Pепортаж с последней экскурсии Места Встречи . Огромное спасибо Ольге Клиот , участнице поездки, которая написала этот репортаж. А также Ирине Кизнер , любезно предосатавившей свои фотографии с этой поездки:
Когда зимой на севере идут дожди, в Иерусалиме завывают ветры, а негевские каньоны превращаются в бурные реки – что может быть приятнее, чем погреться на тёплом солнце Иорданской долины? Это самое подходящее время для таких экскурсий. Целью нашей поездки было посещение форпостов и поселений в окрестностях Иерихона.
Вначале мы заехали в поселение ורד יריחו – Веред Иерихо (Роза Иерихона), чтобы оттуда, со смотровой площадки, полюбоваться прекрасным видом на долину с окрестными горами и панорамой Иерихона, а также немного поговорить об истории этого места.
Панорама города Иерихон:
Иерихон считается одним из самых древних городов на земле: остатки одной из раскопанных стен древнего городища археологи датируют 5-м тысячелетием до н.э. Процветанию города способствовало удачное расположение вблизи источников на перекрёстке торговых путей. В Танахе Иерихон назван городом пальм (עיר התמרים), но здесь росли не только финики. В эпоху Второго Храма на плантациях вокруг Иерихона выращивали бальзамические деревья из плодов которых изготавливали знаменитый бальзам – שמן אפרסמון, рецепт которого в наши дни безвозвратно утерян. Впоследствии, в средние века ирригационная система была разрушена, деревья вырублены, а сам город превратился в маленькую деревушку, населённую бедуинами. Английский исследователь и географ 19-го века Робинсон писал в своих воспоминаниях, что от знаменитых иерихонских пальм почти ничего не осталось, а жители славятся своими дурными нравами. Этот краткий исторический обзор мы получили от нашего замечательного гида Ицхака Фишелевича.
Отдельно стоит упомянуть события, происходившие в Иерихоне в конце прошлого и начале нынешнего века. После заключения Норвежских соглашений в центре города была выстроена гостиница “Оазис”, при которой действовало известное иерихонское казино. Во время интифады 2000-го года из этой гостиницы, а также из расположенного к югу от Иерихона лагеря беженцев Акабет Джабер начались обстрелы поселения. Солдаты Цахаля были вынуждены ответить на огонь. В результате казино перестало функционировать.
Высокое многоэтажное здание - в нем находится казино:
Название поселения Веред Иерихо очень символично. Всем хорошо известны иерихонские трубы, иерихонские стены и иерихонская блудница, но мало кто слышал об иерихонской розе. Это небольшое растение рода анастатика, что на латыни означает “воскрешённый”. Оно похоже на высохшую колючку без корней и цветов, внешне напоминающую перекати-поле. Но стоит поместить этот казалось бы совершенно безжизненный куст в воду – и в течение нескольких часов он начинает зеленеть и распускаться. А без воды он вновь желтеет и засыхает. И хотя в представлении большинства людей израильская земля традиционно ассоциируется с огромными виноградными гроздьями и оливковыми деревьями, именно иерихонская роза символизирует истинную сущность Эрец-Исраэль.
Из Веред Иерихо мы отправились на развалины небольшой придорожной крепости периода первого храма. Эта крепость была одним из укреплённых пунктов для защиты торговых путей и дороги на Иерусалим.
Во время вавилонского завоевания эта крепость была полностью разрушена и больше не отстраивалась. Ицхак рассказал нам об одной удивительной находке, обнаруженной археологами во время раскопок. Это был стальной меч такого качества, что для его изготовления требовались специальная техника ковки. Считалось, что такого рода технологии были в ту эпоху в Азии ещё неизвестны и существовали разве что в Китае. Где и кем этот меч был изготовлен, кому принадлежал и как попал в крепость? Все эти вопросы остаются открытыми и по сегодняшний день. Один археолог, знакомый Ицхака, рассказал ему свою версию событий. Известно, что такие мечи в Китае выдавались только высшим военачальникам как символ власти. Скорее всего, владение таким мечом было свидетельством царского сана. А если мы припомним историю последнего иудейского царя Седекии (Цидкиягу), который, спасаясь от преследования вавилонян, бежал из Иерусалима в сторону Мёртвого моря, то можно предположить, что это был его меч. Ведь вавилонские солдаты не бросили бы такое дорогостоящее оружие. А Цидкиягу мог спрятать меч, поскольку опасался быть узнанным. Впрочем, как известно, ему это не помогло.
