экономические проблемы Саудии вследствие резкого падения спроса на нефть, в основном, на фоне замораживания гражданской авиации на протяжение долгих месяцев в 2020г. С другой стороны, войны в Йемене, Ираке и Саудии явились тяжестью для саудовских финансов в течение последнего десятилетия.

Саудовский наследник Мохаммед Бин-Салман стремится перевести государство с ориентированной на нефть экономики на разнообразную экономику ("Мечта-2030"), но это требует создание системы образования, готовящей инженеров и других специалистов, на что нужны многие годы, а современная система образования находится там еще в пеленках.

Окружена врагами

Саудия названа в честь фамилии основателя правящей династии – Абд эль-Азиза ибн-Сауда, основавшего королевство в сентябре 1932г., и после его смерти правили там поочередно 6 из его сыновей: Сауд, Фейсал, Халед, Фахд, Абдалла и Салман. До сегодняшнего дня власть переходила между братьями при широком согласии (прим.перев. – согласно завещанию основателя династии, власть должна передаваться поочередно по старшинству среди его сыновей, при условии, что они не рождены от рабынь, не темного цвета и не имеют умственных, физических или моральных ущербов) , и это предоставляло избранному королю большую легитимацию. Нынешний правитель – Салман – решил, что пришло время передать скипетр поколению внуков Абд эль-Азиза (прим.перев. – поколение сыновей уже очень пожилое), хоть есть еще брат – Мохаммед – который может наследовать. Это решение не было принято с удовлетворением среди членов королевской семьи.

Самой большой проблемой было кто из внуков будет наследником. Правитель избрал своего сына Мохаммеда наследником престола, несмотря на его молодой возраст (родился в 1985г.) и несмотря на то, что есть гораздо более старшие по возрасту внуки – дети предыдущих королей. Выбор младшего, а не старшего противоречит культурной традиции Ближнего Востока и страдает отсутствием легитимации. Кроме того, многие из принцев-внуков занимали высокопоставленные должности – министров, генералов, руководителей крупных компаний – а у Мохаммеда Бин-Салмана не было большого опыта в руководстве.

С 2015г. – когда он стал министром обороны – он руководит войной в Йемене и поэтому считается тем, кто запутал страну в этой провальной войне. В ноябре 2017г. наследник заключил десятки членов королевской семьи в гостинице Рич-Карлтон в Риаде, унизил их, выжал из них сказочные суммы по обвинению в коррупции и даже привел к смерти двоих из них. Эти его действия полностью противоречат принятому коду руководства в восточных обществах, и они вызвали большой гнев против него среди членов королевской семьи (насчитывающей тысячи принцев – потомков основателя династии).

В том же месяце произошло еще одно фиаско: Бин-Салман вынудил ливанского премьер-министра Саада аль-Харири подать в отставку в передаче в прямом эфире, когда он находился в гостях-заключении в Саудии, что вызвало гнев французского президента Макрона. И усилия Бин-Салмана помочь суннитским повстанцам в Сирии в их войне против Асада – протеже Ирана – не преуспели и огромные затраченные суммы пропали впустую. Администрация Байдена заставила Саудию прекратить войну в Йемене и вынудила Бин-Салмана объявить о "мирном плане".

Бин-Салман также был доминантной личностью в бойкоте, объявленном Саудией, ОАЭ, Бахрейном и Египтом Катару в ноябре 2017г. Эти страны гневались на союз между Катаром и Ираном, на поддержку Катаром организации братьев-мусульман и на то, каким образом катарский телеканал аль-Джазтра освещает события в арабском мире и этим подрывает легитимность и устойчивость режимов в арабских государствах. В итоге бойкот провалился и недавно Бин-Салман был вынужден отменить блокаду Катара и эмбарго.

Но главной проблемой, которой Бин-Салман запутал Саудию, стала ликвидация журналиста Джамаля Хашокджи. Это очернило правящую саудовскую династию во всем мире и подорвал ее статус среди руководства Дем.партии США. Администрация Байдена наложила санкции на имевших отношение к убийству, за исключением Бин-Салмана из—за его "иммунитета" как главы государства.

Вместе с тем, в последние годы Бин-Салман укрепляет свой статус в Саудии посредством важных для молодого поколения реформ: сокращение полномочий "полиции нравов", разрешение на вождение автомобиля женщинами, отмена обязательного сопровождения женщины мужчиной на улице и обязательства женщин покрывать волосы, строительство города будущего Неум, экономические реформы и т.д. В качестве министра обороны он управляет службами безопасности, что позволяет ему обнаруживать и нейтрализовывать сопротивление его власти.

Отсюда следуют выводы, которые Израиль должен сделать: хоть Саудия входит в руководство арабского мира, она слаба в военном и экономическом плане, а правящая в ней династия проходит в последние годы непростую встряску. Экономическая инфраструктура Саудии открыта для удара, ее враги окружают ее и бьют со всех сторон, ее международный статус плачевен.

Связи с Израилем являются в первую очередь саудовским интересом, поэтому Израиль не должен ничего платить за них. Израиль может – и поэтому обязан – выставить ясные условия для связей с Саудией: разрыв этих связей от палестинского контекста, саудовское посольство в Иерусалиме, признание Израиля как национального государства еврейского народа и обязательство поддерживать Израиль в международных учреждениях.

(Д-р Мордехай Кейдар – лектор на кафедре арабистики в Бар-Иланском университете и комментатор 20 телеканала по ближневосточным вопросам)

("Макор ришон" 2.04.2021)

Перевел Моше Борухович