Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
Йосеф Трумпельдор(18.03-08) Сегодня, 11 числа еврейского месяца адара, - практически забытый нынче в Израиле праздник. День памяти Йосефа Трумпельдора (1880-1920), чье имя когда-то было символом еврейской национальной борьбы за независимость, борьбы с оружием в руках.

Имя Йосефа Трумпельдора дало название молодежной организации партии Ликуд (преемницы правой партии сторонников ревизионистского сионизма «Херут» -«Свобода»). Название это в Израиле знакомо всем: «Бейтар» (Бейт Йосеф Трумпельдор).

Поселение «Тель-Хай», которое оборонял и в котором героически погиб в 1920 г. Йосеф Трумпельдор и где был с почестями похоронен - стало после образования Израиля местом массового паломничества и проведения воспитательных школьных экскурсий.

В «Тель-Хае» был создан музей Трумпельдора, рассказывающий о быте первых десятилетий 20 века и атмосфере борьбы с непрекращающимися арабскими разбойными нападениями на вполне «законные» еврейские поселения, построенные на земле Эрец Исраэль. Земле, приобретенной на собранные по грошам евреями многих стран деньги. Отражая одну из таких атак и погиб Йосеф Трумпельдор.

Сегодня израильские СМИ сообщили, что к празднику был отремонтирован мемориальный комплекс «Тель-Хай», который «вновь готов к приему посетителей».

Комментарий
Для того, чтобы понять почему мемориальный комплекс вдруг стал нуждаться в столь капитальном ремонте и почему долгое время, вплоть до настоящего времени, посетителей в «Тель-Хае» не принимали, - следует знать ситуацию, сложившуюся в последние годы как вокруг мемориала «Тель-Хай» так и вокруг имени и жизни Трумпельдора.

Но сначала немного о нем самом.

Имя этого офицера российской царской армии, лишившегося левой руки во время русско-японской войны 1905 г. и побывавшего в японском плену, прославилось еще в России. Российское командование наградило Трумпельдора за героическое поведение в японском плену. Йосеф Трумпельдор, будучи врачом по специальности, в плену лечил других русских пленных и поддерживал их дух не только лечением, но и морально.

В юности Трумпельдор, сообщает энциклопедия, учился в Ростовской ешиве. Затем освоил профессию зубного врача. Будучи врачом и ушел на русско-японскую войну.

Боевой опыт пригодился Трумпельдору, когда, вернувшись в Россию, он столкнулся с необходимостью защищать свой народ от погромщиков.

Трумпельдор был организатором «Комитета обороны евреев» - предтечи последующих еврейских организаций самообороны, как в Российской империи, так и затем на Земле Израиля. В ряде случаев «Комитет», в котором участвовали опытные российские военные-евреи, действовал весьма успешно, рассеивая толпы громил, спасая десятки человеческих жизней.

Этот опыт весьма пригодился Трумпельдору на Родине - в Эрец Исраэль, куда он прибыл накануне первой мировой войны, чтобы лично принять участие в строительстве в Израиле еврейского «ишува».

О неимоверно тяжелых условиях в которых жили еврейские поселенцы в то время на территории нынешнего Израиля, контролировавшейся тогда турками (Оттоманская империя, Блистательная порта), - написаны книги. Эпидемии, прежде всего лихорадка и малярия, часто голод, - преследовали смельчаков-энтузиастов - еврейских поселенцев начала 20 века. В этих неимоверно тяжелых условиях люди основывали новые и новые поселения, сельскохозяйственные коммуны и т.д.

Но этого мало. Еврейским жителям «Палестины» приходилось отражать вооруженные разбойные нападения соседей - арабов, в основном, бедуинов, которые, в отличие от евреев, сельским хозяйством и другими видами хозяйственной деятельности не занимались, а жили в основном разбоем и грабежом.

И здесь Трумпельдору вновь пришлось организовывать «Отряды самообороны от арабских бандитов» (именно так они официально назывались тогда!)

В богатой биографии Трумпельдора (уже лишившегося левой руки в войне 1905 г.) - борьба в рядах британской армии, союзницы России, против Оттоманской империи во время первой мировой войны.

В Британии молодой Трумпельдор, высланный как российский подданный с началом Первой Мировой войны (Оттоманская империя, будучи союзницей Германии, - стала врагом Российской империи и ее союзников), познакомился с Зеэвом Жаботинским - «отцом» правого (ревизионистского) политического сионизма. Эта встреча оставила глубочайший отпечаток в душе Трумпельдора и во многом определила всю его дальнейшую жизнь.

Между тем, нападения арабов на еврейских жителей будущего государства Израиль принимали все более массовый и жестокий характер. Буквально каждому еврейскому поселению приходилось одновременно работать и воевать с арабскими бандитами.

Трумпельдор погиб в боях с арабами, напавшими на евреев поселения «Тель-Хай» в 1920 году. Повторим, все это происходило в Эрец-Исраэль задолго до 1967 года и т.н. «оккупации арабских земель». Задолго даже до образования Израиля в 1948 году, - в 10-20-х годах прошлого века.

