Цунами приближается, земля дрожит и с высокого места можно видеть волны. На этот раз на очереди уничтожение поселенчества в Иудее и Самарии и еврейского присутствия в ряде мест Иерусалима. Этот план бьет по поселенцам и поселенчеству, в личном и общинном плане, но что более важно: это знаменует падение независимости Израиля с точки зрения веры, духовности и морали. Ожидаемое падение осязаемо. Передача контроля над горным хребтом – это передача контроля над функционированием государства в чужие руки и окончание периода реальной еврейской независимости.
Верная общественность простаннно занимается обсуждением обязанности солдат отказаться от выполнения это незаконного и антиморального приказа о разрушении. Большинство из нас держатся за ожидаемый отказ солдат как за спасительный круг среди бушующих волн. Легко нам возложить ответственность за трудную задачу на молодых солдат, поддерживать их и оправдывать, судить и фальшивить. Нет ли здесь увиливания, бегства от себя?
Где мы – граждане?
Где я нахожусь по отношению к происходящему у меня на глазах? Что я должен сделать сегодня и завтра? Отказываюсь ли я – на моем месте – от выполнения разрушительного приказа или сотрудничаю с постепенными шагами по разрушению – своим способом, из своего угла.
Где я, государственный служащий, муниципальный работник, сотрудник государственной или частной компании, частник или наемный работник, домохозяйка или делающая карьеру, обладатель квиюта или временный рабочий, где я нахожусь по отношению к тому, что я вижу на местности?
Продолжая успокаювающую рутину жизни и из "здорового привыкания" к происходящим переменам, я способствую усилению поселенчества или игнорирую приближающийся бульдозер?
Принимаю ли я и смиряюсь с правительственным решением, которое принято или за которое в будущем проголосует большинство по некоторой демократически обставленной процедуре, и смысл которого – уничтожение еврейского поселенчества в частях Эрец Исраэль, или я отказываюсь принимать это? Сотрудничаю ли я с таким решением или борюсь с ним по мере своих возможностей? Изображаю ли я решительную борьбу для "общественного мнения" или воюю, чтобы победить?
От этого вопроса к себе невозможно увильнуть. Нет выхода. Правда вопиёт из земли. Мы обязаны продумать это до конца, даже если тянет нас увильнуть от обдумывания. Мы, граждане, молодежь и взрослые, обязаны выяснить – наедине с собой – какова наша личная позиция, каковы наши цели и что мы готовы сделать и чем заплатить для достижения этих целей. Эта обязанность, возложенная на нас, а Вс-вышний сделает то, что хорошо в его глазах.
Возьмем, например, то, что происходит сегодня. Хорошие и преданные люди бойкотируют любую деятельность, которая может предотвратить разрушение поселенчества. Смотрите, как преуспели определить поднятие плаката во время присяги новобранцев как высшее зло, какое можно придумать, и как значительная часть лидеров поселенцев и общественности отрекается от этих "преступников" и поддерживает осуждения. Помните, речь идет о самой верной общественности в мире, общественности, которая ежедневно самоотверженно рискует жизнью ради заселения Землм Израиля, ради Торы и Геулы. Так что же происходит здесь?
Мы должны выяснить базовые точки и прояснить себе и другим, что, в самом деле, нам важно, в чем смысл нашей жизни, что держит нас – в личном плане, семейном, национальном. Где мы находимся в процессе Геулы и какова наша роль. Это трудная и обязательная задача возложена и на глав поколения. Я сосредоточусь на небольшой, но существенной части вопроса.
Из исследования о процессе предыдущей депортации (из Гуш-Катифа и Северной Самарии) следует, что поселенческий истеблишмент, руководящий, общественно активный слой сотрудничал с силами изгнания и помогал успокоить и замолчать население, предназначенное к депортации. Как объяснила Гила Мордехай в статье, опубликованной в газете "БеШева": "Агенты влияния" называют их – верных помощников Ариэля Шарона.
Эти агенты влияния воздействовали на других принять решение правительства как указ с Небес вежливо и смиренно, выражая боль с надлежащей скромностью. Это позволило завершение изгнания за 8 дней вместо запланированных 3 недель.
Личная позиция учителя, наставника, советника в значительной степени влияет на поведение тех, кто подвержен его влиянию. Весной 2004г. на форуме психологов Самарии в офисе в Баркане на инструктаже психолога Нухи Элона объявила д-р Мирьям Шапира из организации "Маут", что в отношении депортации евреев из Гуш-Катифа она будет действовать согласно демократическому правительственному решению, и так она поступила. Эта декларация была решительным, честным и легитимным шагом. Вместе с этим, эта декларация не была доведена до сведения жителей Гуш-Катифа, которые получали консультацию и инструктаж от организации "Маут" перед изгнанием. Какова ее позиция сегодня?
По моему скромному мнению, каждый учитель, наставник, координатор, психолог или советник должен довести свою позицию до сведения людей, которых он обслуживает. Это базовое этическое требование лежит в основе отношений опекающий – опекаемый. Согласно профессиональному этическому коду, обязана быть полная прозрачность и искренность в отношениях с людьми, которых мы инструктируем, которые советуются с нами.
В качестве первого практического шага в этом направлении я предлагаю психологам, социальным работникам, наставникам, координаторам общественной деятельности, инструкторам, чтобы они продумали наедине с собой какова их позиция в отношении отказа от выполнения приказа – не в отношении солдат, а в отношении себя.
Готов ли я смириться с принятым большинством голосов правительства, Кнессета или Верховного суда о поэтапном уничтожении поселенчества или я делаю все, что в моих силах, чтобы предотвратить реализацию этого решения?
Принятое решение не может остаться только в голове человека.
У слоя "агентов влияния" есть ответственность перед обществом, которому они должны служить. Личная позиция должна быть ясной населению. Каждый человек, пользующийся услугами этой группы – в школах, молодежных движениях, общинной деятельности, должен ясно знать позицию этих "слуг общества".
Поэтому я предлагаю, чтобы работники просвещения, социальных служб, общественного сектора – каждый, у кого есть влияние на население, подписали простую открытую декларацию. О точной формулировке можно поговорить. Ниже черновик:
Бланк личной позиции
В этот трудный для Израиля час, когда принимаются и будут приниматься по различным демократическим процедурам решения Кнессетом и Верховным судом, выполняются и будут выполняться действия, приводящие к поэтапному разрушению различными путями еврейского поселенчества в Иудее и Самарии,
Я (имя, должность и район действия) заявляю и обязуюсь *
- принять, примириться и сотрудничать с истеблишментом, проявляя протест и/или проявляя искренние чувства
- отказаться от выполнения указаний истеблишмента, сопротивляться и делать все, что в моих силах, чтобы предотвратить процесс разрушения, даже если он принят в результате демократической процедуры.
* лишнее зачеркнуть
Подпись ________________ Дата _______________
(Из рассылки "Еврейского руководства")
Перевел Яков Халфин
МАОФ
Также об этом ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПСИХОЛОГОВ