Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Материал сайта MIGnews.com

После долгой подготовки Израиль наконец решил отремонтировать пешеходный мост, ведущий на Храмовую гору в Иерусалиме. Результатом стали массовые беспорядки с десятками раненых, откровенные провокации со стороны арабских лидеров, истерика в мировой прессе и скандал в израильском правительстве. Главное же – конфликт не разрешен, и экстремисты грозят еврейскому государству новой интифадой.

По сути дела, страсти разгорелись на ровном месте. Единственный мост, по которому можно подняться на Храмовую гору, пришел в негодность уже давно. Посетители (в основном, арабы и туристы) пользовались временным мостом, не отвечавшим нормам безопасности и рискующим обвалиться в экстремальной ситуации – например, при массовой эвакуации людей с Горы.

Ремонт и предварительные археологические работы были заранее согласованы с Управлением по контролю над исламскими святынями – вакфом и Иорданией, которые теперь это отрицают.

Нельзя сказать, что вспышка, которая последовала немедленно после начала работ, стала неожиданностью для израильских властей. Арабское население очень остро и чаще всего неадекватно реагирует на все, что так или иначе относится к Храмовой горе, а тема посягательства на исламские святыни – излюбленный повод для провокаций со стороны радикальных авторитетов.

Мелкие стычки во время пятничных молитв, когда арабы сверху забрасывают камнями молящихся у Стены Плача евреев, происходят постоянно. Сегодня же вспоминают два наиболее значительных инцидента. В 1996 году премьер-министр Биньямин Нетаниягу приказал открыть тоннель Хашмонеев рядом с Храмовой горой. В ответ начались волнения, в которых погибли 15 израильских солдат и 61 араб.

В 2000 году Ариэль Шарон, бывший тогда лидером правой оппозиции, поднялся на Храмовую городу. Возникшие беспорядки вылились в интифаду Аль-Акса, самую кровопролитную за всю историю палестино-израильского конфликта.

Неудивительно, что в феврале 2007 года полицейские подразделения были заранее стянуты к Старому городу и приведены в повышенную готовность. Хотя казалось, что момент для проведения работ выбран оптимально – палестинское население занято перемирием между ФАТХом и ХАМАСом, его лидеры договариваются о формировании нового правительства.

Палестинцы и в самом деле не могли затеять беспорядки – на Храмовую гору в эти дни попускали только обладателей израильских паспортов. Они – израильские арабы - и подхватили эстафету протеста, откликнувшись на призыв своих палестинских братьев "защитить мечеть Аль-Акса", хотя мечети никто не угрожал. Во главе противостояния встал один из вождей Исламского движения (организация израильских арабов) Раад Салах, пригрозивший израильским властям: "Вы играете с огнем, и можете обжечься".

Не остался в стороне и арабский мир. Власти Ирана сообщили о "сионистском заговоре" против ислама. Король Марокко Мухаммед, король Иордании Абдалла, правительство Египта настаивают на прекращении работ. Лига арабских государств обратилась в ООН и ЮНЕСКО с требованием запретить кощунственные действия Израиля. Скорее всего, запретительная резолюция не замедлит появиться - на Западе придерживаются мнения, что Израилю не стоит раздражать мусульман, а следовательно, ремонт должен быть остановлен.

Храмовая гора издавна является камнем преткновения в отношениях евреев и мусульман. В исламском мире бытует теория о том, что там, где сегодня стоит мечеть Аль-Акса и где, по преданию, вознесся на небо пророк Магомет, не было ни Первого, ни Второго еврейских Храмов. Опровергнуть эту идею легко могут археологические находки. Именно поэтому мусульманское духовенство всегда выступает против раскопок в районе Горы либо настаивает на передаче их арабским организациям, как это было в 2004 году. Тогда реставрацию Соломоновых конюшен вели иорданские подрядчики.

Споры вокруг Храмовой горы достигли апогея в 2001 году, когда правительство Эхуда Барака демонстрировало свою готовность к уступкам и даже к разделу Иерусалима. Нечто подобное может произойти и сейчас, когда министр обороны Амир Перец через прессу объявил о своем несогласии с проведением работ. Демонстративное выступление Переца показало всему миру, что в израильском правительстве царят разлад и разногласия, чем не преминут воспользоваться враги еврейского государства.

Некоторые эксперты предполагают, что беспорядки вокруг Храмовой горы были спланированы заранее и напрямую связаны с достигнутым в Мекке соглашением о перемирии между ФАТХом и ХАМАСом. В самом деле, действия против общего врага могут стать самым надежным сплачивающим и примиряющим фактором для враждующих палестинских группировок. Лидеры экстремистов вполне могли пойти на этот шаг, резонно полагая, что не все полевые командиры согласятся сложить оружие, не покончив счеты между собой. Новая интифада была бы здесь как нельзя кстати, тем более что мировое общественное мнение легко согласится обвинить в ней Израиль.

Надо отметить, что и в самом Израиле многие придерживаются умеренной позиции и считают, что не стоит провоцировать арабов на выступления. Ремонт моста, даже необходимый и оправданный, не стоит той крови, которая может пролиться в результате возникших волнений. Однако отступление Израиля сейчас будет означать добровольный отказ сегодня и впредь от своих прав на Храмовую гору, а в дальнейшем – и на другие спорные территории. Для фанатиков и экстремистов капитуляция израильских властей станет наглядным примером того, как нужно добиваться своих целей.

Израиль стоит сегодня перед трагическим выбором, возможно, равнозначным тому, который был сделан перед началом войны в Ливане. Руководителям страны придется принимать решение в отсутствии единства, народного доверия и четкой идеологической платформы. Но от этого решения сегодня зависит гораздо больше, чем судьба очередного правительства.