Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Свидетельские показания перед подкомитетом по международному терроризму и нераспространению и подкомитетом по Ближнему Востоку и Центральной Азии Палаты Представителей США «Смерть Америке – это не просто призыв. Смерть Америке – это политика, стратегия и видение».
Хасан Насралла

Председатель Ройс, председательница Роз-Летинен, уважаемые члены подкомитетов:
Спасибо вам за приглашение выступить перед вами сегодня. Это для меня привилегия – обсуждать здесь возможности террористической организации Хизбалла, так как сейчас эта группировка представляет угрозу для всего мира.
Невозможно понять, что такое Хизбалла, без объяснения отношений этой группировки с ее повивальной бабкой и ее главным спонсором, Исламской Республикой Иран. Сегодня Хизбалла играет уникальную роль в региональной политике, одновременно позиционируя себя и как ведущую в регионе организацию «сопротивления», и как законную политическую партию Ливана. Несмотря на это, идеологически, экономически и политически, ее благосостояние остается крайне зависимым от поддержки иранского режима.
 

ИДЕОЛОГИЯ

Хизбалла представляет первый и наиболее успешный пример центрального принципа иранской внешней политики - экспорта исламской революции. В идеологической платформе организации, впервые представленной публично в 1985 г., заявлено: «Мы рассматриваем иранский режим как авангард и новое ядро будущего Всемирного исламского государства. Мы действуем в соответствии с указаниями единого и мудрого руководства, представленного «Вали Факих» (Wali Faqih - власть законоведа) и воплощенного в Хомейни».
Спустя более, чем двадцать лет, идеологические связи между Хизбаллой и Тегераном остаются глубокими и прочными. Духовный лидер Хизбаллы, Хасан Насралла, публично клялся в верности – и действовал как личный представитель – иранского верховного лидера Али Хаменеи (Ali Khamenei).
 

ФИНАНСИРОВАНИЕ

Согласно американским представителям, иранский режим является «центральным банкиром терроризма», расходуя сотни миллионов долларов ежегодно на поддержку радикальных группировок и движений во всем мире. Значительная часть этих средств идет на поддержку и помощь его главному террористическому агенту. На протяжении многих лет, по оценкам американской разведки, Иран предоставляет Хизбалле порядка 100 миллионов долларов – и, возможно, до 200 миллионов долларов - ежегодно. Эти средства расходуются на поддержку широкого спектра инициатив – от организации собственного телевизионного канала Аль-Манар до учреждения зарубежных представительств Хизбаллы.
 

ПОДГОТОВКА

Иранская религиозная армия, Паздаран (Pasdaran) ответственна за создание Хизбаллы в 1982 г., как части иранской помощи Сирии в вооружении и подготовке ливанского сопротивления в качестве барьера против Израиля. С тех пор иранский режим обладал значительным присутствием «на поле боя» в Ливане, обеспечивая надзор и помощь в ежедневных действиях Хизбаллы. Этот плацдарм существенно улучшил знание Хизбаллой местных условий и даже, может быть, повысил ее боевые качества. Существует мнение, что сотни бойцов Паздарана участвовали в недавней войне против Израиля. Хизбалла, в свою очередь, передавала эти навыки дальше другим террористам.
Уже давно, с начала 90-х, эта организация готовила подрывников аль-Каеды, а также египетской организации аль-Джихад, и с начала 90-х Хизбалла значительно усилила свои связи с палестинским движением Хамас; в марте 2004 г., при поддержке Ирана, эти две организации подписали беспрецедентное стратегическое соглашение, расширяющее их тактическое сотрудничество и координацию.
 

ЛОГИСТИКА

В рамках своего сотрудничества с Хизбаллой, Исламская Республика Иран остается глубоко вовлеченной в планирование и выполнение ее террористических действий. Считается, что главным связующим звеном в этих контактах является Имад Мугние (Imad Mughniyeh), таинственный руководитель «специальных операций» Хизбаллы. Говорят, что Мугние является агентом иранского министерства разведки и безопасности (МОИС) и проводит свои операции при поддержке и помощи МОИС. Это взаимодействие постоянно. Недавно, в январе 2006 г., Мугние предположительно сопровождал иранского президента Махмуда Ахмадинеджада в Дамаск – и организовал однодневную встречу между Ахмадинеджадом и высшими руководителями Хизбаллы, Палестинского Исламского джихада и Народного фронта освобождения Палестины – Главного Командования. Такого рода деятельность является официально принятой и поддерживается на самом высоком уровне власти республики. Одно время нынешний иранский министр обороны Мустафа Наджар (Najar) командовал элитным подразделением Паздарана – Отрядом Кудс, и контролировал контакты исламской республики с Хизбаллой.
 