Кладка времен Первого Храма - для недворцовых зданий:
Ступени внутри крепости:
Следующей нашей остановкой был форпост Мэвуот Иерихо (מבואות יריחו), расположенный к северу от города.
Поселение Мевоот Иерихо - молодой сельскохозяйствнный иешув рядом с древним Наараном:
Здесь мы встретились с одним из основателей этого форпоста, Дороном Алушем, который рассказал нам историю его создания. Когда в 93 году Иерихон вошёл в состав Палестинской автономии, группа еврейских энтузиастов решила не оставлять город на откуп арабам. Эти люди добились разрешения и организовали субботние посещения древней синагоги “Шалом аль-Исраэль”, расположенной в центре Иерихона. С этой целью они начали раз в две недели разбивать палаточный лагерь неподалёку от Наарана – развалин древнего еврейского города к северо-западу от Иерихона. Впоследствии из этого палаточного городка вырос форпост Мэвуот Иерихо. Сегодня в нём проживает уже 25 семей. Сейчас в поселении идёт строительство постоянных домов вместо караванов, имеется подключение ко всем инфраструктурам местного совета (вода, электричество, телефон), дети ходят в местные школы, а жители исправно платят налоги. Однако по своему юридическому статусу Мэвуот Иерихо остаётся незаконным форпостом. Для “законности” этому поселению не хватает всего-навсего … последней подписи министра обороны, но министерство обороны вот уже несколько лет таких разрешений не даёт.
Дорон Алуш рассказывает историю своего поселения:
Многие экскурсанты заинтересовались, откуда в Иорданской долине берётся вода. Оказалось – у подножия гор имеются достаточные ресурсы грунтовых вод и компания “Мекорот” бурит там артезианские скважины. Поскольку речь зашла о воде, Дорон показал нам остатки древнего акведука, подводившего воду из источника Уджа в Нааран.
Жители поселения придумали себе очень интересную эмблему. Это изображение иерихонской стены и очертания иудейских гор переходящие в волнистую линию, символизирующую Иордан. На этом фоне написано название поселения, в котором буквы вав стилизованы в виде финиковых пальм как напоминание об Иерихоне - городе пальм.
После Мэвуот Иерихо мы отправились в поселение со вполне законным юридическим статусом – Йитав (ייט''ב), аббревиатура которого означает יד יצחק טבנקין. Это поселение, посвящённое памяти Ицхака Табенкина - основателя кибуцного движения, было основано как кибуц, но впоследствии его статус изменился. Ийтав расположен неподалёку от вади Уджа. Интересно, что арабское слово Уджа соответствует ивритскому עוגה, т.е. круг. Так арабы называют любое петляющее русло.
В Йитаве нас встретил Ури Кармиэль. Ури – человек удивительной судьбы, которая заслуживает отдельного описания. Он потомок воронежских субботников, которые после революции перебрались на северный Кавказ – подальше от советской власти. Там они основали свой кибуц и до 67-го года поддерживали отношения с израильским посольством. После шестидневной войны и разрыва дипломатических отношений, российские чиновники вдруг обнаружили, что они “проглядели” сионистский рассадник у себя под носом. После этого одних членов этого кибуца посадили, а других, в частности дядю Ури, упекли в “психушку”. Его семья смогла уехать в Израиль только в конце 70-х годов. В Израиле Ури отслужил в армии и получил два университетских образования по электронике и управлению производством. Его никогда не оставляла идея создания собственного кибуца на своей земле. Однако, когда он обратился к руководителям кибуцного движения, выяснилось, что в новые кибуцы тот период практически перестали создавать. В результате, после долгих сомнений и неудачных попыток, Ури Кармиэль и его единомышленники остановились на предложенном им варианте возродить кибуц Йитав, который к тому моменту был оставлен его первыми основателями.
