Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Работай усердно и честно плати налоги. Тысячи госслужащих рассчитывают на тебя
Неизвестный американец


В этой главе закладываются основы рачительного отношения к бюджету и описывается механизм отчетности бюджетников перед налогоплательщиками.

Итак, Моисей призывает народ делать пожертвования для сооружения святилища. И евреи несут и несут, когда в этом уже отпала необходимость.

И пришли все мудрецы — исполнители священной работы, каждый в своем деле, какое он выполнял. И сказали Моше так: «Больше приносит народ, нежели нужно, чтобы исполнить работу, которую повелел сделать Бог». И приказал Моше…: «Мужчины и женщины пусть не делают больше работы для святых приношений!» И перестал народ приносить. А сделанного было достаточно для всей работы, чтобы исполнить ее, и осталось еще (Ваякель 36:4-6)

То есть, Моисей, посоветовавшись с экспертами и убедившись, что собранного достаточно, немедленно приказал прекратить пожертвования. Но зачем? Ведь люди жертвовали добровольно, от чистого сердца!

Когда пятилетний ребенок клянчит новую игрушку, то не задумывается о том, как родители в дальнейшем будут финансировать его желания... Никто и не ожидает от детей подобной прозорливости. Но взрослые должны вести себя по-другому. Они вполне могут научиться жить по средствам, планировать свои доходы и расходы. Этому нас и учит данный отрывок.

Моисей понимает контекст происходящего, дело ведь происходит после грехопадения народа Израиля — сооружения Золотого тельца. Евреи чувствуют себя виноватыми и, дабы загладить вину, готовы жертвовать больше, чем могут себе позволить.

Но, в отличие от толпы, пророк понимает, что средства должны остаться на будущее.

— Куда, чёрт возьми, подевался кассир?
— Ушел на скачки, сэр.
— Это неслыханно! В рабочее время?
— Да, сэр. Но это единственный шанс свести годовой баланс.


Поскольку Моисей не хочет оказаться в ситуации кассира из анекдота, он приказывает прекратить приношения.

Теперь перенесемся буквально на несколько абзацев назад:
И сказал Моше сынам Израиля: «Смотрите, призвал Бог Бецалеля …и исполнил его Божественным духом, мудростью, разумением, и ведением, и талантом к любому ремеслу: искусно ткать, работать по золоту, и по серебру, и по меди, и резать камни для вставления в оправы, и резать по дереву — к занятиям всеми ремеслами. И талантом руководить другими одарил Он сердце его и Олиава… Исполнил Он их мудростью сердца, чтобы делать всякую работу: резчика, и вязальщика, и вышивальщика по голубой шерсти, и по багрянице, и по червленице, и по льну, и ткача — сделал их исполнителями всякой работы и искусными мастерами (Ваякель 35:30-35)

Что мы видим в этом эпизоде? Моисей собирает народ Израиля и объясняет, почему он назначил Бецалеля и Олиава исполнить работу. Это не что иное, как отчет перед обществом. Но зачем пророку отчитываться? Народ и так делает подношения…

На этот вопрос может ответить один старый анекдот:
Священник обратился к прихожанам с просьбой помочь в строительстве новой церкви. Неожиданно откликнулась известная всему городу проститутка:
— Святой отец, я вношу две тысячи долларов.
— Хотя мы и очень нуждаемся, — сказал священник, я не приму эти грязные деньги.
Откуда-то из задних рядов прозвучал громкий мужской голос:
— Берите, берите, святой отец! Ведь это же наши деньги!


Вот Моисей и отчитывался народу, потому что евреи должны были жить на свои деньги! На деньги народа Израиля!

К сожалению, многие и сегодня не ощущают сам факт уплаты налога. Поэтому ничего и не требуют от госслужащих, которым сами фактически платят зарплату.

Но пророк объясняет народу, почему он нанял именно этих мастеров еще и для того, чтобы Бецалель и Олиав сами поняли, что им платят израильтяне, а посему они находятся в услужении у народа Израиля!

Вы никогда не слышали, как госслужащие говорят, что государство платит им зарплату. Они искренне не понимают, что получают деньги от нас — налогоплательщиков — и поэтому находятся у нас в услужении.

К чести людей, нанятых Моисеем, они это сразу поняли, отнеслись к средствам, собранным народом, рачительно, и отчитались, что уже собрано больше, чем нужно.

Народ же, к сожалению, уроки данной главы усвоил не вполне. Как в анекдоте:
Профессор студенту:
— Вы действительно сами писали курсовую?
— А вы действительно тратите наши деньги на ремонт кабинета?
— Один-один.


Возьмем, например, ситуацию на украинских или российских дорогах. Проблема-то не в водителях. Ведь выезжая за границу, они странным образом начинают соблюдать правила. Почему? Да потому что заморский инспектор ощущает себя работником, нанятым для службы налогоплательщиками, а не для пополнения своего кармана!

А основной экономический урок из приведенного выше отрывка прост. Поскольку мы являемся налогоплательщиками, у нас есть права! Например, возможность сказать тому же инспектору: «Я — налогоплательщик и я вас нанял, так что, будьте любезны, общайтесь со мной уважительно! И соблюдайте свои обязанности и мои права».

Хотя более красочно о положении дел сказал Михаил Жванецкий, цитатой которого мы и закончим недельный комментарий: «Я хочу, чтобы милиция была сервисом, армия была сервисом, больница была сервисом… Я хочу, чтобы все эти люди были сервисом, хочу, чтобы все они были сервисами, а посередине был бы я, Миша Жванецкий, со своими хотелками, мучалками, страдалками, и жаждалками!»

http://hadashot.kiev.ua/content/vayakel-zhit-na-svoi-ili-koe-chto-o-pravah-nalogoplatelshchika