Maof

Sunday
Dec 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
28 января (на исходе субботы) в Хайфе выступает видный композитор-песенник Ариэль Зильбер 28 января в 21.00 в "Матнасе Адар", ул. Иерушалаим, 29, Хайфа, выступает видный композитор-песенник Ариэль Зильбер, в прошлом - участник легендарной рок-группы "Тамуз". Неутомимый и несгибаемый борец за правое дело, Ариэль Зильбер активно поддерживал еврейских поселенцев в их протесте против выселения, для чего временно переехал с крайнего севера (поселок Матат в Галилее) на крайний восток (Гуш-Катиф) Израиля и проводил там бесплатные концерты. В собственном сопровождении на фортепиано Ариэль Зильбер исполнит свои лучшие песни: "Кипарис", "Дымная завеса", "Бетти Бам", "Слушай, Израиль", "О, дай мне силы" и другие.
 

На прошлой неделе (2004 год*) я получила от Ариэля Зильбера его последний альбом "Лалехет имах" ("Идти с тобой"), который вышел в свет без помпы и пиара, без шума и пыли, без всякого трезвона прессы. Если придерживаться точности, то песни в нем не новые, а обновленные, числом 17. Несмотря на это, они вновь потрясают своей искренней силой патриотизма и лирики. Ряд песен, в том числе первая из них, "Идти с тобой", давшая название альбому, еще ни разу не появлялись в записи. "Песню "Идти с тобой" я написал еще 30 лет назад", – признается композитор. Она и сейчас звучит актуально и свежо.

Альбом совершенно не коммерческий, да и трудно сейчас Зильберу выжить в условиях, которые вокруг него сложились: ведь наша левая пресса справедливо связывает его с правым политическим лагерем. Он никогда не возвращается к прежним успехам, но постоянно ищет новые пути, иначе ему жить неинтересно. И коммерческий успех для него – не основная цель. Песни, вошедшие в альбом "Лалехет имах", представляют различные периоды творчества композитора и стали в определенной мере спектром его богатой и продолжительной музыкальной карьеры. А для поклонников Ариэля Зильбера предоставляется возможность пополнить свою коллекцию его музыкой. Одним из недавних значительных достижений Ариэля Зильбера стало его участие в альбоме Дани Сандерсона "История воды", где он записал песню "Задним числом".

Альбом "Лалехет имах" включает 17 песен, написанных в самые разные периоды творчества Зильбера. Две из них созданы для детских фестивалей – "Фестигалей", на которых он много раз выступал. Ему очень нравится вся эта кутерьма, суматоха, веселье, дети. И несколько песен альбома записаны вместе с детьми, в том числе с его собственными. Вот забавная песня "Бо элаи" ("Иди ко мне"), где в записи участвуют его двое детей: "Они там на записи чуть не передрались, все время спорят, кому какие фрагменты петь", – смеется Ариэль, вспоминая. У него четверо детей, и все уже в музыке: кто играет, кто поет. Да разве может быть иначе? Моя музыка, говорит Ариэль, у них в печенках сидит.

Альбом "Лалехет имах" назван по имени песни, написанной на фрагмент из стихотворения Яакова Орланда:

-В молодости я все время рвался участвовать в фестивалях, ежедневно сочинял чуть ли не десятки песен и пачками рассылал их по всем адресам. В книжном шкафу моей матери (известной певицы Брахи Цефиры – М. Я.) находилась сугубая классика: Бялик, Рахель, Черниховский. Так песня "Идти с тобой" нашла меня, а то, что автором текста был Орланд, я выяснил впоследствии. Мелодия эта будто бы сама собой зазвучала в сознании, я только ее записал.

-Зачем вы обратились в настоящее время к ранее написанным песням?

