- Казалось бы, что может быть проще похода евреев на Храмовую гору? Ведь она - самое святое для евреев место в мире. Кажется, сам Бог велел посещать ее жителям Израиля, - сказала в интервью корреспонденту zman.com одна из основателей ассоциации "Место встречи" Маша Писецкая. - На практике, однако, всё происходит "с точностью до наоборот". Израильская полиция совместно с главным раввинатом и мусульманским "вакфом", под контролем которого находится Храмовая гора, делают всё, чтобы евреи туда не поднимались.
Раввинат считает, - продолжает Маша Писецкая, - что религиозным евреям Галаха запрещает подниматься на Храмовую Гору, хотя многие выдающиеся раввины придерживаются противоположного мнения. Однако раввинат - могущественная госструктура, благодаря чему он получает мощнейшую поддержку от полиции. Результатом является то, что еврейские граждане Израиля вправе подниматься на Храмовую году всего два раза в день и в строго определенное время. Если в заранее назначенный час иностранных туристов окажется больше - еврейская группа на Храмовую Гору не попадет.
Запрещено проносить молитвенники, а на самой Храмовой горе нельзя произносить еврейскую молитву. Евреям не позволяют передвигаться по Храмовой горе без конвоя. Нельзя задерживаться. Прежде, чем попасть на Храмовую гору, еврейских граждан подвергают тщательной проверке. И все эти меры предосторожности осуществляются только потому, что ты - еврей, причем - руками наших же еврейских полицейских, - говорит Маша.
Несмотря на откровенное противодействие израильского истеблишмента, маленькие группки религиозных евреев регулярно поднимаются на Храмовую Гору. Но большинство светских израильтян, и уж тем более новых репатриантов просто не знают о такой возможности.
- Сегодня на Храмовой горе побывало несколько сот еврейских граждан, среди которых было много репатриантов из разных городов, в том числе родители с детьми, - рассказал Ицхак Имас, "ходячая энциклопедия", многоопытный гид, регулярно сопровождающий евреев на Храмовой горе. - В этом году один из энтузиастов еврейского присутствия на Храмовой горе - Асаф Фрид предложил в дни Суккот организовать восхождение с детьми. Генеральный директор Института "Микдаш" Иегуда Глик подал соответствующую просьбу в полицию и получил разрешение. Мы начали запись. 250 человек записались на утро, еще примерно столько же - на послеобеденное время. Но реально народу собралось гораздо больше.
В 7.30 утра полиция начала пропускать евреев на Храмовую гору маленькими группами - по 10-15 человек.
- В целом утром - с 7.30 до 10 часов - там побывало 400 человек, - говорит Ицхак Имас. - А с 12.30 до 13.30 у Магрибских ворот собралось еще человек триста, причем многие приехали издалека - из Хайфы и Крайот, Бней-Брака, Тель-Авива и других городов.
Полиция начала делить еврейских посетителей на маленькие группы, но позже стала пропускать уже по 60-70 человек: время поджимало.
- Нас очень торопили, из-за чего подготовленную специально для детей программу осуществить не удалось, - говорит Ицхак Имас. - Вошли на Храмовую гору практически все - 600-700 человек. Думаю, со времен мамелюков такое количество евреев на Храмовую гору еще не поднималось. Разве что в Шестидневную войну десантников там, наверное, было больше...
Ровно в 13.30 служители "вакфа" заперли изнутри Магрибские ворота. Израильским полицейским не оставалось ничего иного, кроме как выдворить из пропускного пункта оставшихся там еврейских граждан - порядка трех десятков человек. По словам Елены Имас, сделано это было в довольно жесткой форме, но обошлось без рукоприкладства.
- С каким ощущением вы возвращаетесь сегодня с Храмовой горы? - такой вопрос корреспондент zman.com задал Ицхаку Имасу.
- Арабов сегодня на Храмовой горе было не больше, чем обычно, - сказал он, - а ощущение, с которым я спустился, можно назвать смешанным: с одной стороны, мне удалось прочесть с листочка отрывок из Торы. И если полицейские меня и прервали, то лишь потому, что восхождение проходило сегодня очень быстро из-за большого количества еврейских групп. С другой стороны, я готовился давать объяснения на русском языке, но это было невозможно, так как группы оказались смешанными. Говорил я на иврите, но, надеюсь, что репатрианты, составлявшие примерно треть моей группы, всё поняли и без перевода.
Массовое восхождение на Храмовую гору Ицхак Имас назвал переворотом.
- Надеюсь, в следующий раз желающих будет еще больше, - сказал он.
- Когда стоишь на Храмовой Горе и смотришь на Иерусалим сверху, ощущаешь себя хозяином еврейской земли, а не несчастным бесправным евреем, плачущим у маленькой "стены плача", - сказала Маша Писецкая. - Благодаря историку Ицхаку Имасу мы почти за два года провели на Храмовую Гору тысячи людей, но это - капля в море. Как пресс-секретарь Юридического Форума в защиту Эрец-Исраэль, я обратилась за помощью к своей организации. Адвокат Юридического форума Ицхак Бам подал в полицию прошение с требованием предать гласности все инструкции, касающиеся процедуры проверки евреев, поднимающихся на Храмовую гору, и ограничений "еврейских" восхождений. Как видите, это прошение не осталось незамеченным - оно сработало.
Сегодня в первый раз за многие годы израильская полиция разрешила нескольким сотням евреев подняться на Храмовую Гору и открыто там молиться, - продолжила Маша Писецкая. - И хотя до полного прекращения дискриминации евреев на Храмовой Горе еще далеко, можно с уверенностью сказать: сегодня - день нашей победы. Победы ассоциации "Место встречи", Юридического форума в защиту Эрец-Исраэль, центра "МАОФ", организовавшего подвозку из Хайфы, и многих других организаций, борющихся за то, чтобы евреи могли с гордо поднятой головой посещать величайшую еврейскую святыню - Храмовую гору.
Александр Непомнящий, основатель и бессменный руководитель центра "МАОФ", придерживается аналогичного мнения:
- Сегодняшний день наверняка войдет в историю Страны, как день Великого прорыва, - сказал он. - Восхождение на Храмовую гору совершили представители всех слоев населения - правые, левые, светские и верующие. Из одной только Хайфы приехало порядка ста человек. А будет - еще больше. Потому что (вспомним высказывание еврейских мудрецов) "тот, кто владеет Храмовой горой, будет владеть и Иерусалимом. Тот, кто владеет Иерусалимом, будет владеть и Землей Израиля".