Недавно Аль-Хувайдер и несколько активисток начали кампанию против саудовского закона «махрам»[1] , согласно которому женщинам запрещается выходить из дома без сопровождения опекуна. Она рассказала кувейтской газете «Аван», что кампания с девизом «Относитесь к нам, как к взрослым гражданам или мы уедем из страны» официально стартовала на мосту Короля Фахда, соединяющем Саудовскую Аравию с Бахрейном, где женщины потребовали пересечь границу без сопровождения опекуна.[2]
Ниже приводятся выдержки из статьи Ваджихи аль-Хувайдер:[3]
В отличие от саудовских женщин, заключенных могут освободить из-под стражи
«Закон о лишении свободы известен во всем мире. Людей, которые совершают преступления или правонарушения, сажают в тюрьму… где они отбывают наказание. Их освобождают за примерное поведение или [по истечении срока]… за исключением случаев, [когда человека приговаривают] к пожизненному заключению или смерти. В Саудовской Аравии есть еще два способа досрочного освобождения: заучивание Корана и его отрывков наизусть… или помилование Короля по случаю праздника или коронации – тогда заключенный оказывается на свободе и может наслаждаться жизнью среди любимых и близких».
«Саудовским женщинам не предоставляют таких возможностей – ни в тюрьме, ни за ее пределами. Женщину освобождают только с разрешения ее опекуна. Саудовская женщина, совершившая преступление, не может выйти из тюрьмы по окончании срока без сопровождения опекуна. Опекуны отказываются забирать женщин, поэтому многие из них остаются в тюрьме. Государство дарует им помилование, а опекуны настаивают на увеличении срока наказания».
«В то же время женщины, которые находятся «на свободе», нуждаются в разрешении опекуна, чтобы выйти из дома, выехать из города или страны. Поэтому в любом случае свобода женщины [находится в руках] опекуна».
Заключенные полностью лишены контроля над своей жизнью – как и саудовские женщины
«Обычно в тюрьмах заключенные полностью лишены независимости и контроля над своей [жизнью]. Их передвижение контролируется тюремным смотрителем. Начальство тюрьмы решает их судьбу и заботится об их нуждах. То же самое происходит с саудовскими женщинами. Они не имеют права принимать решения и не могут передвигаться без разрешения своих тюремных смотрителей. В случае с саудовскими женщинами срок [заключения] неограничен».
«Посредством саудовского закона «махрам» женщин превращают в заключенных. Они не могут покинуть камеры (их дома) и тюрьму (страну) без подписанного разрешения… Несмотря на то, что саудовские женщины лишены свободы и достоинства больше других женщин, они терпят притеснения и несправедливость в горьком молчании, [с чувством] уныния и подавленной злобы. Саудовские женщины миролюбивы в полном смысле этого слова, но саудовское государство пока не оценило их [благородный] дух, терпение и мирное сопротивление…»
«Клерикалы, уполномоченные государством притеснять женщин, рассматривают их молчание и терпение как [симптомы] умственной отсталости»
«Клерикалы, уполномоченные государством притеснять женщин, рассматривают их молчание и терпение как эмоциональную слабость и [симптомы] умственной отсталости… Таким образом они усиливали гнет на протяжении десятилетий… Они душат [женщин]… посредством деспотических законов, [применяемых] религиозной полицией, которая преследует их, словно они беглецы от правосудия. Эти законы превратили женщин в объекты, на которых нездоровые мужчины могут выплеснуть свои агрессивные и сексуальные [желания]».
«Саудовские клерикалы лишают женщин возможности найти работу, учиться, путешествовать, получать медицинское обслуживание или [использовать] любое [другое] право… без разрешения своих тюремных смотрителей, то есть опекунов. [Все это] основано на деспотических фатвах, которые утверждают [лидеры] государства (мужчины)».
Саудовская Аравия превратилась в самую большую женскую тюрьму в мире
«[Следует отметить, что] матери и бабушки [нынешних саудовских женщин] имели все права и пользовались большей свободой – как и все мусульманские женщины прошлых эпох, например, жены Пророка. [Ни одна из этих женщин] не подчинялась деспотичному закону «махрам», который не основывается на принципах ислама и, по сути, не имеет ничего общего с исламом».
«Пусть будет благословенна Саудовская Аравия, это гуманное Королевство, которое превратилось в самую большую женскую тюрьму в мире. [Это государство] позволяет любому мужчине… брать на себя роль тюремного смотрителя; оно превратило своих женщин в пожизненных заключенных, несмотря на то, что они ничего не сделали, чтобы заслужить [такое отношение]».