Maof

Thursday
Nov 21st
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Страх стимулирует воображение.
Веспасиан, римский император


У человека множество ликов. В семье он один, на работе - другой, в компании - третий. Жизнь - маскарад. С той лишь разницей, что в жизни лицо определяет маска, а на маскараде - наоборот. То же самое и с пристрастиями. Кому-то нравится острое, кому-то соленое, а кому-то пиво с сосисками. Предпочтения не зависят от характера. И не имеют силу привычки. Меняются обстоятельства - меняемся и мы. Невзирая на наши амбиции или интересы. И только идеологические стереотипы незыблемы. Потому что каким содержимым наполнен сосуд, тем он и пахнет.

Каждое поколение - продукт своего времени. Нам с детства внушали уверенность в будущем. С тем и шли на баррикады жизни. Но гоняясь за иллюзиями, мы потеряли, может быть, самое главное - уверенность в себе. И теперь с растерянностью смотрим на этот ставший вдруг враждебным мир, который если еще явно и не рушится, то во всяком случае уже ходит ходуном. А на извечные вопросы "кто виноват?" и "что делать?" все те же извечные ответы. На вас пока никто пальцем не показывал? Значит покажут. Ибо во всех человеческих бедах евреи все-таки пусть косвенно, но виноваты. Поскольку на своей "инагурации" у горы Синай приняли на себя коллективное обязательство - стать светом для остальных народов мира. Потому и сказано, что стоял весь народ, как один человек с одним сердцем.

Так в чем проблема? В единстве. Без него миссия невыполнима. И что же мешает объединиться? Наша жестоковыйность - этакая гремучая смесь упрямства с гордыней. То самое удивительное качество, без которого трудно достичь цели и которое одновременно непреодолимым препятствием лежит на ее пути. Звучит странно, не правда ли? И тем не менее. Вспомним "сионистский проект" Теодора Герцля. Пока он пытался "продать" его европейским монархам, российские евреи снялись с насиженных мест и двинулись в Палестину. Точнее - в никуда, поскольку там, по сути, ничего не было. Кроме разве что безжизненной пустыни да малярийных болот. К тому же, пионеры-поселенцы понятия не имели, как обрабатывать то, что только номинально называлось землей. Часть из них, не выдержав нечеловеческих испытаний, вернулась назад, а почти половину из оставшихся выкосили болезни. Зато на этом "навозе" взросло сельское хозяйство, вызывающее всеобщее восхищение. И таких примеров несчетное множество.

Именно эта одержимость и упорство, которые вместе с целеустремленностью стали в конечном счете отличительной чертой еврейского национального характера, и помогли не раствориться среди других народов. Но почему тогда в устах Всевышнего эта вроде бы заслуживающая похвалы особенность звучит осуждающе: «И сказал Г-сподь Моше: я видел этот народ, и вот, народ он – жестоковыйный…» (Шмот, 32:9)? Потому что человек, наделенный определенными задатками, может применять их как с пользой, так и во вред. И себе, и обществу. Та же одержимость легко переходит в гордыню, что в принципе постоянно и происходило на протяжении всей еврейской истории. Принося неисчислимые страдания всему народу. Как только он начинал проявлять строптивость и своеволие, тут же возникали сомнения, а вместе с ними и предпосылки к бунту. И как результат - невзгоды.

Тора лаконична в своем изложении: «И пришел Амалек и стал воевать с Израилем... » (Там же, 17:8). Слово עמלק читается и как לק עם, то бишь "народ-кровопийца". Его иногда сравнивают с мухой, которая паразитирует на открытой ране. Он был первым, кто средь бела дня напал на Израиль после выхода из Египта. Хотя такой отчаянный шаг был сродни самоубийству. Поэтому и нет у него рационального объяснения. Антисемиты тоже нетерпимы к евреям, независимо от того, к какой группе они относятся - религиозной или этнической. Но их воспринимают все-таки скорее как отдельных маргиналов. А тут весь народ вдруг воспылал ненавистью и преодолел немыслимое расстояние, включая непроходимую пустыню. И ради чего? Чтобы быть разгромленным? Это какую же надо иметь ненависть, чтобы быть готовым погибнуть во имя этой самой ненависти!

