Лучшие работники больше других работают и больше других отдыхают
Том Хопкинс
Эта недельная глава состоит из двух, на первый взгляд, друг с другом абсолютно не связанных, частей.
Вначале детально, вплоть до мелочей, описываются правила ритуальной чистоты и поведения коэна:
И сказал Господь Моисею: объяви священникам, сынам Аарона, и скажи им: (никто из них) да не осквернится (прикосновением к) умершим из народа своего. …Да не делают они плеши на голове своей и края бороды своей да не обривают, и на теле своем да не делают надреза. Святы должны быть они Богу своему, и да не оскверняют имени Бога своего, ибо жертвы Господни, хлеб Бога своего, приносят они, и (потому) должны они быть святы. Жену блудницу и обесчещенную нельзя им брать, и жену, отверженную мужем своим, нельзя им брать, так как свят он (священник) Богу своему. И ты святи его, ибо хлеб Бога твоего приносит он (в жертву); свят да будет он у тебя, ибо свят Я, Господь, освящающий вас.
То есть в отношении коэна не должно быть никаких подозрений в ритуальной нечистоте — он должен соответствовать самым высоким критериям, и потому ему запрещено многое, что позволительно остальным евреям.
Вторая часть недельной главы посвящена, казалось бы, совершенно иным аспектам: отсчету времени, датам праздников, святости субботы.
Говори с сынами Израиля и скажи им: праздники Бога, которые вы должны назвать священными собраниями, вот праздники мои…(Эмор 1-2)
Действительно, сложно найти связь между двумя частями этой главы, но мы все-таки поищем.
Шеф — секретарше:
— Что вы обычно делаете в субботу?
Секретарша (с надеждой в голосе):
— Ничего...
— Тогда позвольте вам напомнить, что сегодня не суббота!
Так вот, у секретарши из анекдота суббота — выходной, и о том же самом сообщает Всевышний народу Израиля в следующей строке:
Шесть дней будет совершаться работа, а в седьмой день Суббота покоя, собрание священное; никакой работы не делайте; это — Суббота Б-га во всех местах поселения вашего (Эмор 3)
Предназначение субботы имеет глубокий социальный смысл. Чтобы поддерживать рабочую атмосферу на протяжении шести дней, необходим день, который человек сможет посвятить себе, своей семье, отдыху, духовному совершенствованию. Эта недельная глава сразу указывает на общественное и личное предназначение субботы как дня отдыха. Когда перечисляются даты праздников, делается упор на обязательный отдых, например, в Песах:
В первый день священное собрание да будет у вас; никакой работы не делайте (Эмор 7)
Как выходные упоминаются Рош а-Шана и Йом Кипур.
Почему же такое пристальное внимание уделяется выходным дням, причем подчеркивается, что это дни отдыха?
Если есть учитель труда — должен быть, наверное, и учитель отдыха?
Именно в этой роли Всевышний выступает в главе «Эмор». Почему он так печется об отдыхе своего народа?
В XIX веке английский философ и педагог Роберт Оуэн писал, что после правильного, хорошего и полноценного отдыха улучшается и производительность, и качество работы.
И именно производительность труда связывает обе части этой главы. Ведь коэну, у которого проблемы дома и в семье, будет намного сложнее выполнять свои обязанности и приходить в храм с чистыми мыслями, а ведь именно это от него и требуется.
Чему же нас учит эта глава в повседневной жизни?
Зачастую, мы, будучи работодателями или начальниками, требуем от своих сотрудников высокой отдачи, абсолютно не интересуясь, что творится у них дома. Зачем нам их личные проблемы?
Но дело в том, что внимание именно к личным проблемам человека может намного улучшить его работу. Работник, вовремя получивший правильную помощь, и правильно этой помощью распорядившийся, будет более спокойным, внимательным и производительным тружеником.
Эта недельная глава состоит из двух частей, цель которых едина — дать каждому возможность добиться максимальной эффективности с помощью отдыха, душевного покоя, ритуальной чистоты и святости.
http://hadashot.kiev.ua/content/emor-nikakoy-raboty-ne-delayte-ili-koe-chto-ob-otdyhe