Акко, автомобиль, разбитый погромщиками, фото Ларисы Миро
Факты. Рассказывает журналистка Лариса Миро, жительница квартала Бурла в Акко:
Квартал Бурла, в котором я живу - это район социального жилья (Амидар), преимущественно он заселён новыми репатриантами. Религиозных жителей в нашем районе не больше трети, но в Судный День многие выходят на улицу в кипах и праздничных одеждах.
Живёт в нём и одна арабская семья. С этой семьёй и раньше было связано много разных скандалов, и у меня создалось впечатление, что как правило речь шла именно о провокациях с их стороны. Эта семья находится в родственной связи с членом муниципалитета от Исламского Движения Адхамом Джамалем. Джамаль в свою очередь является советником депутата парламента Абаса Захура, представителя Объединённого Арабского Списка (РААМ-ТААЛЬ) во главе с Ахмедом Тиби.
Аббас Захур - житель Акко, депутат парламента от
Объединённого Арабского Списка (РААМ-ТААЛЬ) во главе с Ахмедом Тиби
Накануне Судного Дня Захур обратился в полицию с письмом, где призвал власти защитить арабов Акко, которые ездят на машинах в этот день, от возможных нападений со стороны евреев. В свою очередь мэр города Ланкри сообщил о том, что выделил 40 000 шекелей для сохранения спокойствия в городе в дни праздника.
Часов до одиннадцати в квартале всё было спокойно. Внезапно раздались жуткие крики и шум. Очевидцы, с которыми я говорила рассказывают, что в наш квартал на большой скорости с громкой музыкой, раздающейся из динамиков влетело такси, приехавшее к той самой арабской семье. Несколько оказавшихся рядом жителей квартала забросали таксиста камнями. Таксист, фамилия, котрого, тоже кстати Джамаль, скрылся в доме, откуда как по-волшебству появился Абас Захур и стал вызывать полицию и СМИ. Прибывшая полиция вывезла таксиста из квартала и инцидент казалось был исчерпан.
Но через короткое время к нам в квартал ворвалась толпа арабов, вооружённых холодным оружием, топорами, молотками и другими предметами. Их подвезли на машинах и по крайней мере на одном автобусе. Толпа прошла по кварталу, разрушая всё и выплеснулась на прилегающие улицы, где продолжила погром. Полицейских было крайне мало и они не сумели организовать сколько-нибудь эффективную защиту. Пострадало около ста автомобилей (среди них и машины Скорой Помощи), десятки магазинов и хостель, где проживают новые репатрианты.
На исходе Судного Дня на перекрёстке Маген Давид Адом (разгромленном накануне арабскими погромщиками) собралась огромная толпа еврейских жителей города, в основном тех, чьи машины и дома пострадали во время погрома. Они собирались пойти в арабские кварталы. Здесь однако, полиция проявила куда больше оперативности и рассеяла толпу.
Выводы:
1. Не вызывает сомнения то, что погром в Акко был спланирован заранее. Инцидент с водителем такси был лишь триггером, хорошо подготовленной акции. Трудно иначе объяснить и то, что Аббас Захур оказался "в нужный момент в нужном месте", и то, что толпа организованных и вооружённых арабов в столь короткое время была доставленна в еврейский квартал.
2. Похоже, что организаторами акции являются лидеры Исламского Движения в городе - Аббас Захур и Адхам Джамаль. Погром не только поможет им солидаризировать арабских жителей в предверии муниципальных выборов, но и продемонстрирует всем заинтересованным лицам их политическую силу. В Акко практически невозможно стать мэром не получив поддержки арабских голосов. В городе говорят о негласном соглашении, которое заключено между нынешним мэром Шимоном Ланкри, представителем партии Кадима, идущим от непартийного списка и лидером исламистов Джамалем.
3. То что власти города и полиция не были готовы к погрому говорит о полной несостоятельности обеих структур. Они не знали о готовящейся провокации и не были в состоянии пресечь погром, когда он начался. В подобной ситуации встаёт вопрос о профессиональной пригодности как муниципальных властей, так и полицейского управления.
4. Очень важно было бы сейчас примерно и жестоко наказать зачинщиков погрома, не распространяя наказание на всех арабских жителей города. Коллективное обвинение всех аккских арабов сыграет на руку исламистам и подтолкнёт арабов к дальнейшей нелояльности и солидарности с исламским движением. С другой стороны, будет крайне неправильно пытаться задобрить арабское население города уступками и компромиссами, которые лишь распалят аппетит экстремистов и убедит их в безнаказанности.
Таким образом необходимо было бы как можно быстрее определить участников погрома и привлечь их к суду с последующим максимально полагающимся наказанием. В то же время, важно было бы акцентировать именно то, что они являются хулиганами и вандалами, а не представителями арабской общественности.
5. В последнее время, евреи в Израиле всё чаще оказываются в ситуациях, заставляющих вспомнить о методах самообороны, которые практиковали еврейские общины, живя в галуте. При этом следует понимать, что отказ от помощи государства в защите и обеспечении безопасности означает фактически отказ от признания государственной власти в Израиле. Дело не только в том, что если "моя полиция меня не бережёт" не понятно зачем платить налоги на её содержание.
Ситуация куда печальнее. Одной из основных функций еврейской государственности, провозглашённой шестьдесят лет назад, было обеспечение безопасности и защита евреев в мире и в первую очередь в пределах государства. Если нынешняя власть не готова защищать евреев даже внутри страны, встаёт вопрос о её лигитимности. В двадцатые и тридцатые годы прошлого столетия британские мандаторные власти оказались незаинтересованными и неспособными защитить еврейские общины от арабских погромов. В итоге, Британия лишилась этой колонии. Если нынешняя власть не продемонстрирует решительность в обеспечении безопасности евреев, при всей трагичности и драматизме ситуации, нам придётся заявить о её нелигитимности со всеми вытекающими отсюда последствиями.
При этом, последствия могут быть самыми далекоидущими, поэтому не следует торопться, но холодно и трезво оценив ситуацию, потребовать от властей самых решительных мер по присечению подобных эксцессов в дальнейшем. Если же власть окажется неспособной защитить интересы еврейского государства или, что куда хуже, откажется это сделать, нам придётся поступить с ней так, как поступили создатели государства с мандаторными властями шестьдесят лет назад.
_____________________________________________________________
Newsru 10.09.08: Еврейские погромы Судного дня в Акко
IsraelInfo 10.09.08: Погром в Акко в Судный День