Однако если отбросить эмоции, то следует признать, что Амалек играет роль своеобразного бича, наказывающего евреев за их грехи и преступления. Ибо как раз они, эти наши вольные или невольные злодеяния, и придают ему уверенность и силу. Не зря же говорится: как только вспыхивают распри, жди бед и несчастий. Противопоставить этой животной жестоковыйности можно лишь духовную стойкость и абсолютную нетерпимость к беспределу и произволу. Тут не может быть никаких компромиссов. Эта война особая - до полного истребления злейшего врага. Отсюда и столь жесткое требование: "Сотри память об Амалеке из поднебесья – не забудь" (Дварим 25:19). Но прежде, чем побороть внешнего Амалека, надо сначала разобраться с внутренним. Посмотрите сколько вокруг ненавидящих себя евреев. А чем лучше те, кто в погоне за призрачной властью готов вместе с собой принести на заклание и страну? Именно это мы и наблюдаем сегодня в Израиле, где под личиной борьбы за демократию скрывается все та же беспричинная ненависть и мелкое тщеславие, если не сказать грубее.

И все-таки где же искать теперь потомков Амалека? Не гоняться же за ними по всему свету. Да и как их выделить из среды других народов? А это уже не наша забота. "Вот Я сделаю Иерусалим чашей яда для всех народов...", - предупреждает пророк (Захария, 12:2). Рабби Ицхак Абарбанель, возглавивший исход евреев из Испании, объясняет это так. Римская империя, чьи легионы разрушили Второй Храм, вскоре приняла христианство. И населявшие ее европейские народы получили наименование Эдом. В противовес Ишмаэлю, ставшему родоначальником мусульман. В коце времен Всевышний снова соберет всех юдофобов на месте пресупления. Из тех стран, куда были изгнаны евреи и где они подвергались неимоверным страданиям. Для чего? Чтобы раз и навсегда уничтожить. Кстати, вместе с этим пестрым войском придут воевать с Иерусалимом и не обремененные совестью евреи. Что тоже не ново. На то и Троцкий, чтобы не давать жить Бронштейну.

Но почему мы должны верить каким-то пророкам, жившим неведомо когда? Да и кто поручится, что сказанное тем же Абарбанелем принадлежит именно ему, а не кому-либо из современных комментаторов? С верой нет вопросов, а без веры нет ответов, гласит еврейская поговорка. Большинство пророчеств уже сбылось, что говорит об их истинности. Низкий поклон всем, кто, несмотря на жесточайшие гонения, донес до нас крупицы этих знаний, передавая их, как эстафетную палочку, из поколения в поколение. Чтобы понять величие этого подвига, достаточно вспомнить Виленского гаона, трехсотлетие со дня рождения которого мировая общественность торжественно отметила два года назад. Рабби Элиягу бен Шломо Залман, как официально звучало его имя, знал наизусть 2500 книг. И каждый фолиант был по объему больше толстовской "Войны и мира". Этот феноменальный результат отражен, между прочим, в другой книге - рекордов Гиннеса. Хотя знатоки тайного учения уровня Абарбанеля держали в голове еще больший объем информации. Не говоря уже о их предшественниках. Просто изобретение книгопечатания во многом упростило эту задачу. А заодно развеяло и все наши сомнения. Ибо еще при жизни Абарбанеля его комментарии были не только изданы, но и переведены на латынь. Читай - не хочу.

