За последний год Сирия под руководством Башара аль-Асада смогла позиционировать себя как региональную державу и ключевого игрока в решении внутренних и региональных проблем.[1] Об этом свидетельствует всесторонняя дипломатическая деятельность Дамаска, в том числе визиты в сирийскую столицу высокопоставленных чиновников из Ливана, Ирака, Турции и Саудовской Аравии. Центральным элементом этой деятельности являются три главные арены, которые в настоящий момент интересуют арабский мир: Ливан, Ирак и Палестина. Публикуемые сообщения указывают на то, что главной темой проводимых в Сирии дискуссий, скорее всего, являются внутренние разногласия на этих аренах, где Сирия служит в качестве посредника, нежели ее двусторонние отношения с этими государствами. Следует отметить, что Турция также сыграла свою роль в этом посредничестве.
Ливанская арена: 18-19 июля 2010 года премьер-министр Ливана Саад аль-Харири посетил Дамаск в сопровождении крупной делегации министров, чтобы принять участие в заседании двустороннего сирийско-ливанского координационного Комитета. По окончании визита две страны подписали 18 соглашений и меморандумов о понимании. Это знаменательное событие, так как это первая встреча после убийства бывшего премьер-министра Ливана Рафика аль-Харири, когда сирийско-ливанские отношения оказались на гране разрыва. После заседания Комитета Асад и Аль-Харири провели личную встречу, на которой обсудили внутреннюю напряженность, возникшую в Ливане в преддверии публикации обвинительного акта Международного трибунала по расследованию убийства Рафика аль-Харири, где, предположительно, ответственность за это преступление будет возложена на «Хизбаллу». Следует отметить, что эта тема была также затронута на встрече между Королем Саудовской Аравии Абдаллой (покровитель Саада аль-Харири) и президентом Сирии Асадом (союзник «Хизбаллы»), которая прошла в Дамаске 29-30 июля 2010 года. Эта встреча состоялась до того, как оба лидера посетили Бейрут; они ставили целью своего визита – восстановить спокойствие в Ливане.
Иракская арена: 17-20 июля 2010 года лидер садристского движения Муктада ас-Садр и глава партии «Аль-Иракия» и кандидат на пост премьер-министра Ирака Айяд Аллауи посетили Дамаск, где встретились с президентом Сирии Асадом и главой МИД Турции Ахметом Давутоглу – это была попытка сформировать правительство Ирака. Иракские лидеры также провели личную встречу.
Палестинская арена: Министр иностранных дел Турции Давутоглу встретился в Дамаске с главой политбюро ХАМАСа Халедом Машалем. На этой встрече, по всей видимости, обсуждалось внутрипалестинское примирение.
Ниже приводятся выдержки из статей о дипломатической деятельности Дамаска и его центральной роли в регионе, которые были недавно опубликованы в сирийской прессе:
Страны региона вновь обращаются к Дамаску
Сирийская и арабская прессасчитают дипломатическую деятельность Дамаска знаком успеха стратегического подхода президента Асада, согласно которому решение региональных проблем будет достигнуто не с помощью внешних сил, а исключительно посредством местных держав, которые возглавит Сирия. В статье под заголовком «Решения в наших [руках]» («The Solutions Lie with Us») редактор сирийской правительственной газеты «Ат-Таура» Асад Абуд написал следующее: «…Самый большой шаг, [сделанный] сегодня народами и странами нашего региона, – это возвращение к Дамаску. Если бы с самого начала прислушивались к мнению Дамаска, то в регионе не было бы кризиса. Сейчас важно то, что вернулась надежда и тенденция [считать], что «решение проблем [региона] появится в странах региона, а не за границей». Такой подход – который на протяжении многих лет поддерживали Сирия и Турция – обеспечивает более широкий доступ ко всем возможным решениям. Это наши проблемы, и мы можем [их] обсуждать без ограничений и [таким образом] достичь понимания…»[2]
Сирийская газета «Аль-Ватан» опубликовала статью журналиста Зияда Хайдара под заголовком «Будущее региона определяется в Дамаске» («TheRegion'sFutureIsBeingDeterminedinDamascus»), в которой он написал: «Деятельность в Дамаске, [то есть] встреча региональных лидеров и их представителей, ставит своей целью сформировать будущее [региона] и способствовать его стабильности, особенно если учитывать особые отношения, которые существуют между Дамаском и Анкарой, и [отношения], которые стали недавно [развиваться] между Дамаском и Бейрутом. Успешный двухдневный визит и три встречи премьер-министра Ливана Аль-Харири с президентом Асадом сделали из него нового партнера в формировании будущего региона…».