-Да просто соскучился. А сейчас они стали для меня порывом свежего ветра, живым приветом из прошлого. Запись получилась практически экспромтом и звучит как живое выступление. В альбом вошли песни, которые раньше не удостоились записи. У меня каждая песня лежит несколько лет «в ящике», затем я исполняю на концертах, довожу до кондиции, проверяю на публике, и лишь затем записываю и выпускаю в свет.

Да, Ариэль Зильбер известный перфекционист. Он выступает много и часто, только почему-то почти без рекламы. Я обычно узнаю о его концертах случайно. Но залы всегда полны. Публика – вот его лакмусовая бумажка. Таким путем в 1982 году приобрела известность потрясающая песня "Шма Исраэль" на слова Эхуда Манора. Песня пронзительная, острая, проникающая в самое сердце: отчаянная мольба о мире, о тишине, о счастье для себя, для детей, для родины. Он патриот и сионист, этот Зильбер, хотя и не любит об этом говорить. В новом альбоме песни переживают второе рождение, он придает им полновесное звучание, мощь, краски. В работе над альбомом большое участие принял доктор Эльмар Фель, музыкант, пианист, который часто выступает с Ариэлем на концертах. Он аранжировал песни в классическом симфоническом стиле.

Песню "Эцлену бе кибуц" ("У нас в кибуце") написал Коки Папини. Ариэль Зильбер провел детство в кибуце Ган Шмуэль возле Хадеры, поэтому вся атмосфера песни напоминает ему детство. Он и сейчас иной раз заезжает в кибуц, навещает тех немногих, кто еще там остался. Развеселая, ритмичная, динамичная песня наполнена звуками хрюкания, блеяния, мычания, кибуцными приколами, оканчиваясь моралью: "Хорош наш кибуц, кибуц галуйот". Песня "Обещание" впервые прозвучала вместе с детским хором на одном из "Фестигалей". Текст ее представляет собой четкий, ясный моральный и сионистский посыл. В чем-то она перекликается по смыслу с "Пусть всегда будет солнце", но здесь в основе текста лежит обещание: будем братьями, украсим весь мир. Текст очень простой, прямолинейный, мелодика лапидарная, оркестровка на основе военного оркестра. Песня "Обещание" стала гимном, ее учат и поют практически во всех школах, учительницы часто звонят Ариэлю и просят "списать слова", и потому он ввел ее в альбом.

Полна веселья, юмора и острых намеков песня "Леитраот ба мабуль ха-ба" ("До встречи в следующем потопе"), прозванная Ариэлем "The Ozone Dance". Она полностью принадлежит его перу, написана в 1991 году и явилась одним из первых израильских опытов в стиле хип-хоп. В альбом вошла и новая песня "Мы знаем тебя", написанная на стихи Эхуда Манора при участии семей троих солдат, похищенных в Ливане, в качестве выражения чувства солидарности. Песня, посвященная Омеру Сувайду, была создана и прозвучала много раньше, чем стала известной трагическая судьба пленных. Минорный лад песни совершенно не свойственен музыкальному почерку Ариэля Зильбера. Он использует в музыкальном оформлении специфические тембры этнических инструментов, и най (флейта) звучит тоскливо, напоминая завывания ветра в камышах.

Песни, которые Ариэль Зильбер включил в альбом, прошли испытание временем, он исполняет их на концертах. К песне "Лалехет имах" создан видеоклип. Режиссер Идан Зеира был в отчаянии: песня такая короткая, что можно придумать за две минуты?! Однако придумали. Признаться, когда я увидела в клипе странный тарантас-развалюху, кузнецов в масонских фартуках, раздувающих огонь в горне, то уже не удивилась, когда в конце сюжета у машинки вдруг выросли по бокам кургузые крылышки, и она, заваливаясь то на один, то на другой бок, неуклюже и тяжело взлетела и растаяла в бело-голубом мареве. Конечно, все это фантазия и кино, но сионистский подтекст настолько очевиден… Ариэль Зильбер подтверждает: и альбом, и песня, и видеоклип "Лалехет имах" посвящены родине, это песни любви к Эрец-Исраэль.