Только вот зачем нам эти тонкости? Какой прок от посланий, идущих из глубины веков, если они никак не влияют на нашу жизнь? Но в том-то и дело, что влияют, причем самым непосредственным образом. И вовсе не потому, что наши предки каким-то "третьим глазом" видели нынешние события и даже причины, которые к ним приведут. В конце концов, в основе всех войн вечные человеческие распри да территориальные притязания. И если чем и отличаются, то разве что размахом взаимного уничтожения. Тот же Виленский гаон, к примеру, утверждал, что последний этап грозной и разрушительной "войны Гога и Магога", которую предрекали пророки, может продлиться всего двенадцать минут. Теперь, при наличии ядерного оружия, мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющеся. Но в конце XVIII века это звучало, по крайней мере, дико. А поскольку предупреждение предназначалось непосредственно нам, то и смысл его в том, чтобы подготовить нас к грядущим бедствиям.

Ну, а уж за ними, судя по всему, дело не станет. Согласно еврейской традиции, мы вступили в последнее семилетие, которое станет разграничительной чертой между миром старым и новым. С этим согласны и христианские богословы, и мусульманские клерикалы. Как согласны и с тем, что для всех землян это будет время невиданных испытаний и потрясений. Разница лишь в том, чья "правда" возьмет. Вернее, кому Б-г отдаст предпочтение. Хотя и тут, казалось бы, не должно возникать вопросов. Поскольку союз Творец заключил с Авраамом, а не с Иисусом, Мухаммедом или Буддой. Причем в условиях, прямо скажем, не самых благоприятных. Ибо на подарок это никак не походило. Физический праотец будущих христиан, например, узнав о предстоящем египетском рабстве, вообще поспешил убраться восвояси.

Тем удивительней, что Авраам согласился взвалить на себя это бремя. Прекрасно понимая ту цену, которую придется заплатить. Ведь Творец не скрыл от него незавидную участь, ожидающую его потомков. Вплоть до наших дней. Со всеми их неисчислимыми бедами и несчастьями. Выходит, он сознательно обрек их на нечеловеческие муки. Как такое возможно? Дело в том, что мы судим по промежуточным этапам, а Авраам знал конечный результат. И он его вполне устроил. Поэтому и нам волноваться нечего. Надо просто понять свою ошибку. А она на поверхности. Перед выходом в бушующее житейское море нам выдали компас, но мы решили поменять его на флюгер. С тех пор и плывем по воле ветра. Не ведая куда. Хотя чтобы снова вернуться на верный путь, достаточно всего лишь свериться с компасом.

Говорят, будущее - отголосок прошлого. Если мы хотим понять, что нас ждет в ближайшее время, то начать должны с биографии Авраама. Его жизнь - в какой-то степени зеркальное отражение нынешних событий. И не удивляйтесь "случайностям", которые преследуют нас на каждом шагу. Авраам родился в 1948 году. От сотворения человека. Израиль появился на карте тоже в 1948 году, но по другому летоисчислению. В 2008 году Авраама по приказу царя Нимрода заточили в темницу, где он провел десять лет. А что произошло у нас? Президентом США стал Барак Обама, которого считают реинкарнацией Нимрода. Самый недружественный к Израилю из американских лидеров. Именно в этот период еврейское государство подвергалось наибольшей опасности. И трудно сказать, к чему бы это привело, если бы не победа Дональда Трампа, который, собственно, и устранил усиливавшуюся с каждым днем напряженность.

И наступивший год по-своему весьма символичен. Поскольку как раз в 2023 году Авраам впервые вступил на землю Израиля. Почему это так важно для нас? Подсказку находим в жизнеописании родоначальника еврейского народа. Еще не успел он толком обосноваться на новом месте, как разразилась война четырех царей против пяти. Победители, которых возглавлял никто иной, как упомянутый уже Нимрод, захватили в плен племянника Авраама, вынудив того броситься на его спасение. И безумная, казалось бы, авантюра обернулась невиданным чудом, то бишь сокрушительным разгромом нимродова войска. Параллели напрашиваются сами собой. Война царей - это противостояние двух сегодняшних лагерей. Они уже, по существу, определились. С одной стороны США с союзниками по НАТО, а с другой - Россия с дружественными ей странами. Их столкновение неизбежно. Не хватает лишь Нимрода. Правда, ключевые позиции в администрации Джо Байдена занимают все те же старые обамовские назначенцы. Что дает повод говорить о третьем сроке Барака. Пока неофициальном. Но не исключено, что он сумеет превратить его и в реальный. Усадив в Овальный кабинет с помощью какой-нибудь хитрой рокировки свою жену Мишель. Во всяком случае, об этом уже вовсю поговаривают в кулуарах.

