Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Материал сайта www.evrey.com

(30.07-04) Не так давно в Еврейском агентстве в Иерусалиме состоялось обсуждение на тему «Как выгоднее показать Израиль в странах СНГ для тех, кто имеет право на репатриацию по закону о возвращении». В процессе обсуждения выяснилось несколько любопытных подробностей. Так, например, оказывается более 70% потенциальных репатриантов, на которых нацелена работа Сохнута, не являются евреями. Большинство из них ничего не знают о еврейских организациях, работающих в их регионе. На лекции и мероприятия людей приходится практически «заманивать». Ну и т.д. Любопытно, что это обсуждение по времени совпало с бурной дискуссией в СМИ вокруг статьи Константина Капитонова, опубликованной в российской газете «Труд» «БЫТЬ РУССКИМ В ИЗРАИЛЕ…» с подзаголовком: ПО СТАТИСТИКЕ ТАМ ИХ НЕТ, А НА САМОМ ДЕЛЕ - 500 ТЫСЯЧ.

Комментарий
Дискуссии о том, считать ли евреем только тех, кто так определяется по Алахе (по материнской линии), или достаточно любого предка и собственной индификации, не утихают в Израиле много лет. Но сейчас мы не будет рассматривать алахические вопросы. Посмотрим на проблему с точки зрения светской, или скажем, социально государственной.

Капитонов в своей статье (ее, как таковую, мы анализировать не будем – не заслуживает) ссылается на опрос, проведенный центром социологических исследований имени Рабина, который показал, что «среди русскоязычного населения Израиля, 44% опрошенных определяют свою этническую принадлежность как русские, что составляет около 500 тысяч человек». Заметим, не МВД и не раввинат определяют, а они сами.
Так что в данном случае, если даже в эту статистику входят «половинки», а не только чистые русские, вопрос о том, считать ли евреем человека, у которого еврей отец или дед, автоматически отпадает – этот человек сам так не считает. То есть, если еврейское население Израиля составляет всего 5,3 млн. человек, то с последней волной алии 10% от этой цифры – люди, которые сами себя евреями не считают. (По той же статистике эти 500 тыс. входят в 5,3 млн.). Да, приходится признать, что речь идет не об единичных случаях, а о самом настоящем нац. меньшинстве. (Пока меньшинстве). А, если к этому прибавить неевреев, прибывающих из других стран, то и процент увеличится.

Безусловно, когда составлялся «Закон о возвращении» его авторы предусмотрели проблему смешанных браков, предусмотрели тот факт, что в антисемитских странах внук еврея также мог быть поражен в правах, короче, подошли к вопросу широко и гуманно. Проблем не предвиделось. Ведь смешанные браки заключались, в основном, в ассимилированных семьях, которые, как правило, и не думали о еврействе и об Израиле. А уж, если такая семья начинала вместе с нееврейским супругом улавливать «зов корней», или четверть еврейской крови просыпалась во внуке нееврея, то для таких людей гиюр не составлял проблемы. Но, давайте скажем честно, никому тогда и в голову не приходило, что маленький, проблемный еврейский Израиль может стать привлекательным местом для тысяч представителей традиционно антисемитских народов. Но это произошло.

Конечно, если рассматривать вопрос с точки зрения интересов отдельно взятой семьи, то рассуждения об изменении «Закона о возвращении» выглядят крайне негуманно. Но с точки зрения интересов еврейского народа, которые, в конечном счете, не могут не отражаться на интересах каждой израильской семьи, картина выглядит несколько иначе.
Да, когда такие случаи были единичными, проблем не возникало. Более того, русские, приехавшие с алией 70-х испытывали к Израилю благодарность за возможность покинуть советский режим. И, даже, если сами не проходили гиюр, то поощряли к этому своих детей. Разные, конечно, бывали случаи, но, в целом, это было так. Поэтому концепция о том, что они станут интегральной частью израильского общества, вполне работала.
Сегодня мы имеем дело с прямо противоположным явлением. Наивные заявления поборников нееврейской алии о том, что эти люди со временем станут частью нашего народа, вызывает резко негативную реакцию.
Достаточно ознакомится с заявлениями, например, председателя правления Русского информационно-культурного центра (РИКЦ) в государстве Израиль Анатолия Герасимова, или заглянуть на многочисленные форумы, где обсуждается эта тема, чтобы понять, что эти люди НЕ ХОТЯТ интегрироваться. Их вполне устраивает положение нац. меньшинства.
И надо признать, что та критическая масса, которая превращает отдельные случаи в это меньшинство, давно набрана. А нац. меньшинство в демократическом государстве требует своих прав. Да, ничего не поделаешь для них нужны светские браки, альтернативные кладбища, свиные магазины и создание разных других институций, требующих от государства пересмотра законов, вложений и пр.
Кстати о кладбищах. Этот вопрос по естественным причинам оказывается одним из самых болезненных. Но почему-то никто из неевреев не предъявляет претензии не только к католикам или протестантам, не говоря уж о мусульманах, не жалающих хоронить русских на своих кладбищах. Даже к православным попам, отказывающим тем, кто не являлся при жизни прихожанами их церкви, претензий нет. А вот отказ хоронить неевреев на еврейском кладбище – это оказывается расизм. Вот как.

Перспективы
Увы, как показывает многовековая практика всех народов, ничего хорошего от содружества наций в итоге не получается. Даже в самых благополучных странах это остается проблемой.
Трагический пример Югославии, неприятный пример в Бельгии. Да что говорить, даже в Канаде между англо и франко говорящими частями нет никакой дружбы. Даже в США, изначально строящихся, как многонациональное государство, веками разные группы не смешиваются, между ними существует напряженность и государству приходится учитывать все эти трения и конфликты.

Для маленького Израиля с его военными, демографическими, геополитическими проблемами создание еще одного нац. меньшинства может оказаться просто губительным. Еще раз подчеркнем. Речь идет не о тех людях, которые воспылав любовью к еврейству, решили оказать помощь еврейскому государству (оставим пока в стороне вопросы иудаизма и национального характера государства – это материал для другой статьи). Речь идет о совершенно искусственном привозе сюда людей, не испытывающих никаких сантиментов к стране. Зачем? Чтобы обеспечить рабочие места работникам Сохнута? Пусть работают – мы «за». Только, наверное, можно было бы найти проекты, укрепляющие, а не ослабляющие наше государство в его нелегкой борьбе за выживание.