На этой неделе состоялось наше очередное восхождение на Храмовую гору. Оно проходит по уже известному сценарию. У входа на Храмовую гору стоят израильские полицейские. Они беспрепятственно пропускают толпы туристов, быстро прогоняя их через металлоискатель. Увидев нас (группу из шести мужчин, двух подростков и двух женщин) девушка полицейская восклицает: מה, אתם יהודים? (вы - евреи?) и требует наши удостоверения личности. Далее следует инструкция: не молиться, не шевелить губами и т.д., после чего к нам приставляют одного полицейского и одного ВАКфовеца, и восхождение начинается.
Мы обходим Гору справа налево, т.е. так, как это было принято во времена Храма. (Мишна, мидот 2:2 ). На фотографии видна лестница, поднимающаяся из-под земли. Можно заметить, насколько она не соответствует симметричному зданию мечети Аль-Акс. Именно в этом месте раньше был вход на Храмовую гору:
Евреи поднимались здесь и делали обход против часовой стрелки. Но были люди, которые шли в противоположном направлении. Это те, у которых в жизни произошло какое-то печальное событие: смерть или болезнь близкого человека, потеря важной вещи и т.д. Таким людям было важно, чтобы их пожалели и утешили. И вот те, кто шел в основном потоке, при виде шедшего ему навстречу человека спрашивал: Почему ты идешь слева направо? И тот называл причину, а спросивший произносил слова утешения.
Продолжаем наш обход. Ученые считают, что на месте того небольшого здания с серым куполом (за арками) находился жертвенник Храма:
Куча строительного мусора. Интересно, что это за камни? На мой, далеко не профессиональный взгляд, они показались мне довольно древними: обработаны только по краям, в центре нетронутые. Но, возможно, я и ошибаюсь…
В этом месте мы останавливаемся:
Это – наиболее близкая точка к Святая Святых Храма. Здесь мы обычно молча стоим. Кто-то просто думает, кто-то читает про себя молитву.
Проходим еще несколько десятков метров и останавливаемся для короткого урока. При каждом восхождении мы выучиваем одну главу из Рамбама о порядке служения в Храме. (Патент моего мужа: переписанный по-русски на клочок бумаги Рамбам полиция не считает религиозной литературой, запрещенной к проносу на Гору).
Идем дальше. Видим араба, который стелет свой коврик и начинает молитву. Оказывается, арабам, в отличие от евреев и христиан, можно молиться на Храмовой Горе. Что-то не заметно, правда, чтобы этим фактом заинтересовались борцы за права человека…
Мы выходим с Храмовой Горы. Лицом к месту Святая Святых, спиной к воротам.
На выходе один мальчик из нашей группы под руководством своего отца разрывает на себе одежду:
Есть галаха: если ты больше 30 дней не видел место разрушения Храма, ты должен порвать на себе одежду в знак траура. И прочесть специальный текст:
Ниже – размышления моего мужа (m_antopol) по поводу восхождений на Храмовую гору:
После очередного восхождения я задумался опять: чего же не понимают те, кто не совершают регулярно такого восхождения? Почему нет с нами толп народных?
Ведь понятно (по крайней мере, мне), что галахические проблемы второстепенны. Мне довольно редко попадались люди, которых бы влекло на Гору страстное желание, острое чувство нехватки Храма – и останавливал в последнюю минуту суровый псак рава Овадьи или рава Авинера. А вот людей, не понимающих, чего мы там забыли – множество.
Видимо, понять это можно только на месте, на Горе. Нужно испытать два совершенно противоположных чувства одновременно. С одной стороны, воспринять, что вот здесь, в нескольких десятках метров от нас, стоял и должен стоять Храм. Тот самый, про который написаны целые страницы в Торе. Тот, духовным и материальным состоянием которого все время озабочены пророки. Тот, порядку служения в котором посвящены многие из трактатов Талмуда. Каждый кусочек Горы – целая тема в еврейской истории и литературе.
А при этом глядишь вокруг – мечеть вон стоит. Арабы бродят. ВАКФовец смотрит исподлобья. Кучи строительного мусора, заросшего травой. Полицейский Моти со своей мантрой – «не молиться, не петь, не класть поклонов, не танцевать, никаких религиозных действий, а то всех выведем, всех арестуем». Другая, прямо надо сказать, реальность.
Этот парадокс при нашем восхождении воплотился материально. Мы, как уже было сказано, шли справа налево. И вдруг навстречу еврей. Отдельный такой еврей, со своим отдельным ВАКФовцем и отдельным полицейским. Мы его спрашиваем, как положено – «מה לך להקיף משמאל». А он и отвечает: я в трауре по разрушению Храма…
В этих двух движениях – одно по часовой стрелке, другое против – и есть парадокс. И нигде в мире он не ощутим так, как на Горе. Высшая святость есть. Но ее нет. То есть, есть, но не пощупать ее, не увидеть не удастся. Так и живем.
Следующее восхождение с нами в понедельник 11- го января, или с Ицхаком Имасом (0504-115809) каждую среду.