Maof

Monday
Dec 23rd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 
{nomultithumb} В последнее время было организовано несколько восхождений на Храмовую гору. Многие читали репортажи об этом, видели фотографии. Все уже поняли, что к евреям в этом месте отношение особенное. Что только у евреев требуют предъявить удостоверения личности, записывают их данные, разрешают ходить по Храмовой горе лишь в сопровождении израильского полицейского и араба – представителя ВАКФа.

В этом репортаже я хотела бы коснуться другой темы. Для чего мы вообще поднимаемся на Храмовую гору? Что для нас значат эти восхождения?

Мы приходим туда не как туристы. Храмовая гора – место, куда были обращены молитвы нашего народа на протяжении тысячелетий. Это место было центром притяжения, а в будущем станет также и духовным центром для нас, и для народов мира. Поднимаясь на гору, мы выполняем заповедь מורא המקדש – почитание Храма. В трепете мы восходим на Храмовую гору, явственно ощущая свою связь с этим местом.

Перед подъемом. Туристов пропускают, а мы вынуждены ждать, пока проверят наши теудот зэут:


Обход мы начинаем с южной стороны. До Ирода Храмовая гора была размером примерно 250 на 250 м. Ирод расширил ее почти вдвое – с юга и с севера. Он не насыпал новую гору, а построил арки, которые сверху засыпал землей. Поэтому, когда мы стоим на участках, добавленных Иродом, мы, по существу, стоим над пустотами.

Пристройка Ирода. Видны колонны тех времен:


Наш проводник рассказывает, что камни, по которым мы идем, были использованы когда-то в строительстве еврейских домов. Четко видны выдолбленные в камне отверстия – углубления для мезузы:


Мы обходим гору:

На южной стороне горы есть две лестницы. На месте одной из них были во времена Храма ступени, по которым евреи поднимались на гору из города Давида. А другие ступени вели вниз:





Археологи считают, что фонтан, который можно увидеть сейчас на Храмовой горе, связан с древней системой подземных водохранилищ, построенной Иродом. Водохранилища наполнялись дождевой и родниковой водой, которая шла на нужды Храма:


Мы продолжаем свой путь по восточной строне Храмовой горы. Как всегда – в сопровождении почетного эскорта:


Вход в Храм был с востока. Принято останавливаться на месте, которое находится прямо напротив бывшего входа в Храм. Мы несколько минут стоит здесь. Это время кто-то использует для молитвы, кто-то в мыслях о своих близких, для кого-то это возможность задуматься над вопросом: что такое для нас Храм?


На восточной стороне находятся ворота – שער הרחמים. Они сейчас заложены. Правда, ворота с тем же названием, описанные в Мишне, находились правее. В них выходили, чтобы сжигать красную корову, и через эти ворота, согласно пророчеству, на гору придет Машиах...


А на северной стороне мы видим ворота – שער שבטים , через которые в 1967 году израильские десантники ворвались на Храмовую гору:


К северу от Храмовой горы была другая гора. Сейчас можно увидеть остатки этой скалы – большие камни, стоящие в основании здания. На этой скале стояла крепость Антония. Именно отсюда, как известно, пятый прокуратор Иудеи смотрел на ненавидимый им город...


Мы продолжаем путь по западной стороне Храмовой горы. Если внимательно присмотреться, можно заметить интересную деталь. Нижняя ступень имеет необычную форму, она очень широкая. Это – камень, остаток проходившей здесь стены. Идут споры о том, было ли это ограждением вокруг Храма (חיל), или же границей Храмовой горы до Ирода:


Наш обход завершается. Повернувшись лицом к Храму, мы делаем несколько шагов назад и выходим за ворота.

Так чем же является для нас Храмовая гора? Вопрос остается открытым...

"Живой журнал" antopol