Размышления, навеянные третьей израильско-хамасской войной
Кто не хочет по-хорошему, пусть живет по инструкции!
Одиннадцатая заповедь
Великой эпохе нужны великие люди. Только где они? Увы, чем больше наше загугленное поколение постигает жизнь, тем меньше понимает смысл происходящих событий и явлений. Возможно, виной тому ложь, с которой мы уже настолько свыклись, что просто перестали замечать. Человек, конечно, звучит... Если создать ему тепличные условия. Как овощу. Но зачем овощу гордость? Ему нужно время. Причем обязательно свое. И лишь гомо сапиенс - единственный, пожалуй, из живых существ, кто не желает быть самим собой. Поскольку он мало того, что животное, так еще и неблагодарное. Дай ему необходимое - потребует комфорта. Привыкнув к комфорту, захочет изобилия. Насладившись изобилием, потянется к роскоши. Обеспечь его всем, что только пожелает, и все равно будет считать себя обманутым. И жаловаться, что ему не дали того, чего он хотел. Или думал, что хотел.
Все живое делится на тех, кто ест, и тех, кого едят. Помните известный эксперимент Авиценны с двумя барашками, которых поместили в разные клетки? Но так, чтобы один из них постоянно видел волка, тоже посаженного в клетку. И от этого жуткого зрелища он потерял и аппетит, и сон. В то время, как другой нагуливал жирок и радовался ягнячьим прелестям жизни. Ибн-сина был сведущ не только в медицине, которой посвятил почти два десятка трудов. Он оставил заметный след и в других науках - астрономии, математике, физике и даже философии. Зачем же ему понадобился еще и этот психологический дебют? И чем он полезен нам? Выскажу свою точку зрения, с которой кто-то, возможно, и не согласится. Попробуем взглянуть на это с высоты сегодняшнего дня. Разве не то же самое пытаются делать с нами политики и подмятые ими под себя средства массовой дезинформации?
Но у этой проблемы, как и у монеты, есть обратная сторона, на которую обычно не обращают внимания. Назовем первую клетку - "арабы", а ту, которую поставили напротив волчьей, - "евреи". Если следовать Авиценне, то арабы должны процветать, а евреи, окруженные семидесятью волками, олицетворяющими собой народы мира, прозябать и чахнуть. Почему же в жизни все наоборот? Израиль цветет и пахнет, несмотря ни на какие помехи, а его соседи влачат жалкое существование. Некогда благополучный Ливан на грани коллапса. Иордания едва сводит концы с концами. Измордованная войной Сирия вообще на ладан дышит. Про так называемую палестинскую автономию и говорить нечего. Живет исключительно на подачках и никогда не встанет на ноги. Ну, чем не парадокс? Арабы швыряют в евреев камни, а те из этих камней возводят фундамент, на котором возвышается величественное здание достигнутых побед и успехов.
На самом деле нет никакого парадокса. Мы воспринимаем мир совершенно не таким, каким он есть. Поэтому и живем как бы в другом измерении. С нелепыми правилами общежития, базирующимися на ложных представлениях, выборочных принципах и расплывчатых законах. Отсюда и полная неразбериха в терминах, а вместе с ними и в головах. Найдите хоть какую-то недвусмысленную характеристику терроризма, который вуалируют то под категорию обычного хулиганства, то под форму "национально-освободительного движения". Охватываете ширину диапазона? А как насчет гуманитарной помощи? Кому она положена и при каких условиях? И почему одни получают ее из поколения в поколение, а другие вообще никогда в глаза не видят? Или что понимать под подстрекательством? Насколько оно опасно? И подлежит ли наказанию?
Подобных вопросов наберется добрая дюжина. Но ни один эксперт по международному праву не даст вам однозначного ответа. В лучшем случае вместо конфеты подсунет фантик. Потому что само международное право - понятие чисто субъективное. Что-то типа образа жизни или принципа питания. Со своими вкусами, взглядами и пристрастиями. Это только у природы единство в разнообразии. А каждое государство вправе индивидуально решать, что, по его мнению, хорошо и что плохо. И чем сильней государство, тем больше у него свободы выбора и самостоятельности. Тут уж никто, включая даже ООН с ее двойными стандартами и избирательным подходом, ему не указ.