«Визит Давутоглу [в Дамаск] совпал с визитом Ас-Садра и Аллауи и предшествовал визиту председателя Высшего исламского совета [Ирака] Аммара аль-Хакима. Главной целью этих визитов стало обсуждение формирования иракского правительства в Багдаде…»
«[Эти] события следует связать с [тем фактом, что определенные] элементы, как внутри, так и за пределами Ирака, [пытались] сформировать единое правительство. Однако они потерпели неудачу, и ожидается, что новое иракское правительство будет сформировано в Багдаде, а его [состав] будет определен в Дамаске…».[3]
Ливанская газета «Аль-Ахбар» опубликовала статью журналиста Эли Шальхуба, в которой он заявил, что Дамаск играет центральную роль в формировании нового иракского правительства: «[Учитывая тот факт], что в Багдаде не удалось [достичь соглашений], а в договоренностях, достигнутых в Тегеране, появились трещины, создается впечатление, что Асад держит все веревки, [необходимые для формирования иракского правительства]…»[4]
Запад будет вынужден считаться с дипломатической деятельностью Сирии
Сирийская пресса связала интенсивную дипломатическую деятельность Сирии с неудачными попытками США и Запада, направленными на решение проблем в регионе. Редактор сирийской правительственной газеты «Ат-Таура» Асад Абуд написал: «…Американская некомпетентность оставляет иракцам [только] один выбор – достичь внутренних договоренностей относительно своего национального единства и [формирования] правительства, которое будет представлять интересы Ирака, и обратиться к странам региона – таким образом улучшение внутренней ситуации в Ираке будет сопровождаться развитием его внешних отношений. Вследствие своей некомпетентности Америка послала палестинцам старого сенатора [Джорджа Митчелла], которому нечего предложить, [кроме] лозунга «О, палестинцы, помиритесь друг с другом!»».
«Ливан вышел из кризиса, только когда нашел внутреннее решение и обратился к странам региона [за помощью]. Мы не единственные, кто в настоящий момент препятствует внешним элементам вмешиваться в наши внутренние дела. Они [сами] четко заявляют о своей неспособности предложить какое-либо решение… Мы держим наши карты; у нас [есть] решение наших проблем. Мы – Сирия, Ливан, Ирак, Турция – все мы…»[5]
Обозреватель сирийской газеты «Аль-Ватан» Васим аль-Ахмар написал следующее: «Пока Париж и Вашингтон обдумывают свои инициативы и [рассчитывают], с кем вести переговоры, а кого [из них] исключить, этот регион стал свидетелем дипломатической деятельности, главной осью которой является Дамаск и Анкара. Игрокам извне придется считаться с этой деятельностью и, возможно, они даже будут от нее зависеть…».[6]
[1] Смотрите Исследование и анализ MEMRI № 583, «Сирия вновь приобрела центральную роль на региональной и международной арене – победа сопротивления», 29.01.2010, http://www2.memri.org/bin/russian/articles.cgi?Page=archives&Area=ia&ID=IA58310 .
[2] «Ат-Таура», Сирия, 20.07.2010.
[3] «Аль-Ватан», Сирия, 20.07.2010.
[4] «Аль-Ахбар», Ливан, 20.07.2010.
[5] «Ат-Таура», Сирия, 20.07.2010.
[6] «Аль-Ватан», Сирия, 21.07.2010.