Впрочем, к чему гадать? Скоро сами все увидим. Сценарий известен, и основные события не за горами. Хотя их логика не всегда вписывается в наше понимание. Как, например, относиться к такому вот посланию: "...И объединятся все народы против Израиля, ибо возжелают свести его со света"? (Книга "Зоар", Берешит, 119). С чего бы вдруг? Ответ дает Моше Кордоверо, один из величайших каббалистов, живший в XVI веке: "Поскольку евреи создадут свое государство и не откажутся от своей религии, то все народы превратятся во врагов Израиля и заключат между собой союз, чтобы уничтожить его, но не смогут..." Удивительно, конечно, что он смог предвидеть возрождение еврейской государственности. Однако при всем к нему уважениии о нынешнем мироустройстве и понятия не имел. Между тем, Израиль какой-никакой, но все-таки полноправный член ООН. И разве можно в наше цивилизованное время уничтожить независимое государство, признанное большинством стран мира? Не стоит тешить себя иллюзиями. Ибо худшая ложь - это ложь самому себе. Мы сами, положа руку на сердце, вряд ли верим в эти "железные" аргументы. Что, скажем, мешает Совету безопасности ООН принять решение о вводе войск в "оккупированный" Иерусалим? Пока только позиция США, которая ведь может и кардинально измениться в любой момент. Мы как-то быстро забыли последние дни президентства того же Обамы, когда он отказался применять вето в момент голосования по очень чувствительному для Израиля вопросу.

Поэтому не стоит недооценивать вероятность и такого развития событий. Особенно в контексте нынешней международной обстановки. И как же тогда маленькому Израилю устоять перед огромной армадой ополчившегося на него мира? А как победил Авраам? Самым невероятным и чудесным образом. Но мы в чудеса не верим. Да и где доказательства этой победы? Телевизионного репортажа в архиве нет. Очевидцев тоже. А какое событие без свидетелей? Может, это просто красивая легенда? Допустим, правда, если в нее поверил Иосиф Флавий, живший за две тысячи лет до нас, значит имел, наверное, на то полное основание. Или понимал недоступную для нас истину, что без веры жизнь теряет всякий смысл. Похоже, наша проблема в том, что мы рассматриваем историю как цепь разных отдельно взятых и не связанных друг с другом эпизодов. В то время, как описание жизни Авраама отражает не только прошлое, но и будущее. Кстати, и составители мидрашей (популярной еврейской литературы, процветавшей в период с IV до XII века) видели прямую связь между сражением Авраама с четырьмя царями и заключительной войной в конце времен, когда объединенная армия народов мира соберется, чтобы унитожить Израиль, и снова потерпит неудачу. (Берешит рабба 42:2).

Но прежде, чем наступит светлое завтра, нам предстоит пройти через тяжелейшие испытания. "И настанет время бедствий, небывалых с того дня, как стали они народом..." (Даниэль, 12:1). Не слишком радужный, согласитесь, прогноз. И неужели нет никакой возможности хоть как-то смягчить ситуацию? Или лихолетие неотвратимо? Все зависит от нашего выбора. Можно и дальше усугублять внутренний раскол. На радость многочисленным врагам. Только, как заметил один умный человек, если мы не будем держаться вместе, то будем висеть поодиночке. Мир многообразен. И в этом его гармония. Б-г един. И требует такого же единства от всех своих творений. Посмотрите на подсолнухи. Они всегда поворачиваются в сторону солнца. Зато в дождливые или пасмурные дни тянутся навстречу друг другу, будто пытаясь поделиться своим теплом. Почему же у нас так не получается? Видимо, чтобы жить в гармонии с соседями, надо сначала научиться жить в мире с самим собой. Тогда и народ будет снова словно один человек. Как на горе Синай.