Кто такие арабские беженцы, покинувшие Эрец Исраэль в 1948-м году? Есть ли у них право требовать, чтобы им разрешили «вернуться» в Израиль?..
Вопреки повсеместно распространенному в мире мнению, большинство арабов в подмандатной Палестине и большая часть из 320 тысяч арабских беженцев 1948 года были рабочими или их потомками. Они мигрировали в Эрец Израиль в период с 1831 по 1947 год из Египта, Судана, Ливана, Сирии, Ирака, Саудовской Аравии, Бахрейна, Йемена, Ливии, Северной Африки, Боснии, Индии, Афганистана и других стран.
Великобритания всячески поощряла арабскую иммиграцию и блокировала возвращение евреев на Землю Израиля.
Так, благодаря массовой иммиграции арабских рабочих, например, в Хайфе, численность арабского населения в период с 1880 по 1919 гг. увеличилась с 6-ти до 80-ти тысяч человек.
Вторая мировая война инициировала на Ближнем Востоке развитие военной промышленности. Регион превратился в международную военную базу. И, соответственно, возросла потребность в рабочей силе.
Следует отметить, что еще до Первой мировой войны Османская Империя, а затем — и Британия, получив мандат — активно импортировали арабскую рабочую силу для реализации своих гражданских и военных проектов.
Арабская иммиграция усилилась и благодаря экономическому росту в Эрец Исраэль, вызванному увеличением численности еврейской общины и ее деятельностью (первая алия началась в 1882 году после массовых погромов в России).
Согласно отчету от 1937 года Британской Комиссии Пила, составленном в 1937 году, написано: «Увеличение численности арабского населения особенно заметно в городах и связано с развитием еврейского строительства. Переписи от 1922 и 1931 годов показывают, что арабское население Хайфы выросло на 86 процентов, Яффо — на 62 процента, Иерусалима — на 37 процентов. В то же время в городах с арабским населением, таких, как Шхем и Хеврон, население выросло лишь на 7 процентов. А в секторе Газы наблюдалось уменьшение численности на 2 процента» (данные приводятся в книге «Преданная Палестина»; ее автор Эфраим Карш руководил программой исследований Ближнего Востока и Средиземноморья в королевском колледже Лондона).
За период с 1831-го по 1947-1 год арабское население Яффо, Хайфы и Рамлы возросло, соответственно — в 17, 12 и 5 раз.
«В 1931 году (по задокументированным данным переписи) мусульмане говорили на 23 разных языках, — пишет американская писательница и журналистка, профессор истории Джоан Петерс в своей книге «С незапамятных времен», — к тому же христианские арабы говорили еще на 28 языках. Всего на этом клочке земли арабы, пришедшие из разных стран, говорили на 51 языке. Нееврейское население в Палестине указывало в анкетах в качестве своего места рождения 24 разные страны...».
В 1917 году арабы Яффо представляли 25 наций и этнических групп. Среди них были сирийцы, йеменцы, персы, афганцы, индусы, белуджи (народ, населяющий территорию между устьем Инда и Ираном). При том, что наиболее многочисленной группой оказались египтяне.
«Британский Фонд Исследования Палестины» отмечал быстрый росте районов Яффо, заселенных египтянами. В их числе — Абу Кабир, Сумейл, Шейх Мунис, Саламе, Федджа и др. Сотни египетских семей поселились в глубине страны, создав поселения Ара Арара, Кфар Касем, Тайбе, Калансава.
Захват земель египтянином Мухаммедом Али (1831-1840 гг.) был закреплен тысячами египтян, переселившимися на пустовавшие территории между Газой и Тулькаремом и далее — на север, до долины Хула. Они шли по следам тысяч солдат, дезертировавших из египетской армии, бежавших из Египта до 1831 г. и осевших в Акко.
Сообщение о египетских беженцах, поселившихся в долине Бейт Шеана, в Акко, Хадере, Нетании и Яффо, находим и в путевых заметках британского путешественника Х.Б. Тристрама «Земля Израиля: дневник путешествия по Палестине» (1865 г.).
«Лишь за последние несколько месяцев в Палестину из Хурана прибыли 30-36 тысяч сирийских мигрантов», — сообщала 12 августа 1934 г. сирийская ежедневная газета Ла Сири.
Печально известный террорист Аз-эд-Дин-эль-Кассам, терроризировавший евреев в подмандатной Палестине в 1930 – 1940 годах, был сирийцем. Другой арабский террорист — Кавукджи, который сам произвел себя в ранг «главнокомандующего арабской революцией в Южной Сирии», был родом из Ливана.
Ливийские мигранты и беженцы селились в районе Гедеры, к югу от Тель-Авива. Алжирские — близ Цфата. Выходцы из Алжира, вместе с бедуинами из Сирии и Иордании — в Тверии и в других районах Галилеи. Штаб-квартира их лидера Абд эль-Кадера эль-Хуссейни находилась в Сирии.
Черкесы, бежавшие от русского завоевания (1878 г.), мусульмане из Боснии, туркмены, йеменские арабы (1908 г.) и бедуинские племена из Иордании (бежавшие от войны и голода) дополнили арабскую демографию.
Это необычное арабо-мусульманское разнообразие наглядно отображено в популярных именах и фамилиях израильских арабов, указывая на место их происхождения: аль-Масри (Египет), аль-Обейди (Судан), аль-Лубнани (Ливан), Халаби (Сирия), аль-Муграби (Морокко), аль-Джазайр (Алжир), аль Йамани (Йемен), аль-Афгани (Афганистан), аль-Хинди (Индия), аль-Хиджази (Саудовская Аравия), аль-Багдади (Ирак) и другие.
Израильский журналист и выдающийся исследователь истории Палестины Арье Авнери в своей книге «Претензия на лишение собственности» (изд. 1980 г.) писал: «В 1554 году в Палестине жили 205 тыс. мусульман, христиан и евреев. В 1800 году численность населения уже достигла 275-ти тысяч человек. В 1890 население Палестине увеличилось до 532 тысяч — благодаря постоянному росту арабской иммиграции».
В своей книге «Простаки за границей» (впервые издана в 1869 году) известный американский писатель Марк Твен писал: «В какую сторону ни пойдешь, на тридцать миль вокруг не встретишь хотя бы одинокой деревушки. В двух-трех местах жмутся друг к другу шатры бедуинов, но оседлых жителей тут нет. Здесь можно проехать десять миль, не встретив и десяти человек... Безлюдные пустыни, угрюмые, бесплодные горы... Палестину по праву можно считать царицей среди земель... Горы ее бесплодны и некрасивы, их краски тусклы. Долины — это неприглядные пустыни с чахлой растительностью, от которой так и веет тоской и убожеством. Безрадостная, угрюмая и скорбная земля...»
Таким образом, вопреки мифам об арабских беженцах — арабы не жили на этой земле «с незапамятных времен». Никогда никакой «палестинский народ» не населял эту землю.
У арабов нет ни малейших оснований требовать «права на возвращение», а большинство из 320 тысяч арабских беженцев, спешно покинувших Израиль в 1948 году, на самом деле были иностранными рабочими из соседних арабских стран.
Йорам Этингер
востоковед и американист,
в недавнем прошлом — генеральный консул Израиля в Хьюстоне (США),
сейчас — преподаватель Еврейского Университета в Иерусалиме.
Автор многих статей о современном бизнесе, еврейском праве и экономике
evrey.com/