Как это отражается на наших нынешних реалиях? Самым непосредственным образом. Возьмем недавние, казалось бы, совершенно не связанные друг с другом события. В конце апреля Европарламент выразил озабоченность по поводу "языка вражды и насилия" в новых учебниках для палестинских школ, изданных под патронажем UNRWA на те же европейские и частично американские средства. Точно такая же озабоченность выражалась и два года назад после публикации отчета, подготовленного комиссией ООН по искоренению расовой дискриминации. Глубже копать нет смысла, поскольку результат прогнозируем, как песчаные бури в Сахаре. И бесполезен, как культурно-образовательные рекомендации ЮНЕСКО. Но не каждому дано признавать чужие ошибки. Особенно если все вокруг твердят, что прежде чем войти в воду, надо сначала научиться плавать на суше.
Впрочем, чем меньше думаешь, тем больше у тебя единомышленников. Благодаря усилиям ООН, нынешний год, объявленный годом мира и доверия, может стать копией 2001-го. Помните широко разрекламированную всемирную конференцию по борьбе против расизма, расовой дискриминации и ксенофобии, прошедшей в южноафриканском Дурбане? Надо признать, что она с блеском справилась с поставленной задачей по "созданию новой мировой стратегии борьбы против расизма в XXI веке". Высоко взметнув почти упавшее знамя антисемитизма и став, по сути, предтечей скоординированного террористического нападения на Америку, последовавшего буквально через несколько дней. Теперь пришло время внести коррективы в эту стратегию, и ООН предлагает в сентябре провести новую конференцию - "Дурбан IV". Чтобы снова, как отмечает канадская газета The Star, "превратить ее в антисемитский форум и использовать для разжигания антиизраильских настроений".
Пробема в том, что не существует такой проблемы, которую нельзя было бы создать. Human Rights Watch - организация, изображающая из себя правозащитную, не стала ждать дурбанских откровений, а просто обвинила Израиль в политике апартеида. Рамалла давно и с нетерпением ждала этого заключения, позволяющего обратиться в Арбитражный комитет ООН, который, в свою очередь, с готовностью согласился рассмотреть "палестинскую" жалобу. Помогать продвигать ее намерен и Женевский комитет по ликвидации расовой дискриминации (CERD). Если это не подстрекательство, то что тогда? Но с точки зрения политико-правовой идеологии - обычная, хотя и далеко не формальная, процедура. Результатом этого правового Освенцима стали тысячи обрушившихся на головы израильтян ракет из Газы. Или очередная, третья по счету война. Чтобы спровацировать ее, хватило всего двух неполных недель.
Однако все нынешние израильские беды невозможно списать на одни только международные козни. Да, мир готов распять Израиль на его же Скрижалях Завета, потому что жить по понятиям гораздо проще, чем по Б-жественным законам. Даже если это и чревато серьезными последствиями. С одной стороны, вооружившись молотком, стоит Гаагский трибунал с приговором о наказании за недоказанные военные преступления, а с другой - тот же Арбитражный комитет с обвинительным вердиктом за надуманные апартеидные пристрастия. Правда, может так статься, что заготовленные заранее гвозди понадобятся лишь для того, чтобы вбить их в крышку гроба палестинской автономии. И это отнюдь не досужие вымыслы. Или стремление автора выдать желаемое за действительное.
Прежде чем лечить болезнь, надо поставить правильный диагноз. Евреи пришли в этот мир не для того, чтобы дублировать немцев или русских. У них своя миссия - раскрыть миру святость Творца, чтобы привести его, этот мир, к совершенству. Это нижняя планка. А верхняя - стать "царством священников и народом святым" (Шмот, 19:5-6). Но эта задача возможна только на своей земле. Ибо Господь избрал Сион, пожелав обитать в нем (Теилим, 132:13). Отсюда и многовековое стремление возродить свое государство именно здесь, а не где-либо еще. Несмотря ни на какие невзгоды и трудности. Об этом прямо сказано в книге "Зоар", написанной задолго до появления Англии с Францией, не говоря уже об Америке и России: «Сыны Ишмаэля будут владеть Святой землей, когда та будет долгие годы пуста... Они будут чинить препятствия сынам Израиля, возвращающимся на землю свою...» (Дварим, 32).
Ишмаэль считается родоначальником арабов, превратившихся в самых ярых врагов Израиля. Эта вражда началась задолго до провозглашения его независимости. Глядя на роскошные арабские виллы, трудно сегодня представить, что их хозяева еще каких-то два-три поколения назад прозябали на задворках цивилизации. «Пустынная, поросшая колючками земля, - писал о тех гиблых местах побывавший здесь Марк Твен. - Запустение, какого не вообразить... За всю дорогу не видели живой души. Нигде ни дерева, ни кустарника... Страна Израиля сидит в пепле. Над ней витают чары проклятия...». Но стоило евреям вернуться, как начали сбываться слова пророков: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино из них, разведут сады и станут есть плоды из них» (Амос, 9:14).
