Maof

Sunday
May 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Позвольте еще раз повторить: ни легких, ни государственно-обеспеченных решений возможных проблем с занятостью мне не видится. Но из этого я совершенно не склонен делать вывод, что решений нет вообще – просто, похоже, общая тенденция в стране начинает менять ориентацию с «сижу в госконторе, орел молодой» – на «ищите и обрящете». И это – реальность, с которой надо не просто считаться, с которой надо жить. Зэев Фрайман, экономический обозреватель

Предлагаемое министром финансов Беньямином Натанияху сокращение государственного сектора вовсе не временная мера, как трактуют ее некоторые осторожные сторонники вывода экономики страны из нынешнего кризиса – это не «нынешняя» мера. То есть в ней, конечно, имеются элементы, оздоровительный эффект от которых можно будет ощутить уже через несколько месяцев. Это – программа долгосрочная, настоящее воздействие которой рассчитано не на ближайшие месяцы, а на ближайшие годы; в значительной степени это связано и с тем, что сложившаяся политическая расстановка сил и голосов (в кнессете) позволяет предположить – на следующие выборы через год-два нас вряд ли поведут.
Предлагаемая министром финансов Беньямином Натанияху изменение структуры хозяйства страны, изменения баланса между государственным и частным секторами, между самоокупающимися и дающими поступления в госказну людьми и компаниями – и между бюджетниками не является мерой тактической. Речь идет об изменении стратегического курса в экономической и финансовой картине Израиля, изменения, которое в максимально сжатой форме можно выразить как «меньше социализма, больше капитализма». Шаг этот естественным и достаточно понятным образом пугает в первую очередь тех лидеров и функционеров, те организации и структуры, которые в качестве главное, а зачастую и единственной задачи ставят «защиту прав и социальных завоеваний». Нельзя не признать важность и нужность их деятельности, но нельзя одновременно и забывать того, что все они – «потребители»: потребители либо добровольных пожертвований, либо государственных дотаций. Это заложено в самой природе такого рода движений – они никогда не самоокупаемы, поскольку в этом случае стали бы «нормальными» бизнесами; финансовые и экономические источники их благородной деятельности всегда лежат вне этой самой деятельности. И даже профсоюзы, при всей их могучести, относятся к той же категории «потребителей» – потребителей взносов членов профсоюза; правда, многомиллиардные пенсионные кассы могли бы стать (при грамотном управлении...) могучим финансовым источником независимого дохода – но при отсутствии настоящего бизнес-стимула в сегодняшней израильской действительности они стали многомиллиардными «дырами»...
Я стараюсь внимательно следить за дискуссиями, посвященными программе Натанияху – и достаточно легко обнаружил в них вопрос, который в разных формах повторяется практически все время: «Что вы станете делать с десятками тысяч новых безработных?». Меня в этом вопросе всегда «царапает» не «десятки тысяч», а – вы... Под «вы», нетрудно догадаться, подразумевается как минимум государство в целом, в большинстве случаев – правительство, и уж практически всегда – сам Натанияху. Посыл авторов вопроса достаточно прост: государство обязано обеспечить граждан работой; вот этот посыл и представляется мне, мягко говоря, проблематичным – государство, конечно же, обязано ни в коем случае не создавать помех для того, чтобы гражданин мог трудиться, но предъявлять государству требование обеспечить каждого работой – утопично до полной виртуальности.
Более того, вопрос этот свидетельствует о том, что задающие его либо не поняли принципиального посыла программы Натанияху, либо исходно с этим посылом не согласны: министр финансов не желает расширения госсектора, он не желает «даже» сохранения его в нынешнем виде – он намерен сократить его, сократить существенно, превратить из ведущей силы государственного хозяйства в силу «второго эшелона», в компонет необходимый, но ни в коем случае не определяющий. В каком-то смысле эта идея Натанияху – но это сугубо мое личное, внутреннее ощущение, скорее всего сам министр финансов такого в программу свою не закладывал – весьма и весьма еврейская: веками народ Израиля, живя в чужих государствах, не жил на господдержку, а рассчитывал сугубо на свою активность, сообразительность и, если уж на то пошло, даже изворотливость.
Вэйзмир, что с нами стало в своей стране?..

Чужую беду руками разведу
Конечно, давать умные советы людям, которые оказались и окажутся без работы – дело неблагодарное; поэтому я бы очень хотел, чтобы вы, наши читатели, поняли меня правильно: ни поучать, ни предлагать чудодейственных советов, ни мгновенных решений я не хочу, поскольку уверен в отсутствии столь радикальных и универсальных решений. Просто за последнее время во многих разговорах с уважаемыми мною умными людьми (недостатка в которых наша страна не ощущает – другое дело востребованность) тема «Какой-то выход ведь может быть?» упорно оставалась и остается одной из постоянных составляющих наших бесед. При этом один из таких людей, профессор Мирон Амусья, обратил мое внимание на то, что в СМИ как раз этого-то направления в обсуждениях почти не существует – умышленно или нет, неизвестно. Вот это и подтолкнуло меня на то, чтобы попробовать «выдвинуть» это тему на более заслуживающее общественного внимания место. Уверен, что в нашей стране существует не только «целина» еще не используемых трудовых и деловых ресурсов, но и множество людей и идей, потенциально полезных и перспективных и для них самих, и для других тоже.

