Береги честь смолоду, а остальное в надежном банке
Из справочника рантье
В этой главе речь идет о порядке принесения жертв и не содержится прямых экономических указаний. Тем не менее из ряда стихов можно сделать некоторые выводы относительно экономического поведения.
Так, например, мы читаем, что первосвященник должен взять двух козлов и определить им жребий:
И возьмет двух козлов, и поставит их пред Богом у входа в шатер откровения. И возложит Аарон на обоих козлов жребий: жребий один для Бога, и жребий другой для Азазеля. И приведет Аарон козла, на которого выпал жребий для Бога, и принесет его в грехоочистительную жертву.
А козла, на которого выпал жребий для Азазеля, пусть оставит живым пред Богом, чтобы совершить через него искупление, отправив его к Азазелю, в пустыню (Ахарей мот: 7-10)
Подобно Аарону, распределяющему козлов, мы тоже должны распределить свои расходы.
Жертва Всевышнему — это расходы, без которых обойтись невозможно (плата за аренду жилья или выплаты по ипотеке, коммунальные счета, обучение детей и т.д.). Эти выплаты нельзя ни сократить, ни уменьшить.
Жертва Азазелю — это расходы, в которых нет крайней необходимости, но… которые являются признаком благополучия.
Многие мужчины тратят деньги на ерунду. А ерунда еще и капризничает, спрашивает: «А ты точно меня любишь?»
Действительно, если тратить лишь на необходимое, — это не жизнь, а выживание. Другое дело, что расходы на Азазеля можно сократить. Как?
Вон идет Вася. Он взял кредит и купил себе iPhone последней модели. А это Петя. Он не стал брать кредит, а купил более дешевый аналог, но с теми же функциями. И чем же Петя отличается от Васи?
— Отличается умом и сообразительностью.
Далее, мы встречаем строжайший запрет на употребление крови в пищу:
И каждый из дома Израиля и из пришельцев, живущих между ними, кто будет есть какую-либо кровь, то обращу лицо Мое на того, кто ест кровь, и истреблю его из среды народа его (Ахарей мот: 10)
Если сопоставить экономическую систему с системой биологической, то мы обнаружим, что функцию крови в ней выполняют деньги, играющие незаменимую роль в процессах производства и обмена. Если хозяйство устроено правильно, то деньги по экономическим артериям поступают в отрасли, где нужны сейчас больше всего. Но при малейшем сбое отрасль начинает лихорадить, а весь экономический организм деградирует. Исчезни завтра деньги, все производство и торговля рухнут. Именно деньги — это кровь экономического организма. Они несут кислород и все другие необходимые вещества, но любое заболевание крови чревато серьезными проблемами для всего организма.
Жизнь людей, их благополучие напрямую зависят от того, сколько у них средств. Поэтому человек всегда хотел найти надежное хранилище для так непросто доставшихся денег. Конечно, всегда были люди, считавшие, что надежнее всего — закопать сокровища в потайном месте, зарыть талант в землю. Не удивляйтесь, первоначально это выражение ни к искусству, ни к творчеству не имело никакого отношения. С чем оно связано? Все с теми же деньгами!
В древности у греков «талантом» именовалась мера веса, равная приблизительно двадцати шести килограммам серебра. Впоследствии талант стал денежной единицей. А потом главное богатство человека — его прирожденные способности — тоже стали называть «талантом».
Само же выражение «зарыть талант в землю» взято из евангельской притчи. Некий человек, уезжая в далекие страны, призвал своих слуг и роздал им деньги. Одному он доверил пять талантов, другому — два, третьему — один. По возвращении поинтересовался, как слуги поступили с этим богатством. Выяснилось, что два первых вложили свои «таланты» в разные дела и получили прибыль, третий же из осторожности зарыл деньги в землю и сохранил их свято, но без всякой пользы. Хозяин похвалил двух первых, а третьего осудил.
С тех пор эта притча применяется к каждому, кто не развивает свои способности, не дает возможности им раскрыться.
Но вернемся к нашей теме. Если деньги — это кровь экономического организма, то что же будет его сердцем?
Слово «банк» в переводе на русский означает «скамья». Свое происхождение банки ведут от менял, оборудовавших на рынках специальные скамейки, сидя на которых меняли одну валюту на другую.
Именно банки превращают деньги в товар, помогая экономике развиваться, а странам богатеть. Сегодня они занимают столь важное место в экономике, что любые сбои в их работе сотрясают государства подобно землетрясениям. Основа доходов банка — это средства, вносимые вкладчиками на хранение и выдаваемые банком за определенную плату тем, кто способен использовать их с прибылью. При этом банку отдается часть прибыли, которая в свою очередь распределяется между самим банком (за его услуги) и вкладчиками (за пользование их денежными средствами).
Очевидно, что именно банковская система во главе с Центробанком является денежным сердцем всего экономического организма. Ведь принцип работы банковской системы очень напоминает работу сердца. Точно также деньги поступают в банковскую систему от граждан и компаний, выталкиваются из неё с новой силой в виде кредитов, ссуд, перечислений и прочих денежных выплат. Таким образом, именно банки обеспечивают удобное и быстрое перемещение денег, которые необходимы гражданам, предпринимателям и государству.
Так вот, согласно одной из основных экономических теорий — монетаристской — денежное предложение должно строго соответствовать количеству производимых в стране товаров и услуг, а рост предложения денег строго соответствовать росту на товарном рынке. Когда же темпы увеличения денежной массы превышают темпы роста экономики, возникает инфляция. То есть, лишняя кровь должна сливаться.
Чем это может нам помочь при ведении домашнего хозяйства? Во-первых, пониманием, что лишние ссуды не нужны. И беря, например, ссуду на покупку автомобиля, мы должны проанализировать, хватит ли нам «экономической крови».
Если машина увеличит доход семьи (скажем, вы будете развозить на ней пиццу клиентам) — это одно. Но если автомобиль вам нужен исключительно, чтобы похвастаться перед соседями и друзьями, а где взять средства на выплату по кредиту вы не знаете, возможно, лучше отказаться от этой покупки?
Один еврей никак не мог наладить достойный быт своей многодетной семьи. Теснота, плачь детей, нытье жены и тещи привели его к отчаянию. И тогда он пошел за советом к раввину.
— Купи козу и посели ее в своей квартире, — посоветовал раввин.
Еврей так и поступил. Подселенная коза бодалась, воняла и блеяла дурным голосом.
Через неделю измученный еврей опять пришел в синагогу: «Ребе, что делать, сил больше нет терпеть!»
— Продай козу.
Еврей так и сделал. На следующий день снова пришел к раввину:
— Как ты мудр, ребе. Мы продали козу, и теперь всей семье так хорошо...
Часто мы имеем намного больше, чем кажется на первый взгляд, — так нужно ли всем этим рисковать ради завистливых взглядов соседей? И не те ли это расходы на Азазеля, которые вполне можно сократить?
http://hadashot.kiev.ua/content/aharey-mot-pyl-v-glaza-ili-koe-chto-ob-ekonomii