Чем быстрей и полней раскрываются библейские предсказания, тем все более неуютно чувствуют себя духовные пастыри народов мира. Они давным-давно похоронили Израиль, а его стремительное возрождение хоронит теперь все их лживые аргументы. Вызывая страх вперемешку с ненавистью, которые и объединяют сегодня потомков Ишмаэля с потомками Эдома, олицетворяющего христианский мир. Отсюда и такая чуть ли не единодушная поддержка "справедливого дела палестинского народа", руками которого и замышлялось удушение еврейского государства. С этой целью он, этот "ненарод", как называет его Тора, собственно, и создавался. Той самой международной сворой, которая потому и ненавидела Дональда Трампа, что он жестко пресекал любую риторику о палестинских притязаниях на Эрец-Исраэль.
Только не купитесь на фантик. Арабы знают себе цену, но постоянно завышают ее. И все-таки в одном они правы, хотя и трактуют исключительно в свою пользу: у Израиля нет постоянных границ. Впрочем, любые границы всегда временны. Взгляните на политическую карту мира столетней давности и сравните с нынешней. Точно так же она будет разительно отличаться и через каких-то двадцать-тридцать лет. И не только в силу объективных факторов - политических, военных, экономических и даже демографических. А прежде всего потому, что Земля принадлежит тому, Кто ее создал. Крупнейший комментатор Талмуда Раши еще тысячу лет назад дал нам ключ к осмыслению происходящих сейчас событий: если скажут народы мира Израилю: "Разбойники вы, захватившие земли семи народов", то ответьте им: «Вся земля принадлежит Святому, благословен Он. Он сотворил ее и дал ее тому, кто Ему угоден. По воле Своей Он дал ее им (на время), по воле Своей Он отнял у них и дал ее нам».
Израиль для арабов - инородное тело, а для евреев - отвоеванный у врага плацдарм. Одни пытаются любой ценой сбросить "десантников" в море, другие - во что бы то ни стало отстоять завоеванные позиции и по возможности расширить их. За этот пятачок земли и идет непрерывная борьба. И есть ли такая сила, которая может остановить ее? Есть. Откроем Книгу книг. Что обещает Б-г Аврааму, заключая с ним союз? «Потомству твоему отдал Я эту страну, от реки египетской до реки великой, реки Прат... ». (Берешит, 15: 18). То же самое Всевышний говорит и Моисею сразу после исхода из Египта: «Я установлю ваши границы от моря Суф и до моря филистимлян, от пустыни и до реки...». (Шмот, 23:31). И вновь подтверждает это перед завоеванием Ханаана: "...ваши границы будут [простираться] от пустыни до Ливана, от реки великой - реки Евфрат - до западного моря" (Дварим, 11:24). И, наконец, передает через пророка, обращаясь уже непосредственно к нам, далеким потомкам: «И будет в тот день: обобьет Г-сподь (плоды Свои) от бурной реки (Прат) до реки Египетской, и вы собраны будете по одному, сыны Израиля». Йешаягу, (27:12).
Причем речь идет исключительно об израильских рубежах. Больше вы не найдете упоминаний ни о каких границах. Ни о британских, ни о китайских, ни о французских. В глазах Творца их просто не существует. Но зачем Ему понадобилось столько раз повторять одно и то же? Чтобы показать нам пример. Если б евреи везде и всюду, не таясь, говорили о пределах своих владений, то в конце концов поверили бы в это и сами. А народы мира убеждать не надо. Уже мало кто помнит, что в январе 1973 года Голда Меир посетила с официальным визитом Ватикан. Во время встречи римский папа Павел VI обратился к ней с упреком: «Я потрясен тем уровнем насилия, которое проявили евреи в Святой Земле». На что израильский премьер ответила вполне по-иудейски: «Ну, так это же наша земля!». И, следовательно, мы и только мы наделены не только полным правом, но и прямой обязанностью применять силу, если того требует востановление законности и наведение порядка.
Правда, со времен Голды евреи эту уверенность заметно поутратили. Поэтому единственное, что сейчас всерьез угрожает Израилю - это, пожалуй, его собственное государство. Образно говоря, мы напоминаем ребенка, который пришел к матери с недетским вопросом: "Откуда мы взялись?" Та ответила: "Нас создал Б-г". На что любознательный сын возразил: "А папа сказал, что мы произошли от обезьян". Но мама не растерялась: "Папа рассказывает о своих родственниках, а я про своих!". Б-г давно определился, пообещав, что "исчезнут чужие народы из страны Его" (Теилим,10:16). Пришло время определиться и нам. Для начала хотя бы со своими родственниками.