Йосефу Трумпельдору принадлежит историческая (сегодня ее достоверность, а еще более - правильность, постоянно пытаются оспорить в Израиле) фраза, сказанная им перед смертью: «Хорошо умереть за Родину» («Тов ламут бэад арцейну!»). Подправить знаменитую фразу позволил себе в 90-х годах прошлого века непосредственно премьер-министр Израиля Ицхак Рабин, очень красиво заочно парировавший: «Эта фраза неправильна! Хорошо не умереть за Родину, хорошо жить за Родину!».

В последние десятилетия, несмотря на то, что формальная наследница дела Трумпельдора - партия Ликуд с 1977 года почти без перерывов находится у власти, либо в коалиции, либо «единолично» - дом-музей Трумпельдора в Тель-Хай, где он погиб и где похоронен, принимал явно все уменьшающееся число экскурсий, в том числе школьных. Пока поток гостей не заглох почти совсем. И тогда в музее наступило запустение… Из «летаргического сна» музей Трумпельдора и попытались вывести капитальным ремонтом заброшенной экспозиции.

Перспективы
Причина столь разительной перемены в статусе музея «Тель-Хай» из места национального паломничества превратившегося в заброшенный мемориальный комплекс – проста. После подписания договора «Осло», сделавшего палестинских бандитов и убийц (ничуть не изменившихся со времен бандитских нападений на еврейских поселенцев в начале 20 века), - «легитимными партнерами Израиля», - личность и дело Трумпельдора стали почти моветоном в Израиле.

Прошли десятилетия и обстоятельства смерти и жизни Трумпельдора стали… смущать прилизанных политкорректных правительственных чиновников. Ведь Трумпельдор с оружием в руках боролся с арабами, как сейчас принято говорить с «палестинцами». А эти последние, - безжалостно терроризировали и убивали еврейских поселенцев на всей территории нынешнего Израиля. И все это было задолго до начала «справедливой борьбы палестинского народа против оккупации его земель в 1967 году» и задолго до раздела Палестины и образования Израиля.

Другими словами, - никакие провозглашаемые ныне причины озлобления и конфронтации арабов с Израилем тогда не действовали, а арабский террор уже «процветал». Что само по себе выбивает почву из-под ног всех нынешних идеологических «палестино-израильских аксиом», принятых на вооружение израильским истэблишментом.

Столь напряженное отношение к личности Трумпельдора, когда-то ставшей национальным символом, - у современной политической элиты Израиля, многие из нынешних представителей которых (Ольмерт, Ципи Ливни, Зеэв Бойм) - выходцы из Бейтара. Весьма не случайно и весьма характерно!

Сегодня Йосеф Трумпельдор с историей его жизни и борьбы с арабскими бандитами нынешнему руководству страны, буквально, как кость в горле: и выплюнуть ее нельзя, - национальный символ! И «проглотить» ее невозможно. Ибо последнее означает признать, что все звучащие сегодня фразы о мирном сосуществовании двух народов, которому якобы мешает лишь произошедшее в 1967 году «преступление» Израиля - «оккупация Иудеи, Самарии и Газы»; все слова об обязанности «укреплять умеренных лидеров» Палестинской автономии, деды которых занимались антиеврейским разбоем еще задолго до всех «оккупаций» и «мирных инициатив»; все постулаты и заклинания «политического урегулирования»; вся вера в то, что после того, как что-либо отдать арабам, создать палестинцам государство на еврейской земле, - наступит мир между двумя народами, - все это является беспардонной ЛОЖЬЮ, наглым враньем. И сама история жизни Трумпельдора буквально вопиет об этой лжи.

Есть и еще нечто, что разделяет израильского героя и нынешнюю элиту: последняя ни умирать за эту землю, ни даже «жить за нее» явно не собирается. Речь идет (в их случае) о более или менее выгодной «продаже» Израиля и конвертации собственной власти в деньги и в будущее благополучие, - за пределами хладнокровно пускаемого «на дно» израильского «Титаника».

Трудно представить себе два более чуждых друг другу подхода - подход Йосефа Трумпельдора, и подход его выродившихся и вконец измельчавших «воспитанников» и «последователей».

Именно поэтому имя и жизнь Йосефа Трумпельдора будут и далее замалчиваться. И школьных экскурсий в Тель-Хай, навевающих школьникам (да и их экскурсоводам) ненужные раздумья о том, кем именно являются палестинские «умеренные партнеры по урегулированию», - этих экскурсий будет все меньше и меньше. Пока их ручеек не иссякнет. До тех времен, когда неумолимые события вновь не заставят израильское общество вспомнить о российском ветеране, защищавшем с орудием в руках евреев Израиля от арабских погромщиков. И называвшего вещи, - что возможно, еще более важно, - своими именами.

Материал сайта www.evrey.com