“Макор Ришон” 26.10.2001.
“Что слышно?” - спросил меня товарищ несколько дней назад. “Спасибо,
все хорошо” - неопределенно ответил я. “Хорошо? Положение – хуже
некуда. “. “Не согласен”- возразил я, “положение обязано существенно ухудшиться!”
По-видимому, не все мы понимаем суть процесса, протекающего в наши
дни. У нас нет проблем с арабами, нет проблем и с другими народами. Все
наши проблемы исключительно внутренние. Концепция, с которой мы жили на
протяжении более ста лет, назовем ее концепцией светского сионизма, закончила
свою миссию. Она развалилась с громким треском на наших глазах. Форма мышления,
система ценностей, идеалы, цели и постулаты, на основе которых мы мечтали,
стремились, думали и действовали, изжили себя. Сегодня эта концепция не
только не в состоянии решить проблемы, которые стоят перед государством
Израиль, она сама создает проблемы. Да, проблемы не объективны. Они не
там, вовне, в положении на Ближнем Востоке или в общей международной ситуации.
Все они внутри нас, они субъективны.Они реализованный продукт нашего мышления.
Мы сами создали “фундамент” проблем. Поэтому все главы правительства
в последние десятилетия, включая Шарона и Нетаниягу, были не в состоянии
найти выход из тупика. Когда разваливается основа концепции, все у кого
духовный, мировоззренческий, мыслительный мир построен на ней разваливаются
вместе с ней. “Заключенный не может сам освободить себя из заключения”,
- говорят наши мудрецы.
Речь идет о базисе – смысле проживания евреев на Земле Израиля. Речь
идет об ответе на вопрос: в чем значение еврейского существования на Земле
Израиля и каковы его цели? Какие нравственные обязательства накладываются
на нас? Какая моральная система может стать основой нашего бытия – западная
или еврейская? В чем идеал и в чем испытание? Откуда пришел наш корабль
и куда мы направляем его? Эти вопросы должны ставиться при разработке и
приведении в действие всех наших программ – политических, военных, экономических
и социальных.
Ребенок, учащийся в школе, часто не может найти решение математической
задачи из-за того, что не ищет его в нужном месте. Мы не сможем выйти из
кризиса, если не сможем построить наше израильское бытие на новой основе.
Мы не сможем продолжить полный чудес процесс возвращения евреев на нашу
землю, если не найдем для него новую основу. Можно сказать, что мы не сможем
и дальше идти путем сионизма если не освободимся от него.
Чтобы освободиться раз и навсегда от влияния идеологии, которая закончила
свою миссию, надо отступиться от нее и пойти путем новой идеологии.
Между старым миром, который разваливается, и новым миром, который еще
не родился, находится ничейная территория, где царствует духовный, мировоззренческий
и идейный вакуум. И мы, как народ, в значительной степени пребываем на
этой территории. Разваливается не только концепция, в соответствии с которой
мы думали и действовали в течение ста лет, но и руководство все еще находящееся
у власти.
К нашему сожалению, положение должно еще ухудшиться чтобы все мы, или
по крайней мере боольшинство из нас, освободилось от прошлого. Вместо старого
мировоззрения вoсстанет новое, новая концепция, которая даст новые ответы
на базисные вопросы нашего бытия. Они существуют и находятся в иудаизме.
Надо только стряхнуть с него пыль и обновить эти ответы. Они находятся
в иудаизме, не только в “религиозном” понимании этого термина, которое
иногда так узко, но и в более широком понимании - иудаизма как
“еврейства” , первоначальном, богатом, свободным для творчества. Нет в
другом месте ответов на волнующие нас вопросы. Нет другой основы для существования
евреев на Земле Израиля.
Однако, пока мы не примем этот новый подход, пока не проявятся
внутри нас силы нового руководства, основывающегося в своей деятельности
на новых принципах, а мы не будем готовы идти за ним – положение будет
ухудшаться. Будем надеяться, что оно не станет совсем плохим.
Перевод Б.Новака.