Ури Кармиэль (стоит справа):
На сегодняшний день, помимо непосредственной работы в Йитаве, Ури заканчивает ещё одну степень по философии и психологии, а также, по дружбе помогает одному украинскому (а точнее говоря еврейскому) олигарху налаживать его хозяйство.
Потомки субботников:
Ури - удивительный рассказчик и его истории можно слушать до бесконечности. Например о том, как после ряда инцидентов с местными арабами из соседней деревни Уджа, которые пытались захватывать земли и забрасывать камнями машины поселенцев, Ури решил воспользоваться известным афоризмом Аль Капоне: ”С помощью доброго слова и револьвера вы можете добиться гораздо большего, чем одним добрым словом”. Нет, он не стал размахивать оружием – просто сел в трактор и выкорчевал несколько рядов финиковых пальм на арабских плантациях, после чего все инциденты немедленно прекратились. Ури рассказал также о конфликте с представителями коптской церкви, чьи территории жители поселения случайно “захватили” при строительстве забора безопасности во время интифады 2000-го года.
К юго-западу от Йитава расположена долина Ахор, упоминаемая в книге Иисуса Навина, с которой связана интересная история. По смыслу название Ахор лучше всего можно перевести как мрачная, или безнадёжная. У пророка Осии есть предсказание о том, что долина Ахор превратится в преддверие надежды (פתח תיקוה) В 1872 году, часть территории долины Ахор была выставлена для продажи на аукционе. Тогда иерусалимец Йоэль Моше Саломон, создатель первых сельскохозяйственных поселений, решил, что настало время для осуществления древних пророчеств, купил эту землю и основал на ней еврейское поселение. Однако поселенцы не смогли выдержать палящего зноя Иорданской долины и вернулись в Иерусалим. Но Саломон не оставил эту идею. Позднее он основал поселение Петах-Тиква в другой долине – долине реки Яркон, где оно находится и по сей день.
Конечным пунктом нашей программы был Бейт Хугла – форпост к юго-востоку от Иерихона. Он был создан и существует до сих пор благодаря усилиям одного единственного человека – Эрны Ковос. Эрна была в числе организаторов субботних посещений иерихонской синагоги и установки палаточного лагеря. Но с момента основания Мэвуот Иерихо, она решила не останавливаться на достигнутом, и основать новый форпост ещё ближе к Иерихону. Эрна всеми правдами и неправдами добилась того, что ей выделили голый участок земли посреди пустыни, на котором казалось бы невозможно выжить. И тем не менее, если человек чего-то сильно захочет, Всевышний непременно поможет ему. Именно в этом, как считает Эрна, заключается чудо, произошедшее с Бейт Хугла – ведь несмотря на совершенно непригодные к жизни условия, этот форпост продолжает существовать. Глядя на эту хрупкую женщину, не перестаешь удивляться её силе духа и подвижничеству. Именно на плечах таких людей держится наш мир.
Эрна Ковос:
По мнению Эрны, месторасположение Бейт Хугла играет важную роль в еврейской традиции. Именно здесь расположились лагерем колена Израиля после перехода через Иордан. Здесь же были сделаны обрезания всем, кто не был обрезан в пустыне. Поэтому находящийся неподалёку холм носит название Гив`ат Хааралёт – Холм Крайней Плоти. Отсюда же можно увидеть знаменитую гору Нево, где был похоронен Моисей, не вошедший в землю Израиля.
Сегодня в Бейт Хугла, помимо Эрны, проживает ещё несколько человек без семей. Сама Эрна занимается сельским хозяйством и даже … содержит циммеры. Кроме того, она предлагает услуги народной медицины. Особый интерес и удивление всех экскурсантов вызвал недостроенный дом из соломы, как будто сошедший со страниц детской сказки. Но Эрна объяснила, что в этом нет ничего сказочного. Оказывается, так строили дома в древности: выкладывали внутренние стены соломой, а снаружи обмазывали глиной. Ведь у наших предков не было кондиционеров, а солома является прекрасным изоляционным материалом.
Соломенный домик:
Напоследок хочется порекомендовать посетить этот форпост и познакомиться с Эрной Ковос - эта удивительная женщина никого не может оставить равнодушным.