Утром праздника Суккот в возрасте 94 лет, ушел в лучший мир бывший Главный ашкеназский раввин Израиля, глава ешивы «Мерказ а-Рав», духовный лидер национального лагеря Р. Авраам Элькана Шапиро.
Р. Шапиро был болен уже давно, но в последнее время его здоровье начало заметно ухудшаться. В последний раз он молился со своими учениками в ешиве в канун Нового года, будучи уже в кресле на колесах и с кислородным баллоном. После молитвы его увезли, так как он почувствовал себя плохо, и больше уже он на публике не появлялся.
На протяжении последних недель евреи по всей стране молились за его выздоровление, а в прошлый вторник у Котеля (Западной стены) состоялась массовая молитва за выздоровление одного из величайших раввинов поколения. Последние дни Рав Шапиро был госпитализирован в столичной больнице «Шаарей цедек» («Врата справедливости»), где и скончался утром праздника Суккот.
Рав Шапиро будет похоронен в пятницу 28 сентября утром на Масличной горе. Похороны начнутся в 10:30 часов утра в ешиве «Мерказ а-Рав», откуда похоронная процессия проследует по Иерусалиму к старинному еврейскому кладбищу на Масличной горе. Несмотря на галахическую традицию не произносить над могилой траурные речи в честь покойного, ввиду того, что кончина и похороны выпали на праздник, в данном случае т.к. речь идет об одном из самых великих духовных лидеров нашего поколения - похороны пройдут несмотря на праздник и будут включать траурные речи в честь покойного. Его семья и ученики не будут сидеть Шиву (семь день глубокого траура) в праздник, но сразу после Симхат Тора начнется траурная неделя Шива.
Рав Авраам Шапиро родился в Иерусалиме в 1913 г., шестое поколение в Эрец Исраэль в своем роду. В ранней молодости он учился в ешиве Эц Хаим, а затем в хевронской ешиве «Слободка» (разромленной в арабском погроме 1929 г.). Его учителями в Хевроне были р. Моше Мордехай Эпштейн и р. Ехезкель Сарне. Уже в те годы р. Шапиро прославился не только своим усердием в изучении Торы, но и как «илуй» (просветленный, выдающийся и многообещающий ученик Торы).
После женитьбы он переехал в Иерусалим, куда он был приглашен учиться в ешиву знаменитого раввина Авраама Ицхака Кука. В этой ешиве он остался на всю жизнь, став в ней после окончания учебы одним из преподавателей, а впоследствии, 60 лет назад – главой ешивы.
В 1956 г. он возглавил в Иерусалиме раввинатский суд (бейт дин); на эту должность он был назначен равом Ицхаком аЛеви Герцогом. В 1983 г. он стал Главным ашкеназским раввином Израиля и оставался в этой должности до 1993 г., когда на смену ему пришел р. Исраэль Меир Лау.
Еще в молодости р. Шапиро вступил в контакт с такими великими раввинами поколения как Хазон Иш, р. Цви Песах Франк, р. Ицхак Зеэв Соловейчик и р. Иссер Залман Мельцер. С ними он переписывался на протяжении многих лет, и эта переписка вошла в книгу под названием «Эвен аЭцель».
Р. Шапиро пользовался огромным авторитетом в мире иудаизма, благодаря своим глубочайшим знаниям. С ним часто консультировались другие раввины по самым трудным вопросам современности: по вопросам браков и разводов, особенно среди новых иммигрантов, по вопросам кашрута и Эрец Исраэль. Среди своих учеников р. Шапиро был известен как учитель, чье сердце всегда открыто для них.
Рав Шапиро, который унаследовал взгляды своего учителя, р. Авраама-Ицхака Кука, был одним из столпов религиозного сионизма. Его почитали как духовного лидера национального лагеря. В годы так называемого «мирного процесса», или «процесса Осло», р. Шапиро открыто высказывал национальные взгляды и выступал против Соглашений «Осло», против сдачи любых частей еврейской земли врагу в обмен на мир, ссылаясь на Галаху и утверждая, что «отказ от суверенитета на землю противоречит Галахе». Он никогда не боялся высказывать свои взгляды открыто, несмотря на то, что многие считали это вмешательством религии в политику. Для р. Шапиро это была не политика, а святость Эрец Исраэль и обязанности евреев по отношению к ней. Он не побоялся открыто призвать своих последователей отказаться от выполнения преступных приказов изгонять евреев из их домов и ферм в Эрец Исраэль. Главному равину ЦАХАЛа во время изгнания жителей Гуш-Катифа Исраэлю Вайсу, он запретил называть себя "учеником и последователем рава Шапиро", если он не снимет погоны и не уйдет в отставку до реализации армией этого преступления.
Среди израильских политиков особенно остро ощущают потерю лидеры блока партий МАФДАЛ/Ихуд Леуми. Лидер парламентской фракции блока Ури Ариэль сказал сегодня в связи с кочиной р. Шапиро, что Рав Шапиро определял направление религиозного сионизма на протяжении последних 25 лет и был решительным лидером и духовным светочем религиозных сионистов.
Барух Даян Эмет.
Седьмой канал