Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Статус переходного государства предполагает более высокий уровень ответственности – а именно это и не готовы принять на себя власти ПА. В то же время, оккупация дает им определенную гибкость. Ведь если что-то выходит не так, то всегда можно обвинить в этом Израиль.
В мае 2000 года ливанская террористическая группировка "Хизбалла" столкнулась с неожиданной проблемой. Одностороннее отступление Израиля из Ливана буквально вышибло почву из-под ног террористов. И в самом деле – что остается делать организации, целиком посвятившей себя борьбе "против израильской оккупации Ливана", после того, как последний израильский солдат покинул ливанскую территорию, и ООН объявила, что Израиль полностью выполнил резолюцию Совета безопасности №425, и официально признала израильско-ливанскую границу? А как же борьба за Иерусалим?
Любая организация живет своей собственной жизнью, и никакие технические препятствия не могут поколебать решимость группировок со столь сильной идейной базой, как "Хизбалла". Ее лидер Насралла поспешил заявить, что его организация не сложит оружия до тех пор, пока Израиль не покинет ферму Шеба и не передаст Сирии Голанские высоты. С тех пор "Хизбалла", несущая ответственность за убийство более 800 человек на Ближнем Востоке, в Европе и в Южной Америке, лишь активизировала свою деятельность – и не только в Ливане, но и на территориях, контролируемых властями ПА, и в Ираке.
История повторяется – многие палестинцы оказались "не у дел" после успешного выхода Израиля с территории сектора Газы. Хотя этот шаг был в значительной степени согласован с властями Палестинской автономии (ПА), новая реальность застала врасплох очень многих. Уход израильской армии был отмечен целой серией "праздничных мероприятий" – поджогом синагог, фабрик и других общественных зданий, которые могли бы быть успешно использованы зарождающимся палестинским государством. И вновь – то, что последний израильский солдат покинул Газу, является не более чем техническим препятствием и вовсе не означает конец оккупации.
Многие палестинцы никак не заинтересованы в том, чтобы оккупация вообще когда-либо закончилась. По словам министра по гражданским делам Мухаммеда Дахлана, "Израиль глубоко заблуждается, если он считает, что уход из Газы положил конец оккупации". Председатель ПА Махмуд Аббас добавляет, что "юридический статус территорий, предназначенных для эвакуации, не изменился".
Более того, "Хамас", который в последнее время запустил более 30  ракет в направлении израильских городов и поселков, окружающих Газу, тоже поспешил провозгласить, что оккупация не завершена. Конец оккупации для "Хамаса" – потенциального кандидата на грядущих выборах в палестинский совет – это конец Израиля.
Пока палестинцы считают себя "оккупированными", а Израиль остается "оккупантом", нам не суждено быть свидетелями каких-либо перемен к лучшему.
Президент Буш рассматривает возможность создания "переходного" палестинского государства, что предполагает придание официального статуса палестинскому правлению на территории Газы. Это также поможет реализации "Дорожной карты" – плана создания палестинского государства в Газе и на основной части Иудеи и Самарии. Палестинские лидеры высказали свои возражения, смысл которых становится более понятным в свете описанного развития событий. Статус переходного государства предполагает более высокий уровень ответственности – а именно это и не готовы принять на себя власти ПА. В то же время, оккупация дает им определенную гибкость. Ведь если что-то выходит не так, то всегда можно обвинить в этом Израиль.
"Оккупация" завершится тогда и только тогда, когда у палестинцев появится больше надежд на будущее, и они поймут, что кроме надевания поясов смертников на своих детей, в жизни есть еще кое-что. Стоит подчеркнуть, что хартия ООП по-прежнему призывает к уничтожению государства Израиль. Это лишь подчеркивает неискренность намерений Аббаса по проведению серьезных реформ.
Однажды, в момент отчаяния, охватившего его после очередного террористического акта в Тель-Авиве, бывший премьер-министр Израиля Шимон Перес позвонил своему коллеге по Нобелевской премии Ясиру Арафату и пытался уговорить его предпринять хоть какие-то действия против сети террора, растущей под его руководством. Разговор не удался. Тогда Перес задал вопрос, на который палестинцы до сих пор не дали ответа. "Господин Арафат, - спросил он, - "Чего вы хотите больше: палестинского государства или палестинской борьбы?" Пока палестинцы выбирают борьбу, оккупация будет продолжаться, где бы ни находились пограничные пункты. Оккупация Газы завершилась. Теперь пора положить конец оккупации умов палестинцев.

Нир Бомс – вице-президент Центра свободы Ближнего Востока. Асаф Ромировски – научный сотрудник Форума по Ближнему Востоку.

Опубликовано на Интернет-сайте FrontPageMagazine.com 12 октября 2005 г.

Перевод с английского Хинанит Хинани, МАОФ.
Ноябрь 2005 г.

Статья на английском