Все работы хороши
Идеально, естественно, не ограничиться только первой частью цитаты, а радостно воспользоваться ее второй половиной – «выбирай на вкус»... Увы, все мы прекрасно понимаем, что как раз со второй половиной – «напряженка»; а отсюда следует один из возможных рецептов – попробовать найти временное занятие. Строго говоря, практически все газеты содержат достаточно большое количество «требуется» и «предлагаю» – и, конечно же, весьма редко можно найти среди них нечто подходящее на 100%. В «жирные годы», видимо, более правильной тактикой было бы «пересидеть на пособии» – сегодня, похоже, следует постараться подобрать нечто «пригодное к употреблению», даже если это будет отличаться от того, чем человек занимался в жизни. Да – болезненно, да – непристижно, да – пугает «выпадением» из привычных рамок; но если вы не хотите или не можете выбрать вариант «пособничества», то, может быть, всерьез отнестись даже и к временной работе?

Сделать хобби профессией
Говорят, что владелец магазина дорожных сумок и товаров искренне сожалел, что увлечение химией испортило карьеру прекрасного чемоданного мастера г-ну Менделееву... В прошлой советской жизни я знал немало средненьких инженерш, в которых погибли прекрасные портнихи, повара, воспитатели, агрономы; говорят, что немалое число из них реализовали себя в последнее десятилетие прошлого века и весьма преуспело в российской деловой жизни – не знаю, меня там уже не было, но очень в это верю. Во всяком случае здесь, в Израиле, я таких удачных примеров переквалификации знаю множество, но во всех в них есть одна «малозаметная» черта. А именно – примеры удачного и успешного изменения занятия практически всегда происходило в сфере частной деловой жизни! Конечно, сегодня трудное время для деловой инициативы – но это, как я надеюсь, в ближней перспективе, посколько все тот же план Натанияху ориентирован как раз на частный бизнес. Проанализируйте свои увлечения и способности – может, вы в себе еще не окончательно загубили  иные таланты? Знаете, как говорит народная мудрость – «Не было бы счастья, да несчастье помогло»...

Найти свою нишу
Один из наиболее надежных рецептов в деловом преуспевании – найти такую сферу деловой активности, которая либо слабо разработана, либо вообще не открыта для бизнеса. И не надо отговаривать себя по принципу «Раз этого никто не делает, значит, это никому и не надо» – все развитие мировой экономики свидетельствует о том, что многие совершенно очевидные и  выгодные деловые возможности достаточно долго ускользали от общего внимания.
Поскольку в ближайшей перспективе число безработных увеличится скорее всего не за счет лидей из производительных сфер, а за счет чиновничьего люда, то и поиск новых них следует, как мне кажется, искать скорее в сфере услуг, чем «традиционного» производства. По моему личному мнению, особо перспективным может оказаться направление «дайте нам сделать за вас» – во-первых потому, что оно вообще чрезвычайно слабо развито в Израиле, а во-вторых потому, что, увы, израильский сервис в огромном числе случаев можно назвать либо «пресловутым», либо употребить слова, связанные в основном с нелесным упоминанием родственников и сексуальных привычек...
Позвольте поконкретнее: уж как мы ни ругаем нахлебничество квартирных маклеров, а ведь хороший посредник существенно облегчает поиск жилья, хоть временного, хоть постоянного. А вот на прошлой неделе я для одного своего хорошего знакомого собирал информацию – какие существуют варианты подключения к «быстрому Интернету»: решал-то он все равно сам, а вот обзванивать и собирать данные пришлось мне. А если вспомнить разговоры, так или иначе возникающие в компаниях – на тему «а ты где это купил?», споры о том, в каком супере выгоднее делать закупки? Да это же невероятная сфера – да, хлопотливая, да, требующая внимательности, аккуратности, сообразительности – но удивительно перспективная особенно для оказавшегося без работы и не желающего идти на стройку чиновника.
Вы пробовали подсчитать, сколько времени уходит на оплату счетов и сбор всяких бумажек – и сколько раз вы в сердцах восклицали «Да я бы доплатила, лишь бы кто-то это за меня сделал!..»? Чем не бизнес?

Вовсе не в заключение
Позвольте еще раз повторить: ни легких, ни государственно-обеспеченных решений возможных проблем с занятостью мне не видится. Но из этого я совершенно не склонен делать вывод, что решений нет вообще – просто, похоже, общая тенденция в стране начинает менять ориентацию с «сижу в госконторе, орел молодой» – на «ищите и обрящете». И это – реальность, с которой надо не просто считаться, с которой надо жить.