Maof

Friday
Nov 22nd
Text size
  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 
Предисловие:
Восхождение в Холь аМоэд подняло две волны, которые подтверждают его значимость. Это, во-первых, истерическая реакция полиции (некоторые ограничения при подъемах ряда групп в последующие дни, идиотский арест Иегуды Глика), которая, как оказалось, была вызвана фотографией в прессе Иегуды Эциона, читающего с листочка тот текст, который положено читать в Храме царю. Но я думаю, их напугало, что при таком наплыве восходящих он перестал выглядеть неопасным аутсайдером. Во-вторых, это буря в русском интернете, вызванная, несомненно, манией величия (больше половины поднявшихся были нерусскоязычные, а среди русскоязычных был определенный процент тех, кто уже подымался с нами), т.е. если бы те, кто был разбужен Сашей Непом, продолжили бы спать, восхождение все равно сохранило бы свои масштабы. Тем не менее, "Буря" меня радует, она принесет новых восходящих, увеличит их понимание и т.п.

- Галаха:
Меня спрашивали еще перед восхождением, ведь все говорят, что галаха запрещает. Вот сейчас есть возможность ответить. Галахические запреты основываются на изгнании нечистых из трех лагерей в пустыне (Бамидбар 5, 1-4). Из всех лагерей изгоняется прокаженный (в наше время этот вид тумы невозможен), ибо он сидит один (Ваикра 13,46). Из лагеря Левиим (Храмовая гора) изгоняются все те, тума которых выходит из их тела, а из лагеря Шхины (Храм и Храмовый двор) изгоняется любой нечистый.
Таким образом, на Храмовую гору запрещено подниматься "ниде", "заве", роженице (если бы женщины не могли очиститься от этих тумот, они были бы запрещены для своих мужей под страхом карета). По поводу мужчины-зава большинство рабаним считают, что не нужно опасаться, что ты зав без веских причин, ибо этот вид тумы практически не встречается (так пасак например рав Оербах для солдат находящихся на Храмовой горе), но даже если опасаться, можно очиститься от этой тумы окунувшись в источник. Остается добавить, что преднамеренное вхождение на Храмовую гору с вышеозначенной тумой карается поркой (39 ударов), а не каретом.
Под страхом карета нельзя заходить нечистому на Храмовый двор. Мы не можем очиститься от тумы от мертвого, т. к. не имеем пепла коричневой коровы. Для строительства Храма, принесения общественных жертвоприношений и пасхальной жертвы можно войти на Храмовый двор с тумой от мертвого, если нет возможности поручить это очистившемуся.
В определении местоположения Храмового двора мы основываемся на традиции, на ответе РаДБаЗа ("ришон", комментатор Рамбама, рав Иерусалима 400 лет назад). На эту тему имеется богатая литература (рав З. Корен, Ашер Гросберг и др.).

- Все галахические авторитеты…:
Боюсь, что нет ни одного галахического авторитета среди "ришоним", запрещающего подыматься на Храмовую гору. Наоборот: Рамбам поднимался, РаДБаЗ разрешал, Меири писал, что это "простой обычай", р. Иехиель из Парижа (из авторов тосафот) пытался приносить жертвы. Еще раньше - свидетельства о синагоге, сразу после арабского захвата Омар назначает евреев распорядителями на Храмовой горе, ранее в период персидского захвата (нач. 7 века) есть свидетельства о жертвоприношениях и т. д. Все это без пепла к. коровы.
Как себя объясняют нынешние "авторитеты", выступая против ришоним? При ближайшем рассмотрении "все галахические авторитеты" такое же порождение полемического задора, как карет на Храмовой горе (см. выше). Не думаю, что имеет смысл приводить список рабаним – глав ешив, равов населенных пунктов и т. п., поощряющих или разрешающих восхождения. Потом долго спорить, чьи рабаним авторитетнее.
Против книг и публикаций по галахе сторонников восхождений несколько крузим и ни одной попытки развернутого галахического обоснования запрета.
Про невозможность обоснования запрета незнанием писал "тоже Игорь". http://hannale.livejournal.com/264463.html?thread=4275471#t4275471
Запрет рабанута? Не думаю, что найдется рав, записывающий в эпикорсим всякого не уважающего рабанут. В данном случае, я думаю, имеет место мнение, превращенное в галахическое постановление не в меру пламенными хасидами.

- Восхождение туристов:
Единственной тактической ошибкой Саши было то, что записывающие не получили инструкцию говорить всем о галахических ограничениях. Среди обратившихся ко мне я обнаружил, что многие не видели моих объявлений, а значит "невразумительное" указание моего телефона в Сашиных объявлениях сработало.
Пиар? Я отнюдь не солидарен с его видением Храма, но это далеко от отношения к Храмовой горе, как к туристическому объекту.
Рабанут своим запретом (только для религиозных) создал условия для туристических посещений мечетей для всех остальных. Мы не можем это предотвратить, но мы создаем альтернативу, ведем людей к месту Храма, а не к мечетям, стараясь обеспечить соблюдение галахических правил, насколько возможно.

- Заключение:
Так о чем же спор? Мне кажется, спор не о деталях. Причина, по которой восхождения или массовые восхождения считаются недопустимы, это любовь к галуту. Об этом в письме Магена

"Живой журнал" gush_katif_ru