Maof

Friday
Apr 19th
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Иерусалим слишком дорого достался нам, чтобы делить его с заклятыми врагами. Но институт Махон Иерушалаим напечатал недавно мрачный отчет: демографические сдвиги таковы, что скоро еврейское большинство в столице окажется в меньшинстве. С одной стороны, считают они, арабская рождаемость обгоняет еврейскую. С другой – многие наши семьи покидают город, а палестинцы все плотнее набиваются в Восточный Иерусалим, чтобы получить в «западном» такую работу и медицинское обслуживание, которые им и не снились в Дженине или Шхеме. Институт советует: вновь разделить город на два сектора – еврейский и арабский, и в каждом – своя власть. Тогда мы обретем «большинство» – на своем пятачке…

Иерусалим слишком дорого достался нам, чтобы делить его с заклятыми врагами. Но институт Махон Иерушалаим напечатал недавно мрачный отчет: демографические сдвиги таковы, что скоро еврейское большинство в столице окажется в меньшинстве. С одной стороны, считают они, арабская рождаемость обгоняет еврейскую. С другой – многие наши семьи покидают город, а палестинцы все плотнее набиваются в Восточный Иерусалим, чтобы получить в «западном» такую работу и медицинское обслуживание, которые им и не снились в Дженине или Шхеме. Институт советует: вновь разделить город на два сектора – еврейский и арабский, и в каждом – своя власть. Тогда мы обретем «большинство» – на своем пятачке…

Йорам Этингер из группы демографичечких исследований «Цемед» смотрит н ситуацию гораздо оптимистичнее. Вот перевод его интервью газете «Хадашот ХАБАД».

- Так в Восточном Иерусалиме рождаемость выше, чем в «западном»?

- Бывают колебания в ту и в другую сторону. Но в целом, начиная с 1948г., еврейская рождаемость не ниже, чем у арабов.

- «Махон Иерушалаим» приводит голые цифры. С 1967 по 2007г. число арабов в столице увеличилось на 257%, а евреев – только на 140%…

- Цифры точные, но в голом виде их подавать нельзя. Здесь смешаны разные людские потоки, включая нелегальную иммиграцию из арабских стран, а вопрос-то был задан о рождаемости…

Так вот: у арабов она находится в обратной пропорции к росту благосостояния и образования. Человек больше учится, позднее вступает в брак, время для рождения детей уменьшается. И еще один фактор: усваивая европейские стандарты, состоятельные арабы начинают говорить о «планировании семьи». У них появится новый ребенок, только если родители «захотят».

А у религиозных евреев, составляющих значительную часть населения Иерусалима, картина другая. «Плодитесь и размножайтесь» – это заповедь, на которую не влияет количество денег в семье или образование папы и мамы.

Кроме того, есть понятие «старение населения». В связи с хорошим медицинским обслуживанием в арабском секторе пожилых людей много больше, чем в прежние времена. Но они не рожают, не относятся к социально-активному слою. Выражаясь по-простому, доживают свой век…

- А у евреев?

- -В еврейском секторе гораздо больше молодых семейных пар, способных увеличивать свое потомство.

Исследователь должен не просто сообщать, кто и что в наличии, но и учитывать тенденции. Авторы отчета так увлеклись идеей «размежевания», что позабыли сообщить: у иерусалимских евреев кривая роста рождаемости быстро поднимается вверх. А у арабов, во всяком случае, людей среднего класса, медленно ползет вниз.

- Но есть и другие факторы, влияющие на баланс «Они и Мы». В отчете говорится, что евреи оставляют Иерусалим, бегут из этого проблемного города…

- Да, миграция имеет место. Но авторы отчета забыли отметить, что большинство «беглецов» переселяются в Маале-Адумим, Мевасерет-Цион и другие города-спутники еврейской столицы…
 

- В отчете Махона говорится, что многие еврейские семьи покидают Иерусалим…

- Это и так, и не так. Лишь немногие покинули город потому, что боялись терактов. Большинство семей, особенно молодых, перебираются в города-спутники Иерусалима, которые кольцом опоясывают столицу. Суеты там меньше, цены на жилье ниже и больше простора для подрастающей детворы.

Вместо того, чтобы подсовывать нам очередное «размежевание», отцы города и ученые должны помочь формированию «Йерушалаим рабати», Большого Иерусалима.

- То есть?

- Увеличить строительство дешевых квартир для сеией с небольшим достатком. Предоставить новоселам, особенно многодетным, финансовые льготы. И серьезно подумать о безопасности. Люди должны добираться с работы в города-спутники, не боясь, что в автобус полетят камни из арабской деревни, что притулилась по дороге.

- Кстати… В отчете Махона упоминается арабская иммиграция, легальная и нелегальная, в Восточный Иерусалим.

- Одну из причин мы уже называли: возможность найти работу в столице евреев много больше, чем в Иерихо или Шхеме, медицинское обслуживание здесь выше.

Но в последние годы появилась и другая. Шарон и его преемники затеяли строительство «забора безопасности», который, якобы, защитит нас от террора. Опыт показал, что от «касамов» забор не защищает, а вот жизнь обычных людей, и с нашей, и с той стороны, эта нелепая махина очень усложнила. Следствие: свыше 40 тысяч палестинцев за последние два года перебрались в Восточный Иерусалим, чтобы легче было попадать из дома на работу.

- Как Вам видится будущее Святого города?

- Наши мудрецы предсказывают, что в эру Мошиаха Иерусалим разольется и заполнит всю Эрец Исраэль. В том же направлении думают демографы и урбанологи.

Спокойные города-спутники должны соединяться с центром скоростными шоссе. Возможно, в окрестностях столицы появится свой аэродром. Нужно планировать новые промышленные зоны и теплицы хай-тека. С точки зрения удобства застройки и коммуникаций «Йерушалаим рабати» вполне может увеличиться в 5-7 раз и дойти до Бейт-Эля, Текоа, Гуш-Эциона, Бейтар-Илита и Модиина.

Но прежде нужно изменить свое мышление. Мы должны не ужиматься, а распространяться, строя просторные кварталы для молодых еврейских семей…
 

Опубликовано в еженедельнике ХАБАДа «Восхождение» от 29 Сивана 5767г. – 15.06.07, недельная глава «Корах» и от 6 Тамуза 5767г. – 22.06.07, недельная глава «Хукат»