(30.10-08) Два этих сообщения появились в лентах информационных агентств почти одновременно.
Согласно первому из них, Израиль выразил официальный протест Египту в связи с военными маневрами, которые Каир проводит в последние недели. По заявлениям официальных (!!! –Evrey.com) израильских источников, эти маневры предназначены для того, чтобы отрабатывать сценарий будущей войны между Израилем и Египтом.
Сообщается в этой связи, что начальник военно-политического штаба при министерстве обороны Израиля Амос Гилад встретился в эти дни в Каире с главой египетской разведки Омаром Сулейманом и министром обороны Египта Хусейном Тантауи. В ходе этой встречи израильский представитель заявил египтянам, что Израиль крайне обеспокоен отношением к нему, как к потенциальному противнику.
Невразумительный ответ египетских «партнеров» сводился к тому, что «задачи, в области безопасности, стоящие перед Египтом, вынуждают… быть готовыми ко всем неожиданностям».
В свою очередь израильские посланники отметили, что «Израиль был бы заинтересован в обмене делегациями египетской армии и ЦАХАЛа, и иных контактах, которые помогли бы стабилизировать взаимоотношения между нашими армиями, а значит и странами».
Однако внятного ответа на это предложение опять же не получили.
Вместо этого израильтянам было названо условие потепления израильско-египетских отношений: «Потепление во взаимоотношениях между странами, - отметили хозяева встречи, - станет возможно… после того, как наметится прогресс на переговорах между Израилем и палестинцами».
А через некоторое время воспоследовало еще одно сообщение, касающееся израильско-египетских отношений. Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт и президент страны Шимон Перес принесли свои глубочайшие изменения за высказывание депутата Кнессета А. Либермана (НДИ), в котором тот послал президента Египта «ко всем чертям»…
Выступая в Кнессете на специальном заседании, посвященном 7-ой годовщине убийства палестинскими террористами министра туризма и лидера партии «Моледет» Рехавама Зэеви, Либерман в числе прочего заявил следующее: «Необходимо понять, что мир наступает, если есть безопасность, а не наоборот. Все начнут уважать нас и захотят с нами мира, если мы проявим силу, решительность и восстановим нашу сдерживающую мощь. Если мы продолжим мямлить, извиняться и пресмыкаться, то превратимся в мишень террористов. Ганди никогда бы не смог принять нашего самоуничижения в отношениях с Египтом... Израильские руководители постоянно ездят в Египет к Мубараку. Но он ни разу не приезжал в Израиль с официальным визитом в качестве президента. Если он хочет с встречаться с израильтянами, пусть приезжает в Израиль. А если не желает посещать нашу страну, пусть катится ко всем чертям»…
В тот же день президент Перес лично позвонил президенту Египта Хусни Мубараку и принес свои извинения за высказывания депутата, назвав их «неприемлемыми для депутата Кнессета». Высказав при этом надежду на то что «единичное негативное высказывание не способно омрачить египетско-израильские отношения».
«Израиль испытывает глубокое уважение к президенту Мубараку и возглавляемому им государству и высоко оценивает роль, которую они играют в продвижении мирного урегулирования в регионе», - отметил также Шимон Перес.
«Неуместным и деструктивным» назвал заявление лидера НДИ и глава правительства Эхуд Ольмерт. Последний заявил также, что «видит в Мубараке стратегического партнера и близкого друга, а в Египте - стратегического союзника» и крайне заинтересован в укреплении двусторонних израильско-египетских отношений. По его мнению, «было бы лучше, если бы эти слова не были произнесены. Египет и Мубарак - стратегические партнеры Израиля».
Комментарий
Возвращаясь к первой новости, отметим, что воистину из ряда вон выходящие события в отношениях Израиля и Египта должны были произойти, чтобы со стороны Израиля последовали столь резкие и однозначные протесты, да еще и из официальных источников.
Как правило, и разведка и дипломаты Израиля предпочитают «до последнего» молчать о проблемах в израильско-египетских отношениях. И в самом крайнем случае оформлять свои заявления в связи с Египтом как «анонимные».
Отметим, что в таком подходе просматривается осознанная политическая (не только дипломатическая) установка: ведь Египет долгие годы является образцом и витриной «мирного процесса» основанного на знаменитом принципе «мир в обмен на территории».
Плачевные результаты воплощения данного принципа в жизнь на всех направлениях заставляют адептов данного подхода особенно ценить возможности реабилитации данного принципа, связанные со внешним благополучием на египетском направлении «мирного процесса», начавшегося в 1978 году с подписания Кэмп-Дэвидских соглашений.
То, что в обмен на израильско-египетский договор, Израиль подарил Египту Синай, знают все. А вот то что «мир», полученный взамен Израилем ни в коей мере ни миром, ни тем более дружбой не является, а является лишь затишьем, которое целиком посвящено подготовке к войне, и при этом наполнено антиизраильской пропагандой, ненавистью и всевозможными антиизраильскими внешнеполитическими интригами, - об этом израильские политики и осведомленные дипломаты предпочитают молчать. Еще бы: от главного аргумента «миротворцев» - израильско-египетской мирной идиллии в этом случае не остается камня на камне…
То, что опасения армии и разведки Израиля неожиданно выплеснулись наружу, является одновременно и обнадеживающим и тревожным симптомом. Как минимум, свидетельствующим о том, что и дальше закрывать глаза на происходящее по ту сторону египетской границы уже не получается даже у тех, кто заинтересован именно в таком «страусином» подходе к египетской проблеме.
А это значит, что данная проблема что называется «кипит». Опасность, связанная с этим «кипением», вместе с тем, сравнима по своему масштабу с положительным эффектом саморазоблачения манипуляторов общественным мнением, старающихся даже на обломках «мирного процесса», ничего не замечая, - продолжать обменивать территории Израиля на «мир» (см .выше).
Перспективы
Мы не хотели бы давать оценку релевантности или нерелевантности антиегипетских заявлений лидера НДИ А. Либермана с трибуны Кнессета. Хотя бы по той причине, что сама искренность этих заявлений, с нашей точки зрения, может быть подвергнута серьезному сомнению в виду долгого молчания А Либермана на «египетскую тему», в тот период, когда в распоряжении лидера НДИ была не только трибуна Кнессета, но и полномочия министра по стратегическим угрозам в правительстве Ольмерта.
Вместе с тем реакция лидеров Израиля на заявление Либермана, - униженные признания в любви, верности и преданности Египту и его руководству, - это апофеоз политического краха «египетской» политики левой Израильской верхушки! Верх лицемерия уверять Египет в преданности, одновременно посылая Каиру сигналы озабоченности явной подготовкой его к войне с Израилем! Пожалуй, большего позора и саморазоблачения ольмертовского правительства уже под занавес уходящего правительства трудно было бы себе представить!
Если же Израилю суждено вступить в период неприкрытого противостояния с Египтом - эта ситуация, при всей ее серьезности и драматичности, будет одновременно означать и полный крах всех надежд и всех концепций левого лагеря, связанных с обменами мира на землю Израиля и прочие «политические товары».
Впрочем, и нынешняя ситуация, – для тех кто не слеп и не глух – вполне красноречива…
Материал сайта www.evrey.com