ВООРУЖЕНИЕ

Иран является главным поставщиком оружия Хизбалле, ответственным за создание и сохранение основных стратегических возможностей этой организации. Иран, совместно с Сирией, в последние несколько лет поставил этой террористической группе тысячи реактивных снарядов «Катюша» и сотни изготовленных в Иране тактических ракет «Фаджар-5» ближнего радиуса действия – оружие, позволившее Хизбалле показать, что она способна противостоять Израилю во время военных действий летом 2006 г. Тегеран также помогал и поощрял Хизбаллу в ее усилиях получить оружие массового поражения, обеспечивая прикрытие и помощь усилиям Хизбаллы в снаряжении их арсенала ракет ближнего радиуса действия химическими боеголовками.
 

ГАРАНТИИ БЕЗОПАСНОСТИ

Иран зашел настолько далеко, что взял Хизбаллу под свою прямую защиту. В начале 2004 г. бывший в то время министром обороны Ирана Али Шамхани (Ali Shamkhani) подписал «меморандум о понимании» с Сирией, подтверждающий обязательство Ирана защитить баасистское государство в случае израильского или американского нападения. Шамхани впоследствии разъяснил руководству Хизбаллы, что эти гарантии также распространяются на оплот террористической группы - Ливан. (Тем не менее, Иран не выполнил этого обязательства, вопреки серьезным опасениям о выживании Хизбаллы во время начальной фазы недавней ливанской войны).
 

ВОСХОЖДЕНИЕ ХИЗБАЛЛЫ

Четыре года назад, высокопоставленный чиновник, бывший в то время заместителем госсекретаря, Ричард Эрмитедж (Richard Armitage) оценил Хизбаллу как первейшую террористическую угрозу международному миру и безопасности. «Хизбалла может быть расценена как «Группа А террористов», - сказал Эрмитедж на проходившей в то время конференции в Вашингтоне. «Возможно, аль-Каеда» в действительности - «Группа Б». Оценка Эрмитеджа отражает давно устоявшееся в американской разведке мнение: Хизбалла – это террористическая группа с действительно глобальным охватом и с широкими ассиметричными возможностями, в значительной степени, благодаря стратегическому партнерству с Тегераном. Эта оценка еще более верна сегодня. Война против террора до сих пор не сделала ничего, чтобы уменьшить международное значение Хизбаллы. Напротив, последние пять лет Иран все больше помогал шиитской милиции, что позволило этой группе приступить к осуществлению критического прорыва в своей стратегической экспансии. Это включает:
 

УВЕЛИЧЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОГО ПРИСУТСТВИЯ

Хизбалла значительно расширила свое международное присутствие в последние годы. На Западном берегу и в секторе Газа Хизбалла начала систематически подчинять своему влиянию палестинские террористические группировки, присоединяя светские националистические террористические группы и создавая тщательно разработанную контрабандную сеть для снабжения оружием своей растущей армии. Согласно оценке израильской спецслужбы внутренней безопасности Шин Бет, ливанская шиитская милиция в 2004 г. руководила более чем 50 отдельными палестинскими террористическими ячейками – семикратное увеличение с 2002 г. И спустя неделю после завершения месячной войны с Израилем, Хизбалла, похоже, начала новую, более изощренную террористическую кампанию. Согласно Ювалю Дискину , руководителю Шин Бет, радикальная шиитская милиция увеличила свои усилия по подготовке и вооружению боевиков в контролируемом палестинской администрацией секторе Газа. На закрытом совещании в Комиссии Кнессета по международным делам и обороне в конце августа, Дискин сказал, что усилия Хизбаллы способствуют массированному вооружению боевиков на палестинских территориях.
С благословения Ирана, Хизбалла также установила свое расширенное присутствие в Ираке, с офисами в таких городских центрах, как Назария, Басра и Сафван, и начала там вербовку. Эта инфильтрация была настолько успешна, что, по имеющимся сообщениям, ливанская шиитская милиция взяла на себя полицейские функции в некоторых иракских городах. Аналогично, в то время как Хизбалла действовала в Европе еще с середины 80-х, размер и темпы активности этой организации на континенте, по-видимому, все увеличиваются.
Согласно эксперту по борьбе с террором Мэтью Левитту (Matthew Levitt), Европа служит «стартовой площадкой» для Хизбаллы; базой, с которой она начинает действия против Израиля и проводит наблюдения за западными целями. Германия выглядит страной, заслуживающей особого внимания в этом отношении. Летом 2002 г., Германское федеральное ведомство по защите конституции опубликовало сведения о том, что эта организация активно интересовалась недвижимостью в Берлине для размещения штаб-квартиры и «центра подготовки» для ее сторонников в стране, число которых тогда оценивалось примерно в 800 человек. Сегодня эта цифра значительно выросла; согласно германским источникам, Хизбалла сейчас руководит пятью исламскими центрами, финансируемыми иранскими фондами, переводимыми через посольство Исламской Республики в Германии, в одной только земле Северный Рейн-Вестфалия, а ее национальная сеть насчитывает до 1000 оперативных работников.
 

УКРЕПЛЕНИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Одновременно Хизбалла укрепила свои связи с другими террористическими организациями. Это сотрудничество включает помощь членам аль-Каеды в укоренении в Ливане, помощь Хамасу в развитии местного производства ракет и координацию анти-израильских и анти-американских действий с различными экстремистскими группами.
 

РАСТУЩАЯ ПРОПАГАНДА

Несмотря на то, что нынешние международные террористические организации стали чрезвычайно медиа и интернет-ориентированными, Хизбалла была пионером в области террористической пропаганды. Так, основанная в 1991 г. на деньги Ирана телевизионная станция Хизбаллы Аль-Манар стала мощным центром медийного фронта, круглосуточно вещающим через спутник для примерно 10-15 миллионной аудитории во всем мире. И в то время как народы Европы предпринимали в последние месяцы значительные усилия, чтобы принудить Аль-Манар к молчанию, станция подтвердила свою живучесть. Аль-Манар все еще заявляет, что потенциально может вещать на 200 миллионную аудиторию по всему миру, обеспечивая Хизбаллу глобальной платформой для распространения своих радикальных идей.
 

ПРОГНОЗ

Тогда, в 2000 году, уход Израиля из долго удерживаемой зоны безопасности в Южном Ливане на его северной границе создал политический вакуум на территории в 350 квадратных миль. Хизбалла сумела быстро заполнить эту пустоту, превратившись в ходе этого процесса в доминирующую политическую и стратегическую силу, и это побудило многих придти к заключению, что организация вскоре откажется от вооруженной борьбы и переключит свое внимание на создание и развитие гражданского общества. Однако, как показала недавняя месячная война в Ливане, новая политическая роль Хизбаллы мало смягчила ее радикализм. Сегодня эта организация похваляется фактической автономией в том, что некоторые называют «Хизбаллаленд», и имеет не менее 14 мест из 128 в ливанском парламенте.
Несмотря на это, хотя ее повседневная активность и может, среди прочего, фокусироваться на проблемах обычного гражданского управления и конфронтации с непосредственным врагом – Израилем, Хизбалла – подобно ее прародителю Ирану – остается идеологически верной хомейнистскому экстремистскому видению доминирующего в регионе шиитского калифата и конфронтации с Западом. Действительно, Хизбалла намерена достичь еще большего влияния в регионе в ближайшем будущем. Постоянные затруднения США в Ираке совместно с продвижением иранской ядерной программы последние несколько лет, послужили катализатором нарастающей волны шиизма, захлестнувшей регион. Хизбалла выиграла от этой тенденции больше всех. Наиболее драматически этот факт проявился в похищении двух израильских солдат 12 июля в результате нападения, спровоцировавшего месячную войну между этой организацией и Израилем. Мало что изменилось в расчетах Хизбаллы, благодаря, по большей части, военным успехам группировки в недавних военных действиях против Израиля. Как резюмировал один военный эксперт: «Хизбалла находится в уникальной позиции для противостояния планам Америки, и если она добьется успеха, то от этого выиграют также Сирия, Иран и Хамас».
Американские политики должны иметь это в виду при формировании региональной политики. Они должны также хорошо помнить афоризм духовного лидера Хизбаллы Хасана Насраллы: «Смерть Америке – это не просто призыв. Смерть Америке – это политика, стратегия и видение».

Опубликовано на сайте http://www.livejournal.com/users/sashanep American Foreign Policy Council (Американского совета по международной политике)
 

Илан Берман – вице-президент по вопросам политики Американского Совета по международной политике.


28 сентября 2006

Перевод с английского Aleph для МАОФ.
Октябрь 2006

Статья на английском