В принципе, Пурим самый легкий праздник в году. Пост зимой проходит быстро, а слушать Мегилу, крича и стуча, когда помянули Амана, отнимает не так много сил.
Чем дальше, тем легче. Цдака беднякам? Дали. Шалахмонес друзьям и соседям? Подарили. А дальше - лехаим за праздничным столом. И чем больше друзей заходит в дом, тем чаще звучит это слово.
«Не каждый день Пурим!» - предупреждает народная мудрость. Но в данном случае мы можем высказать особое мнение. В эти драгоценные хмельные минуты еврей держится так, как должен вести себя весь год.
Мы не мешаем друг другу, сколько бы людей ни набилось в комнату, как бы ни шумели евреи на улице и во дворе. Помню, в отказные годы, мы с женой снимали треть дома в подмосковной Малаховке, где имелась своя синагога. В дни осенних праздников у нас одно время обитало человек двадцать - три семьи, плюс несколько холостяков.
Скромное чудо: не было ощущения давки и несвободы, «свалились нам на голову» и т.д. Друзья ходили собранные, легкие, светлые. Всем хотелось достойно встретить Рош а-Шана и Йом-Кипур. Мы, двадцать непохожих, двигались к общей цели вместе, как один человек. Говорят, что Йом-Кипур, он «ке-Пурим», два этих дня в чем-то похожи. Наверно, в ощущении полета, в том, что забываешь о пустяках. Цель у всех одна и важная: заслужить милость Всевышнего, Его прощение. И в Пурим, и в Йом-Кипур.
Мы помогаем друг другу. Кучу подарков шлет каждый из нас друзьям и соседям. На столе для памяти лежит список из трех десятков фамилий, но не так уж это дорого, не так уж трудно - положить в кулек с ленточкой пару яблок и пирожок. Впрочем, за «гоменташами» и прочей снедью стоят дела серьезные. Всевышний, утвердив этот обычай, хочет приучить нас к мысли что давать, делиться - легко. И брать - легко. В нашу богатую эпоху каждый по очереди играет роль бедняка.
Знаю большие семьи, у которых в пору зимних бурь протекает крыша, и нет свободных средств починить ее. Знаю очень состоятельных людей (магазин там, завод здесь), которые, просыпаясь, видят черное небо, и с ходу кидают в рот горсть таблеток, чтобы тоска не сбила с ног. Есть такие, у кого куча детей и нет традиций, нет понимания, как выстроить из стольких солистов оркестр. Есть другие, с традицией - но без детей. Все мы очень хорошие, хоть не очень счастливые. Но отсутствие цельности - это не дыра от снаряда, а выемка пазла, куда легко входит протянутая рука. Не все проблемы легко решить, но протягивать руки все равно нужно. Это создает критическую массу общей соединенности, что вовлечет неожиданное, приносящее радость вмешательство со стороны Творца.
«Наафох!..» В Пурим люди надевают маски, и чем взрослее еврей, тем его наряд глупее. В этом видна высокая мудрость. Человек сам себе посылает сигнал: «Это - не я!» Ведь в Пурим все наоборот, наперекор! Мы сбросим маски, и вдруг, вместо усталых и придавленных евреев увидим мудрых и счастливых. Не верите? Снимите вашу маску…