Часть 1
"Еврейский мир"
"Люди настолько утратили чувство
реальности, что вообразили, будто
отрицание сокровеннейшей сущности
иудаизма не является угрозой для
дальнейшего существования евреев,
как народа"
(Мозес Гесс. "Рим и Иерусалим")
Герцлевский сионизм отчаянно нуждается в дальнешем развитии. Еврейскому
государству, завоевавшему крошечную территорию в беспрерывной освободительной
войне, катастрофически не хватает еврейской души. Вся внутренняя и
внешняя
политика Израиля должна строиться на том, что он должен быть еврейским
государством. На пути к этой цели Израилю предстоит сделать множество
крайне
непопулярных и более чем противоречивых шагов. Ему придется столкнуться
с
осуждением и неприятием многих своих действий лицемерным и эгоистичным
миром,
но такова уж судьба евреев быть не такими как все.
То что Израиль не сделал 54 года тому назад предстоит сделать сейчас
-
провозгласить ясный выбор в пользу еврейской сущности государства,
и значит
однозначно разрешить спор между евреями и арабами по вопросу поселенчества
в
Эрец Исраэль в пользу евреев. Еврейское государство создавалось для
того,
чтобы в нем жил еврейский народ, народ которому эта земля была заповедана
Всевышним. Отказаться сегодня от земли Иудеи - значит отказаться от
самого
еврейства. Как написал Рабби Иехуда Алкалаи: "Мы, как народ, можем
воистину
называться Израилем лишь в земле Израиля".
Поэтому Израиль без земель Иудеи и Самарии - не еврейское государство.
Мы
не имеем права называть себя евреями, если отречемся от земли, ради
покорения
и освоения которой Всевышний сделал нас народом. В отличие от других
народов,
мы вначале стали народом и только потом пришли в Эрец Исраэль. Пришли
для
того, чтобы выполнить определенную миссию: жить по заветам Торы.
Мы и из рабства-то вышли не просто для того, чтобы обрести свободу,
а для
того, чтобы служить Всевышнему. "Иди к фараону и скажи ему так: Так
сказал
Бог: Отпусти народ Мой, чтобы они служили мне!" (Ваэра 7:26). Многим
из нас
совершенно не понятно, что означают эти фразы. Для многих из нас Тора
-
наглухо закрытая книга и возможно лишь наши правнуки смогут понять
то, что
для нас сегодня тайна за семью печатями. Но нам, в качестве первого
шага,
необходимо хотя бы просто понять, что мы не имеем права отказываться
от
продолжения истории еврейского народа. Мы не можем допустить, чтобы
на нашем
поколении оборвалась эта совершенно уникальная и неповторимая страница
человеческого бытия. А для этого в первую очередь необходимо приложить
все
силы, чтобы Израиль стал настоящим еврейским государством.
Возможно это покажется парадоксальным, но все беды Израиля происходят
из-за
того, что у государства отсутствует самоидентификация. Израиль нарушает
закон природы, пытаясь смешать то, что не смешивается. Медведю ведь
никогда
в голову не придет представлять себя кроликом, также как и дельфин
никогда
не вздумает ощущать себя воробьем. Даже обезьяна врядли может представить
себя в качестве улитки. А вот человек считает, что нет ничего зазорного
сидеть на двух стульях сразу, и поэтому страшно удивляется, что теряет
равновесие, когда эти стулья раздвигают.
Израиль и являет сегодня такого коллективного удивленного человека.
Разница
лишь в том, что стулья, на которых он сидит, раздвигают над разверзнувшейся
бездной, и если он немедленно не выберет за какой стул ему зацепиться,
то
падение в пропасть будет неизбежным.
А ведь стоит лишь Израилю однозначно идентифицировать себя, как еврейское
государство, и мгновенно все, кажущиеся неразрешимыми, вопросы, получат
единственный и четкий ответ. Из категории "что делать" вопросы переместятся
в категорию "как сделать". Раз цель будет ясно поставлена, достичь
ее будет
гораздо проще. Израиль перестанет бродить кругами с завязанными глазами,
натыкаясь без конца на одни и те же предметы.
Став еврейским государством, Израиль моментально займет однозначную
позицию
по вопросу земель Иудеи, Самарии и Газы. У него даже мысль не возникнет,
чтобы расстаться хотя бы с одним квадратным сантиметром, священной
земли,
заповеданной евреям Всевышним. "И овладейте страной, и поселитесь в
ней, ибо
вам дал Я эту страну, чтобы вы овладели ею" (Бемидбар 33:51-53.)
Став еврейским государством, Израиль сразу же будет знать, как поступать
ему
с теми, кто упорно пытается предъявлять претензии на исконно еврейские
земли. Таким не место на еврейской земле. "...Изгоните всех жителей
той
страны от себя... Если же не изгоните жителей этой страны от себя,
то будут
те из них, кого вы оставите, колючками в глазах ваших и шипами в боках
ваших,
и преследовать они будут вас в стране в которой вы поселитесь"
(Бемидбар 33:51;55-56).
Став еврейским государством, Израиль перестанет лезть из кожи вон, чтобы
понравиться другим странам. Он перестанет бежать от самого себя, и
поймет
свою уникальность на земном шаре. Три тысячи лет назад пророк Валаам
назвал
нас "народом живущим отдельно". Как сказал выступая в декабре 1967
года в
бар-иланском университете профессор Яаков Герцог: "Мы не принадлежим
ни к
востоку, ни к западу, ни к НАТО ни к Варшавскому Договору, ни к блоку
нейтральных стран, ни к Арабской Лиге, ни к Афро-Азиатскому блоку,
ни к
развивающимся странам. Мы не принадлежим ни к каким структурам, кроме
своей
собственной. Если мир рассматривать как семью, то мы совершенно изолированны
внутри этой семьи" (3).
Почти два тысячелетия тому назад в Мидраше было подмечено, что индивидуальный
еврей может уйти из своего народа, но это вовсе не будет значить, что
он
станет неотделимой частью другого народа. "В своем сердце, в своих
чувствах
он останется в подвешенном состоянии. Он всегда будет продолжать искать
себя, возможно даже в гораздо большей степени тогда, когда оставит
свой
народ, чем если бы он остался евреем" (3). Точно также и Израиль. Не
идентифицируя на сто процентов свое еврейство, Израиль уже более 54
лет
находится в подвешенном состоянии, напрасно пытаясь угадать, какой
еще
дополнительный эквилибр он должен совершить, чтобы наконец быть принятым
в семью народов. Не понимая, что это его судьба жить "изолированно
внутри
этой семьи".
Эта изоляция "внутри семьи" совершенно не значит, что Израиль превратится
в
отшельника. Он лишь произведет переоценку ценностей. По-настоящему
поймет
какую роль играют истинные еврейские ценности в человеческой истории
и
вернется к своим истокам, перестав напрасно отдавать дань моде современного
либерализма и псевдогуманизма, которые являют лишь жалкую тень некоторых
граней иудаизма. Мозес Гесс писал: "Я считаю, что национальная сущность
иудаизма не только не исключает, но с необходимостью приводит в результате
ее развития к гуманизму и цивилизации. Если же я все-таки подчеркиваю
в
иудаизме его национальные корни более, чем его гумманистические цветы,
то
причина этого в том, что в наше время людям слишком по нраву собирать
красивые цветы истории культуры, дабы украшать себя ими, вместо того,
чтобы
ухаживать за ними и той почвой на которой они произрастают" (4)
Еврейский народ, вернувшийся на свою родину, должен перестать пытаться
выращивать на ней "чужие цветы" и приложить максимум усилий для выращивания
того драгоценного цветка, который может произрастать на этой и только
на этой
почве. Ежедневное упорное возделывание этой почвы приведет к развитию
иудаизма. Иудаизм в галуте закостенел. Пришло время вселить в него
новую
жизнь. Гесс писал в 1861 году: "Иудаизм не знает кастового духа и классового
господства. Дух иудаизма с младенчества - социал-демократический. Дух
иудаизма - это дух еврейства. Корень его прошлых, современных и будущих
творений находится не в небесах, он в духе и сердце нашего народа.
Пока этот
народ имел свою территорию, где мог свободно развивать свой дух, он
реализовал его в институциях и литературе, которую все человечество
считает
совершенной" (4).
У еврейского народа вновь есть своя территория. У еврейского народа
вновь
есть свое государство. Оно должно быть еврейское государством, не на
словах,
а на деле.
3. Yaacov Herzog. Speeches & Writings. A People that Dwells Alone.Weidenfeld
and Nicolson, London, 1976.
4. Моше Гесс. Рим и Иерусалим. Библиотека-Алия, 1991.
2 октября 2002 года.